Лимит на молодых. Вразрез с мнением главных тренеров

21:18, 3 сентября 2020
svg image
338
svg image
0
image
Хави идет в печали

Частность: можно проводить четвертую замену — при условии, что один “лимитчик” меняет другого.
По нашим данным, из глав клубов, состоящих в исполкоме, против лимита голосовал только Иван Ворсович (“Неман”). Компанию ему составил главный тренер БАТЭ Кирилл Альшевский. Еще два представителя руководящего органа федерации — Сергей Куница и Сергей Сафарьян — воздержались. То есть решение принято абсолютным большинством: на заседании присутствовали 18 (из 21) членов исполкома, состав которого легко найти на сайте БФФ.
Между тем у болельщиков иное мнение. Из свыше 2700 человек, участвовавших в опросе pressball.by, половина считает это “плохим решением”. Графа “поддерживаю” малочисленна (15 %), остальные же “воздержались”, проголосовав за вариант “время покажет”. А из уст главных тренеров команд нашего Д1 категорическое за мы услышали лишь от Дмитрия Мигаса из “Белшины”. Аргументы против звучали гораздо чаще — более того, у многих рулевых исключительно они и звучали. Что касается “Шахтера”, новый наставник которого пока не утвержден, то здесь и сейчас приведем позицию клуба: горняки выступали против введения лимита.

Кирилл АЛЬШЕВСКИЙ (БАТЭ)
На мой взгляд, доводы, которые приводили инициаторы этого предложения, не очень убедительны. Например, в Польше, чтобы прийти к аналогичному решению, клубы готовились довольно продолжительное время — и такой ход не стал для них сюрпризом. Второй пример, озвученный на исполкоме, — Сербия. Но ведь юношеские и молодежные сборные этой страны, в свое время побеждавшие на чемпионатах мира и Европы, добивались подобных достижений и до введения лимитов. Не в этом секрет успеха. К тому же не надо забывать, что по поставке футболистов на внешний рынок Сербия уступает, наверное, только Бразилии. Естественно, выбор игроков у нее намного шире, а соответственно и больше возможностей для комплектования сборных. Что же касается ярких выступлений белорусской “молодежки”, трижды пробивавшейся в финальные турниры чемпионатов Европы, так она этого добилась как раз благодаря отсутствию лимитов — молодые футболисты на равных конкурировали с опытными игроками и в честной спортивной борьбе выгрызали место в составах клубов.
Убежден, принятые меры не принесут желаемого успеха. Будет хорошо, если мы, пойдя таким путем, не навредим нашему футболу. Хотя предпосылки к этому, мне кажется, просматриваются. Думаю, молодые ребята будут конкурировать не столько с опытными, сколько с такими же парнями, как они сами, — ведь одно место для молодежи в составе гарантировано. Это неминуемо приведет не к росту их мастерства, а, напротив, к застою или даже деградации. Молодые будут видеть, что независимо от уровня их игры и стремления к развитию и самосовершенствованию они все равно востребованы, им все равно платят хорошие деньги. А поскольку интерес к этой категории молодежи во многом раздут искусственно, то через год-два многие окажутся мало кому нужны, так как внимание переключится на новых “лимитчиков”. В итоге вместо предполагаемого повышения потенциала высшей лиги он снизится.

Игорь КОВАЛЕВИЧ (“Неман”)
По-видимому, это не хорошо и не плохо — вообще никак и неправильно со всех сторон. Особенно если есть возможность учиться на ошибках других: в том же Казахстане идея с “лимитчиками” быстро себя исчерпала. Можно и у нас открутить “кино”. Юрий Пунтус, Юрий Курненин, Георгий Кондратьев выходили с молодежными сборными в финальные стадии чемпионатов Европы при лимитах? Или Кондратьев при них на Олимпиаду выходил? Давайте смотреть правде в глаза: была просто здоровая конкуренция. Не понимаю, для чего теперь плакаться и делать все искусственно? Играть не потому, что ты сильнее, а потому, что молодой? Получается, ты обязательно должен ввести кого-то в состав. А кого, если их у тебя сегодня, например, нет? Однако ты обязан — значит, надо не только пригласить, но и дать соответствующие деньги. Все, что делается искусственно, неправильно — и здесь я ничего нового не скажу. Для первой лиги еще понимаю. Но вот так “ломать” команды высшей? Мне интересно: вернуть бы сейчас Юрия Вергейчика в “Шахтер” и поставить ему подобную задачу, как он ее воспринял бы? Да, у него в Солигорске вырастали Поляков, Риос, Букаткин. Но все было естественно, никто никому не приказывал. Зачем тогда ввели эти меры сейчас?
У каждой команды есть задачи, которые перед ней ставят, и она решает их по ходу чемпионата. Говорю про всех — не только про лидеров, но про “Слуцк”, “Городею” и так далее. У нас и так немного футболистов, а вы посмотрите, какие потери случане и городейцы понесли в первый период трансферного окна. Не исключено, могут понести и во второй. А отыскать футболистов для “молодежки” всегда можно — я их находил не только в первой, но даже во второй лиге. Они все равно вырастут естественным путем — не завтра, так послезавтра. А мы сегодня ставим клубы в позу: у тебя есть не одиннадцать, а десять человек в “старте”. Еще одного ищи где хочешь. А Гродно преследует свои задачи, Борисов свои, Брест свои. Под них тренеры формируют состав, но им диктуют условие: у тебя обязан быть “лимитчик”… Дикость какая-то. Думаю, всю эту систему мы поймем уже через полгода нового сезона. Но что толку говорить, если федерация никогда не слышала мнения тренеров? Максимум поинтересуется для вида — и все равно решит и сделает по-своему. А вы потом разбирайтесь и живите с этим как хотите.

Юрий ПУНТУС (“Торпедо”-БелАЗ)
Я против. Искусственно вводя в состав молодежь, мы футбол не поднимем. Если парень конкурентоспособен, то тренер выпустит его на поле, несмотря на возраст. А то, что принято сейчас… Четко не могу понять, для чего такое сделано. Нечто подобное несколько лет действует в первой лиге, но плюсов от этого не вижу. И вводить такое правило в высшей — перебор. Тем более что с прицелом на весь сезон клубам нужны три-четыре футболиста такого возраста. Конечно, у нас в стране есть способные ребята. Но тех, кто уже получает много практики, единицы. Остальные появляются на поле ненадолго. Внимательно слежу за дублерами нашего “Торпедо”-БелАЗа, бываю на матчах. И могу сказать, безо всякого желания обидеть ребят, что пока они не готовы выступать в высшей лиге.
Еще важно заметить, что сейчас эти молодые парни попросят хорошую зарплату. Далеко не всех будет волновать, что они попали в команду искусственно. Подключатся агенты и начнется торг. А высшая лига не поле для экспериментов. Здесь у клубов стоят задачи. И вообще, завоевание медалей, попадание в еврокубки, зарабатывание денег. И у нас получится, что условно БАТЭ и минское “Динамо” будут играть фактически без одного футболиста. А затем им придется думать, как с таким подходом выступать в Европе.

Виталий ЖУКОВСКИЙ (“Ислочь”)
Если вкратце, на “Ислочь” решение никак не повлияет. Мы уже были к нему готовы — старались продвигать молодежь в основной состав и без инициатив федерации. У нас хватает таких ребят, проблем не возникнет. А вот как это отразится в целом на чемпионате и уровне лиги, сложно сказать. Но вообще искусственные меры ни к чему хорошему не приводят. И если теоретически все выглядит адекватно, то на практике есть вопросы. И если так мы хотим получить шестнадцать готовых футболистов для молодежной сборной, то этого не будет — будут пара вратарей, крайние защитники и один-два игрока на какую-то другую позицию. Кроме того, в условиях отсутствия конкуренции у молодых людей может проявиться непрофессиональное отношение к делу. Они будут видеть, что все равно сыграют, и перестанут усерднее работать на тренировках. От этого пострадает и команда, и футбол в целом.

Владимир БЕЛЯВСКИЙ (“Энергетик”-БГУ)
Я против всех лимитов. Но если уж пошли по такому пути, то надо из этого правила извлечь максимум выгоды, сделать его наиболее эффективным. Федерация постановила, что можно будет проводить четверную замену — если один “лимитчик” уступит место другому. Но в Доме футбола ратуют за то, чтобы у нас играло больше молодежи, верно? Так пусть бы парень этого возраста вступал в игру вместо любого партнера. Так он смог бы заменить еще одного футболиста постарше, и на поле оказались бы сразу два молодых. А зачем мне для этого снимать с игры Свирепу или Мирошникова, если они готовы проводить весь матч?
Не хочешь — никто не заставляет, но вот такое решение с четвертой заменой было бы более разумным и логичным. Давайте впоследствии утвердим это дополнение. У нас часто рубят сплеча. Но если отрубил, обратно уже не приделаешь. А вообще, в “Энергетике” и так “лимитчиков” есть и будет “сверх нормы”. Но ведь это не поощряется федерацией, как в Латвии и других странах. Правило про молодых утвердили волевым решением, а будут ли привилегии для клубов, не сказано.

Александр СЕДНЕВ (“Рух”)
Если рассматривать вопрос лично с моей позиции, мне вообще все равно. На это решение нужно смотреть под призмой того, для чего оно было сделано. А это знакомые правила. Я играл по ним в первой лиге с могилевским “Днепром”. И мы выполняли задачу по выходу в элиту. И если изначально это трактовалось как обязательная процедура, то со временем это исчезло само по себе — “лимитчики” завоевали право играть в составе по спортивному принципу. Многое зависит от стратегии клуба. То же самое в “Рухе” — она подразумевает не сегодня, и даже, наверное, не завтра, но создание фундаментальной команды. Она должна быть молодой, скоростной.
Однако любой запрет, любое табу бьет по принципу конкуренции. Человек заведомо понимает, что у него будет чуть больше шансов попасть в состав. И здесь важно, какие у него личные качества. И мне, например, было бы стыдно, если бы я оказался “лимитчиком” в подобных обстоятельствах. Я сам через такое проходил в 90-х. Меня подпускали к составу, но я понимал, что это большой аванс. А сегодня еще много других факторов, прежде всего, экономических: особенно речь касается агентов. Но это отдельная история…

Леонид КУЧУК (“Динамо” Мн)
Это решение исполкома, и я его уважаю.

Сергей ЯСИНСКИЙ (“Витебск”)
Есть весомые аргументы за и против. Конечно, упадет конкуренция: искусственный ввод в состав любого футболиста (неважно, какого он возраста) понижает ее внутри команды. В нашем случае они будут конкурировать не со взрослыми игроками, а только между собой. Это минус. А с точки зрения предоставления лишнего шанса молодым — плюс. Сейчас не могу сказать однозначно, хорошо это или плохо. Но, раз решение принято, надо попробовать. Помнится, у нас были большие споры насчет количества команд в чемпионате, однако в последнее время их не слышно. То есть формула с 16 клубами себя оправдала, пусть и с определенными оговорками. К чему это говорю? Ясный и конкретный ответ даст только опыт. Практика покажет, правы мы были или нет. Не знаю, как по-другому и какие еще решения или открытия в мире делались без проверки опытом. По-моему, это нормально, и так было со многими новшествами. Может, случится какая-то революция — а может, “пустышка”. Однако если ничего не делать и не шевелиться, то не будет вообще ничего — под лежачий камень вода не бежит. Понятно, что любой клуб защищает свои интересы. А для “Витебска” такой лимит, на мой взгляд, безболезненный. Хотя, как показывает практика, суперклубы воспользуются этим и начнут — да чего там, уже потихоньку начали — скупать молодых. Но, нравится тебе или нет, сильнейшие все равно стекаются в лучшие команды, и это нормально.
Повторяю, все покажет только жизнь. Единственное, что опыт других стран и лиг неоднозначен: у кого-то получилось, у кого-то нет. Никто не знает, как выйдет у нас. Но, чтобы узнать, нужно сделать.

Сергей КОВАЛЬЧУК (“Динамо” Бр)
Моя позиция может отличаться от взгляда клуба, но я выступаю против этого решения. Понимаю посыл федерации, инициировавшей реформу: юных ребят, стабильно выступающих в высшей лиге, сейчас немного. Однако, помогая молодежи, лимит ограничивает все коллективы, которые борются в таблице за высокие места и ставят амбициозные задачи. Уже через год, когда в состав потребуется вводить игроков 2000 года и моложе, на рынке возникнет дефицит квалифицированных кадров.
В свою очередь это спровоцирует рост цен на ребят, рост их зарплат. Повышенный спрос позволит футболистам и их агентам диктовать клубам условия, поскольку они прекрасно будут понимать свою востребованность. Согласитесь, чтобы спокойно ротировать состав с учетом лимита и давать молодым игровое время, нужно привлечь не одного такого добротного футболиста, а трех-четырех или больше. Где их взять? Мы уже сегодня озаботились активным поиском, но пока не решили проблему. И очевидно, что вслед за нами вся лига столкнется с аналогичными трудностями. При этом Бресту даже чуть проще — “Динамо” развивает академию. Однако там сейчас обучаются ребята помладше, и даже в нашем дубле бегают более юные парни, чем подразумевает лимит!.. Это утверждает меня во мнении, что ограничения, принятые исполкомом, нашему футболу во благо не пойдут.

Михаил МАРТИНОВИЧ (“Славия”)
Правы мы или нет, рассудит только время. Но я считаю меру нецелесообразной: искусственное введение в основу не даст положительного эффекта. Хорошие футболисты и без этого будут играть. Место в составе отвоевывается в конкурентной борьбе — так было всегда. К примеру, я попал в звездную по именам “Славию” в семнадцать лет. Тренировался с основой, пусть редко, но участвовал в матчах, постепенно прибавлял, учился, пробивался наверх. Это естественный процесс.
Но, учитывая реальность, от которой никуда не деться, уже сегодня начинаем подводить молодежь к основному составу. В какой-то степени нам повезло, ведь в “Славии” хватает перспективных ребят. Удачно, что дело не касается 2000 года — если откровенно, эта генерация у нас как-то выпала, выглядит слабовато. А вот с 1999-м проблем нет. Шевченко — игрок молодежной сборной, имеет опыт выступлений в высшей лиге, Малькевич и Василевич (хоть они и арендованные), другие парни. К тому же подключаем к тренировкам двух ребят 2001 и 2002 годов, то есть серьезных проблем с подбором возникнуть не должно. Хотя в целом командам, думаю, будет тяжеловато. Надо четко определиться, какие цели преследуем. Если растить молодежь — значит, активно занимаемся этим. Если бороться за высокие места — здесь сложнее. У “Славии” немножко приземленные задачи, а у клубов выше статусом необходимость искусственно вводить неопытного футболиста неизбежно снизит боеспособность. За редким исключением, он — самое слабое звено в составе. А раз так, соперник будет точно знать, на какую болевую точку давить.

Вадим СКРИПЧЕНКО (“Минск”)
Если проецировать ситуацию исключительно на наш клуб, то выполнить решение не составит никаких проблем. А для молодых парней это шанс, стимул и мотивация пробиться в основу и проявить себя. Уверен, у нас найдутся варианты из кого выбрать. А если говорить об эффективности в целом, то время покажет. В глобальном плане — ну, не знаю… Думаю, другие клубы будут испытывать определенные проблемы. В первую очередь речь о лидерах, у которых другие задачи — бороться за медали, участвовать в еврокубках. Как, например, поступить главному тренеру, когда у него в чемпионате постоянно выступает молодой футболист, а потом нужно играть в раунде плей-офф Лиги Европы или Лиги чемпионов? Там надо доверить место более опытному, потому что уровень сопротивления несоизмеримый. Это головная боль…
В целом же, по моему мнению, вопрос не в лимите, а в конкуренции. На поле должны выходить сильнейшие. Если какой-то иностранец на сегодня лучше белоруса — значит, он и должен играть. Так везде. И в то же время это мотивация для наших ребят — стремиться в стартовый состав и вытеснять этого легионера. А создавать белорусам такие условия… Наверное, для сборных всех возрастов это правильно. Для клубных тренеров — другое дело. Повторюсь, в любом случае должна быть конкурентная среда: играет тот, кто сильнее.

Александр КОНЧИЦ (“Слуцк”)
Таких парней можно заманить в команду тренерским мастерством или финансами, которые никто не отменял: у кого есть деньги, у того и будут лучшие игроки этого возраста. Ну, или если свою талантливую молодежь удастся удержать — тоже выход из положения. А у остальных… Сама по себе идея, может, и неплохая. Но ведь это сразу поднимет цену на молодых — причем, возможно, незаслуженно. Кроме того, надо понимать, что у каждого тренера свои задачи, и не все они стыкуются с новым правилом. Понятно, мы будем в равных условиях, но тем не менее. А куда, на какую позицию “лимитчиков” определить? Поставишь такого в оборону — получишь мешок голов. Хорошо если у кого-то есть вратарь подходящего возраста…
Да, мы ко всему привыкаем. Но, по-моему, к решению следовало подойти обдуманнее. Почему БФФ было точно так же не опросить нас? Наверное, тренерский состав не в почете. Все это федерация сама придумала, а клубы, похоже, просто поставлены перед фактом.

Олег РАДУШКО (“Городея”)
Идея интересная, но вместе с тем спорная. Когда работал вторым тренером молодежной сборной, и в высшей лиге с 2010 по 2014 год выступали двенадцать команд — а в 2012-м их вообще было одиннадцать, — остро чувствовалась нехватка молодых: в основном ребята играли в дубле. А когда количество клубов опять возросло до 16, то с практикой на взрослом уровне на состав их стало хватать без проблем. Вот поэтому у меня и двоякое мнение. С одной стороны, может получиться полезное дело для развития молодежи. С другой — искусственно вводить тех, кто к этому не готов, неправильно. Да и не у всех команд есть молодые, которые могут не просто находиться в основной обойме, но и реально конкурировать с более опытными. Плюс будет завышение контрактов, они начнут себя переоценивать — потому, что нужны обязательно…
Здесь много подводных камней. Опять же если решение было бы абсолютно правильным, то, наверное, Италия с Испанией тоже вводили бы в своих премьер-лигах такие лимиты. Наверное, иногда нужно и по сторонам смотреть — и видеть, что делается в самых футбольных странах мира.

Дмитрий МИГАС (“Белшина”)
Отношусь к этому положительно. Только плюс, если в составе каждой команды будет как минимум один такой молодой игрок. В проекции же на “Белшину” вообще не вижу сложностей: у нас есть молодежь. Возможно, проблема более актуальна для больших клубов, которые решают серьезные задачи. Наверное, там могут возникнуть вопросы. Мы же, наоборот, за. Это мое мнение, но штаб, думаю, меня поддержит.
Мы сохранили немало ребят, которые выступали в фарм-клубе во второй лиге, хотя некоторые уходили и в “Минск”, и в “Шахтер”. Но много и осталось. Есть неплохие парни и 2001, и 2002, и 2003 года. Просто сейчас немного не та ситуация, чтобы дать им полноценный шанс проявить себя, однако они постоянно тренируются с главной командой. Кроме того, двое футболистов уже представлены в молодежной сборной — Нечаев и Соланович. Плюс Кучинский, которого вызывали туда ранее, но сейчас он немного сдал позиции. Впрочем, Костя старается, и — я уверен — еще наберет кондиции.

Алексей МИХАЙЛОВ (“Смолевичи”)
Искусственные меры вряд ли принесут результат. Некоторые молодые могут оказаться в такой ситуации, что их будут держать в команде лишь из-за лимита. А по сути им придется практиковать только за дубль. Может, получат шанс выступить в основе, может, и нет. Определенно клубы будут страховаться на случай травм и дисквалификаций — поэтому они станут включать в заявку на сезон не двух игроков этого возраста, а трех-четырех. И может получиться, что один заиграет, а остальные застрянут в запасе. Парни, возможно, и перспективные, а потеряют целый год.
Не очень верю в эти меры. Конечно, дай бог. Но я больше за то, чтобы футболисты попадали в состав по спортивному принципу. Если достоин, окажешься в нем так или иначе. Если нет, то, наверное, следует выступать где-то уровнем ниже. Но играть нужно однозначно, потому что игра — это развитие, которое не заменишь лишь тренировками.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?