Колонка редактора. Мы хотели бы писать не об этом...

21:30, 1 октября 2020
svg image
5291
svg image
0
image
Хави идет в печали

Сколько ни бейся, теряешься в попытках задать ориентиры, что разводили бы темы по разным углам. Поэтому, прежде чем выпустить газету в мир, как ни взвешиваю каждый материал, все равно остаюсь в недоумении.

Мы и рады бы писать исключительно о спорте, как это закладывалось в философию “ПБ” при создании. Да только как выносить на первую страницу новости о победах или геройствах соотечественников, если за участие в несанкционированном мирном шествии на 15 суток отправлена за решетку Елена Левченко?! Вице-чемпионка женской НБА и рекордсменка по числу игр в сильнейшей лиге мира среди белорусок, бронзовый призер ЧЕ-2007, лучшая центровая планеты 2010 года и обладательница, пожалуй, рекордного количества медалей разнообразных первенств в суверенной истории, она 15 лет тащила нашу сборную к самым высоким пикам. И попутно оставалась ролевой моделью для многих девчонок, которые сомневались, идти в спорт или нет, либо же сталкивались с карьерными трудностями. При всей неоднозначности характера (а кто из нас идеален?) Лена умела держать удар, демонстрируя всему миру, что белорус — человек со стержнем. Отойдя в последний год от баскетбола, она продолжила это делать и вне паркета. Вот только ее гражданская позиция пошла вразрез с той, которую обычно слышали от спортсменов.
Наверное, Левченко можно было дать крупный штраф. Возможно, Левченко можно было выписать срок условно — все же на скамье подсудимых оказалась баскетболистка, вошедшая в историю. Однако ее прежние нарушения ПДД, если верить постановлению об аресте, перевесили победы гомельчанки. Те самые, которым радовалась страна и за которые Лену уважали даже суперзвезды калибра Дайаны Таурази, Лорен Джексон или Селин Дюмер. Каждую из побед мы описывали подробно, испытывая кайф от принадлежности к громким баскетбольным успехам. И хотели бы дальше рассказывать о центровой именно в спортивном формате. Однако прецедент, созданный в суде Ленинского района, похоже, еще долго не позволит нам трудиться в желанном ключе. Ведь топовых спортсменов, выходивших на улицы поддержать соотечественников, хватало с избытком. И если каждого, как Левченко, будут отправлять на сутки на основании фотографий, опубликованных в инстаграме или на сайте “Прессбола”, мы собьемся только на судебные хроники.
Хотя хотели бы писать о другом. Честно.

Мы были бы рады писать о детском спорте. Да вот только двукратная олимпийская медалистка по плаванию Александра Герасименя, открывшая собственную школу и обучавшая деток ремеслу, которым владеет в совершенстве, намедни осталась без помещения для тренировок. Значит ли это, что гражданская позиция Золотой Рыбки, еще вчера являвшейся надеждой всей Беларуси в профильном виде, перечеркивает ее достижения — и аннулирует значимость всего, что Саша делает для подрастающего поколения? Причем не только для желающих заниматься профессиональным спортом, но и для тех, кто в силу серьезных проблем со здоровьем (того же аутизма, например) лишен подобной возможности.
Мы были бы рады писать о личностях в отдельных видах, чьи человечные поступки несправедливо остаются на периферии внимания из-за невысокой популярности тех или иных дисциплин. Но сегодня самбиста Степана Попова коллеги по цеху за спортсмена не признают, а руководители отрасли и вовсе называют “списанным в тираж”. Хотя еще четыре года назад парня, удостоенного премии “Fair play” на первых Европейских играх, ставили в пример как Человека с большим сердцем и атлета, на которого должен походить каждый. Ведь белорус после победы в финале собственноручно унес с ковра соперника — травмированного Амила Гасимова, после чего еще и помог добраться до пьедестала, чтобы азербайджанец получил серебряную награду. Сейчас, по логике происходящего, мы должны отречься от чемпиона и вычеркнуть его поступок из анналов истории? Ведь его гражданская позиция идет вразрез с государственной…

Мы были бы рады писать больше о женском спорте. Тем более — как видится из истории — на хрупких плечах наших прекрасных дам в основном и лежит нагрузка по завоеванию самых драгоценных наград топ-состязаний. Но пример легкоатлетки Светланы Куделич, в буквальном смысле умиравшей за Беларусь на чемпионате мира-2019 в Дохе, делает инициативу по продвижению женщин в спорте бессмысленной. Ты можешь целый год приводить самоотверженность и спортивную страсть девушки в пример всем, кто опускает руки из-за мелких проблем, а потом не будешь знать, как помочь героине. Хотя та потеряет все, что зарабатывала на асфальте кровью и потом (финансы, работу, условия для тренировок) лишь из-за несогласия с агрессией, которую видела своими глазами и которую чувствовала той же кожей, что фактически слазила с бегуньи в нечеловеческих условиях Катара.
Мы были бы рады больше писать о недостатках в спорте — и делать его лучше. К чему, собственно, “Прессбол” в свое время подталкивал даже глава НОКа, призывавший в процессе общения со СМИ вскрывать нарывы и “держать в тонусе” чиновников отрасли, чтобы те не пребывали в зоне комфорта. Однако сегодня за нейтральный текст, подобный этому, реально отхватить тотальный “бан”. Тогда как интервью в газете или на сайте, данное олимпийскими медалистами, чемпионами мира либо уникумами-тренерами, может обернуться блокировкой либо лишением статуса СМИ. И сколько потом ни объясняй, что это мнение, не несущее в себе политической пропаганды, а социально наболевший посыл, все впустую. Вослед публикации могут лететь не только предупреждения Министерства информации, но и головы с плеч журналистов.

Мы были бы рады писать даже об уникальных спортсооружениях в стране: новом национальном футбольном стадионе, самом современном комплексе для фристайлистов или о воздухоопорных манежах. Но будет ли там кому заниматься, если в нашем спорте сейчас окончательно наступит раздрай? Разделение на “своих” и “чужих”, “бчб” и “красно-зеленых”, “свядомых” и “несвядомых”, прежде намечавшееся штрихпунктиром, после прецедента с задержанием топ-спортсменки определенно приведет к масштабному расколу. Уже в августе на соседних беговых дорожках и в раздевалках одноклубники принимались спорить, а порой даже травить друг друга. Нынче же остаться нейтральным возможности не будет — и посыл “все, кто не с нами, тот против нас” от слов “сборная” и “команда” не оставит и следа…
Поэтому мы призываем тех, в чьих силах прекратить этот фатальный процесс, сесть за стол переговоров. Противоречия, которые в целом существуют внутри белорусского общества, нам, понятное дело, не разрешить. Но за спорт определенно побороться можно. Не давлением, не категоричным отрицанием, не игнорированием пропасти в стремлении дожать визави до конца, а диалогом. “Прессбол” готов предоставить для этого любую площадку — будь то газета, сайт, редакционный кабинет — или же выступить медиатором посредством журналистов. Если сейчас самые высокие спортивные чины и ключевые фигуры протестного движения не найдут сил переступить через амбиции, взглянуть друг другу в глаза и выработать хоть какой-то вариант по выходу из кризиса, мы потеряем друг друга. И то, что по задумке должно объединять людей, еще сильнее их друг от друга отдалит.

Мы же о спорте не сможем писать совсем. Потому что в Беларуси его просто не будет…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?