Наш соперник. Так близко к выходу на топ-турнир мы не были еще никогда
В биографии защитника полно занятных штрихов. Родился в семье чемпиона Союза по регби. Успел сыграть в российской “молодежке”. В юные годы побывал на смотринах в “Аяксе”. Пережил громкий скандал в “Анжи”. В последние сезоны из-за травм дважды носил на лице фиксирующую маску. И только сейчас в карьере 31-летнего футболиста тульского “Арсенала” относительное спокойствие. С любопытством о том, что в лагере грузин думают о “матче века”, корреспондент “ПБ” и набрал российский номер Григалавы.
— В Грузии тоже относятся к грядущему поединку как к единственной возможности попасть на топ-турнир?
— Конечно! Для нас это самая важная игра. Ведь так близко к выходу на чемпионат Европы не были никогда. Как знать, скоро ли еще появится такой отличный шанс. Поэтому вся страна и все наши футболисты с нетерпением ждут эту встречу.
— Почему ваша сборная тоже никак не может выйти на чемпионат мира или Европы?
— В двух словах тяжело объяснить. Тут много факторов. Надеюсь, в ближайшем будущем исправимся и наконец-то попадем на эти турниры. А игроки в Грузии всегда были хорошие, качественные. Но сборной все как-то не удавалось добиться результата. Сейчас у нас футболисты, может, и не такие именитые, как раньше. Много лет назад грузины выступали в топ-клубах — и Каладзе в “Милане”, и Арвеладзе в “Аяксе”, и Кобиашвили в “Шальке”. Да много кого можно вспомнить. А сегодня таких примеров в нашей команде нет. Зато до успеха осталось сделать пару шагов.
— Кстати, у вице-чемпиона Германии Левана Кобиашвили хорошо получается руководить вашей федерацией? Ему в качестве генсека помогает и вице-чемпион Австрии Давид Муджири.
— Знаете, работу федерации всегда оценивают по результату команд. А так могу сказать, что в стране стали заметно развивать футбольную инфраструктуру. Строят стадионы и поля, укладывают синтетику. Причем чтобы возможности были не только в Тбилиси или рядом с нашей столицей, но и по всей Грузии.
— Большинство ваших сборников выступают за границей. Сейчас туда уехать легче, чем раньше?
— Думаю, да. Ведь сегодня гораздо проще заметить футболиста и следить за ним. Есть и видеонарезки, и любая статистика, и какую хочешь игру можно увидеть. Включай да смотри. Если что, на тебя точно обратят внимание. А талантливых ребят в Грузии хватает.
— Кто в вашей сборной самый техничный?
— Наверное, парни помоложе — Окриашвили, Кварацхелия, Давиташвили. С мячом работают отлично. У них получается лучше, чем у других. Но вообще у каждого своя техника: кто-то на финтах, а кто-то — по-другому. Это же не только игра на публику.
— А сами могли оказаться в Европе, не считая просмотра в “Аяксе” в девятнадцать лет и отлучки на Кипр?
— Были варианты. Но надо ценить и то, что имеешь. Больше десяти лет играю в премьер-лиге. И могу сказать, что в России мне нравится.
— Для вас ведь плохо, что матч в Тбилиси пройдет без зрителей?
— Не только для меня, а вообще для всей страны. Мы так ждали… И футбол был бы лишь интереснее, причем не только для нас, но и для белорусов, наверное, тоже. Пятьдесят или шестьдесят тысяч зрителей — совсем другое дело. И тут уже не так важно, дома ты или на выезде.
— Знаете, что за последние три года сборная Грузии дома провела тринадцать матчей, при этом уступив только команде Швейцарии?
— От вас впервые слышу. Как-то не задумывался об этом. Но если так, значит, на своем поле мы играем лучше, чем в гостях. Как, впрочем, и все южные команды. Ничьи с Данией и Ирландией в Тбилиси в прошлом году? После поражения 1:5 в Копенгагене очень хотели реабилитироваться. И 0:0 в матче с такой сборной — неплохой результат. Хотя постоянно стараемся играть на победу, особенно дома. Ну а ничьей с ирландцами мы остались недовольны. Не такая уж это сборная, как та же датская, чтобы победа над ней стала праздником. Доступная команда.
— Грузия в нашей встрече — фаворит?
— Тяжело сказать. Все-таки будет одна встреча. Конечно, у нас есть преимущество. Мы же играем дома, пусть и без зрителей. Мне кажется, тут важно, кто будет лучше готов и у кого окажется меньше потерь в составе. Если все наши футболисты подойдут к этому матчу в форме, то у нас хорошие шансы. А говорить, что мы фавориты, не стал бы.
— Большие премии вам положены в случае чего?
— За победу над Беларусью ничего не обещали. А вот если выполним задачу в целом, тогда да.
— Не опасаетесь, что матч снова перенесут из-за коронавируса?
— Нет. Не так много времени осталось до этой игры, чтобы вносились столь кардинальные коррективы. По-моему, она состоится, как говорят, при любой погоде.
— Премьер-министр Грузии недавно сказал, что у вас вторая волна коронавируса…
— Конечно, число заразившихся в последнее время прибавилось. Но оно не настолько критично, чтобы закрывать страну и переносить игру. Ситуация под контролем, и она не такая уж страшная. В некоторых странах намного хуже, но там национальные чемпионаты вовсю играются.
— Как думаете, когда коронавирус исчезнет?
— Наверное, ни один человек в мире не сможет ответить на этот вопрос. Надеюсь, болезнь останется в этом году, чтобы в следующем все было нормально.
— Как в сентябре в Лиге наций для вас прошла подготовка к этой игре?
— Думаю, она получилась. Победили эстонцев и сыграли вничью с македонцами. Подходящие соперники, чтобы проверить себя. Мы эти матчи хорошо провели. Поэтому каких-то проблем с сыгранностью быть не должно. Тем более все чемпионаты, в которых выступают наши ребята, уже возобновились.
— Помните отборочные матчи с белорусами осенью 2012-го?
— Вполне. Не детально, а скорее в целом. Дома 1:0 выиграли, а через месяц в Минске 0:2 уступили. Можно сказать, мирно разошлись.
— Вам тогда удалось сыграть вничью с французами в Тбилиси.
— Наверное, один из самых памятных для меня матчей в сборной. Учитывая, как тогда выступали мы и соперник, это один из наших выдающихся результатов. У французов мощная сборная была. Тем более им, насколько помню, требовалась победа. Кого опекал? Я тогда играл не в центре обороны, а на краю. Вальбуэна на моей бровке бегал.
— Что рассказывают про наш футбол белорусы Ковалев и Громыко из вашего “Арсенала”?
— А мы с ними предстоящий матч особо не обсуждаем. Так, перекинулись парой фраз. Не такие уж они и разговорчивые парни. Конечно, будет интересно сыграть друг против друга. Тем более что Валеру, насколько знаю, тоже вызвали в сборную. Надеюсь, после матча у меня настроение будет лучше, чем у них.
— За Громыко на тренировках вам трудно уследить?
— Да нормально. Трудно — это с Месси.
— Почему в Туле не заиграл еще один белорус — Володько?
— Не знаю. Это лучше у тренера спросить. Пусть в новой команде у Макса все сложится.
— Вы с Хагушем главные старожилы в “Арсенале”?
— Он вообще здесь вне конкуренции — почти коренной. Появился в Туле еще раньше меня — в начале 2015-го. Как раз после второго ухода из БАТЭ. В Беларуси прошли золотые годы его карьеры.
— С кем еще, кроме обоих одноклубников, знакомы в сборной Беларуси?
— С Драгуном. Мы с ним вместе в “Крыльях” играли. Конечно, знаю игроков, которые, как и я, выступают в чемпионате России. Но куда лучше — ваше старое поколение. В “Ростове” отлично помню Калачева, Омельянчука, Амельченко, Кульчия. В “Москве” — Жевнова. В Самаре с Драгуном тогда и Веремко с Верховцовым были. Но все это одноклубники. А если говорить о соперниках, то часто приходилось пересекаться на поле с Корниленко. Тоже старая гвардия!
— Что вообще знаете о белорусском футболе?
— Конечно, об успехах БАТЭ в еврокубках! О них ваши ребята очень много рассказывают. Даже если слушать не хочешь, все равно приходится. А так не могу сказать, что слежу за чемпионатом Беларуси. Разве только в общих чертах.
— Почему пропустили в сентябре тот самый старт Лиги наций — остались в запасе?
— Потому что сейчас не играю в “Арсенале”. Провел только два первых матча в чемпионате России в августе. Ну ничего: надеюсь, скоро все наладится. Отказ клуба от схемы с тремя центральными защитниками? Нет, их количество на мою игру точно никак не влияет.
— Кто в вашей сборной лучше всех делает шашлык?
— Ох, даже не знаю. Не так уж часто и надолго мы собираемся вместе, чтобы устраивать что-нибудь такое. Ну и почему сразу шашлык? В грузинской кухне полно вкусных блюд. А сам его делать не умею. Больше люблю не готовить, а есть.
— Ваш дом по-прежнему в Ростове?
— Нет. Переехал в этот город в детстве и жил там долгое время. Но со временем перебрался в Москву, где и обитаю на постоянной основе. Прямо сейчас квартирую, само собой, в Туле. Но главный город для меня все равно Ростов. Правда, приезжаю туда только в декабре, когда в чемпионате наступает перерыв.
— В составе “Анжи” вы выступали в 1/8 финала Лиги Европы. Это ваше самое большое достижение в футболе?
— Если исходить из результата и уровня турнира, то, наверное, да. Выше пока никуда не пробивался. Но, надеюсь, главным успехом станет выход на чемпионат Европы! Впечатления от выступления в “Анжи”? Ни Хиддинка, ни Это»о с Виллианом там уже не застал — оба игрока как раз перед моим приходом уехали в “Челси”. А вообще в Махачкале у меня много всего было — и хорошего, и неприятного.
— Та история с обвинением в употреблении запрещенных веществ сильно испортила карьеру?
— Если я на полтора года без футбола остался, то, видимо, да. Но у нас такая договоренность, что обсуждать ту историю не могу. С клубом разошлись, и все осталось между нами.
— Насколько довольны тем, как “Арсенал” выступает в этом чемпионате?
— Пока результаты не те, которые нас устраивают. Мы ведь уже попробовали сыграть в еврокубках, поэтому хотелось бы еще. Почему дважды уступили “Нефтчи” в Лиге Европы в прошлом году? Если бы знал, то мы, наверное, выиграли бы.
— Справочный вопрос. Ваше имя на какую букву заканчивается — “а” или “я”?
— В России произносят и пишут “я”. А поскольку в Грузии такой буквы нет, то там — “а”. Впрочем, я на этом особо не зацикливаюсь. Как удобно, так и пишите.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь