Волшебник уик-энда в РПЛ. Александр Кульчий: ох и необычная выдалась неделька
Дебют Кульчия в качестве исполняющего обязанности главного тренера московского “Динамо” получился более чем впечатляющим. Воскресную игру с “Краснодаром”, бронзовым призером прошлого сезона, “бело-голубые” провели не от обороны, как все ожидали, а в эффектной, размашистой, скоростной манере. И вынудили маститых южан покинуть столицу несолоно хлебавши. Кульчий же после победного матча был предельно скромен, отмечал хорошую игру футболистов и не особенно ударялся в секреты преображения команды. Впрочем, в беседе с корреспондентом “ПБ” Александр оказался более словоохотлив.
— Ожидали, что будете руководить “Динамо” во встрече с “Краснодаром”?
— Нет. Все произошло очень спонтанно. Ведь я работаю с “Динамо-2”, выступающим в ПФЛ (Д3. — “ПБ”.). И даже когда стало известно об отставке Кирилла Новикова, было много вариантов. Клуб уже начал поиски специалиста, позицию тренера временно мог закрыть спортивный директор Желько Бувач. Однако на следующий день руководство “Динамо” пригласило меня и попросило подготовить команду к матчу с “Краснодаром”.
— Были знакомы с игроками главной команды?
— Конечно, большинство ребят прекрасно знаю. Не раз пересекались на базе, само собой, слежу за матчами основного состава. Так что в этом плане проблем не возникало. Главная сложность — игроки выглядели поникшими. Они понимали, что в отставке тренера велика доля их вины, может быть, даже большая часть. Ведь на поле выходят футболисты. Поэтому важно было переключиться, сместить акценты с неудач на предстоящую встречу.
— Судя по тому, как “Динамо” выступило во встрече с “Краснодаром”, это удалось на сто процентов. Обычно “бело-голубые” действуют в аскетичной манере, и мало кто ожидал увидеть настолько яркую игру…
— Просто рассудили: раз матч дома, нельзя сидеть в окопах на глазах своих болельщиков — несмотря на то что встречаемся с таким сильным соперником. Футболисты получили задание действовать с позиции силы, агрессивно: активно идти в прессинг, вступать в единоборства, не снижать темп. Мы держали в уме то, что “Краснодар” сражался в среду с ПАОКом в Лиге чемпионов и мог не восстановиться. Впрочем, обычно четырех дней вполне достаточно — поэтому, возможно, дело в нас, а не в них.
— Перед игрой вы сказали, что попросили Желько Бувача помочь с тренировками. В интернете ходили слухи, будто это он фактически руководил командой…
— Дело в том, что вместе с Кириллом Новиковым ушел почти весь тренерский штаб. При этом мы продолжали работать с “Динамо-2” и крутились как белки в колесе. Поэтому привлечь Желько — моя инициатива. Как спортивный директор он присутствовал на тренировках основного состава и мог знать много того, что для нас было неочевидно. Ведь в тренерской работе немало нюансов: уровень нагрузок, какие упражнения игрокам привычны и так далее. Учитывая огромный опыт Бувача, его помощь была весьма кстати. И я благодарен, что он откликнулся.
— А в тактическом плане спортивный директор не указывал, что поменять?
— Мы все советовались, высказывали мнения — что сделать, дабы сыграть лучше. Но так как я исполнял обязанности главного тренера, то само собой, и окончательные решения по составу, по тактике были за мной. Вообще, несмотря на отставку Новикова, нельзя сказать, что команда находилась в разобранном состоянии. Да, случились поражения от “Химок” и “Локомотива” из Тбилиси. Но даже в тех встречах были моменты, и, будь удача на стороне “бело-голубых”, исходы могли быть другими. Поэтому решил схему не менять, да и в составе сделали всего одно изменение: вместо Комличенко выпустили Грулева в центре нападения, так как на тренировках он выглядел лучше. Но удалось сыграть немного в другом стиле.
— И все это время ваш штаб продолжал работать с “Динамо-2”? Как удавалось совмещать?
— Пришлось постараться. Так планировали занятия, чтобы они не накладывались друг на друга. Бывало, три подряд тренировки в один день: две с основным составом, одна — с “Динамо-2”. В субботу, 3 октября, проходила игра ПФЛ. Поехали всем штабом, сыграли 1:1 со “Знаменем Труда”. А в воскресенье — уже матч основы. Благо обе встречи проходили в Москве, так что в этом плане все было не так сложно.
— Молодые ребята не демонстрировали ревности из-за того, что вы стали работать с основой?
— Наоборот, желали удачи. К тому же ведь пока никуда не ухожу. Просто выдалась такая неделя. Необычная.
— Вы уже работали в “Динамо-2” в 2016 году. Расскажите, как вернулись в структуру московского клуба.
— У меня хорошие отношения с Кириллом Новиковым, когда-то вместе играли за “бело-голубых”, а в 2016-м помогали Сергею Чикишеву, руководившему “Динамо-2”. И после того, как я расстался с “Гомелем”, он мне позвонил, предложил возглавить молодежную команду. Осенью Новиков продолжал руководить основой и дублем. Но дальше в таком режиме трудиться было уже нельзя. Поэтому после Нового года я приступил к работе с молодежным составом. Команда шла на первом месте, задача была простой — сохранить позиции. Это оказалось несложно, так как после зимнего перерыва чемпионат продолжался всего три тура. А потом он сначала был приостановлен из-за пандемии коронавируса, а затем и вовсе прекращен. Недоиграли восемь туров, а промежуточную таблицу признали окончательной.
— Чем занималась ваша команда в этот промежуток?
— Поначалу мы тренировались, надеялись, что первенство вот- вот возобновится. Потом стало понятно, что это надолго. На два месяца все самоизолировались. И только в середине июля вышли из такого вынужденного отпуска. Спасибо руководству “Динамо”, что нашло способ сохранить команду. Этот состав “молодежки” преобразовали в “Динамо-2” и заявили во вторую группу ПФЛ. Много плюсов в таком решении. В том числе для главной команды. Сквозная заявка позволяет в любой момент задействовать молодого футболиста.
— Насколько отличается игра в ПФЛ от турнира молодежных команд?
— Уровень сопротивления другой, это сразу чувствуется. Молодые нестабильны: когда игра не идет, могут быстро сникнуть. Со взрослыми коллективами такое случается намного реже, нужно бороться все девяносто минут. Ребята потихоньку адаптируются к этому уровню. Безусловно, третий дивизион — хорошая школа. Считаю, что смотримся мы неплохо. По результату в серединке, однако по игре никому не уступаем. Из десяти матчей, по-моему, только в одном не забили.
— Уровень поединков сравним с чемпионатом Беларуси?
— Высшая лига Беларуси заметно сильнее. С российским Д3 сравнивать даже некорректно. Другое дело, что, если подойти с серьезными лекалами, уровень белорусского первенства довольно низкий. Мало ярких индивидуальностей. Допустим, Шкурин, Лисакович выстрелили, но за ними никого! А, скажем, лидерам солигорского “Шахтера” Ковалеву и Громыко в тульском “Арсенале” конкуренция дается весьма непросто, хотя они и стараются. Слабость белорусского чемпионата особенно чувствуется в работе с резервом. В “Гомеле”, когда кто-то из основы выпадал, мне, по сути, некого было взять из “молодежки” на замену. В “Динамо” же любого парня подними — обедни не испортит. Школа работает очень хорошо. Ребята собраны хорошие, целеустремленные. Причем не только из Москвы, но и из самых разных мест России. Пытаются воплотить в жизнь мечту. Сейчас перед глазами много примеров, когда заиграть на высоком уровне можно и в 18-19 лет.
— Какие коррективы приходится вносить из-за коронавируса? Есть какие-то ограничения по тренировкам?
— Все довольно стандартно. Если кто-то заболевает, то самоизолируется. В принципе определенную тренировочную работу можно и дома делать. И наши ребята во время паузы поддерживали себя в форме. Поэтому каких-то особых сложностей не возникало.
— Сообщалось, что в июне вы и сами переболели COVID-19…
— Это была неверная информация. Тот тест оказался ложноположительным. Так что вируса у меня не было.
— Насколько серьезны меры предосторожности на играх молодежных составов, в ПФЛ?
— Все почти так же, как и в матчах основы. Перед каждой встречей проходим проверку. И делегату предоставляем документ, что каждый сдал тест и не заражен коронавирусом. Все те же правила действуют и на стадионе: маски, перчатки, чистые зоны и так далее. Все уж привыкли и воспринимают меры защиты как само собой разумеющиеся.
— По тренерскому стилю вы ближе к демократу или к диктатору?
— Полагаю, к игрокам нужен индивидуальный подход. С кем-то построже, с другим — помягче. Особенно с молодыми ребятами. Бывает всякое, кого-то заносит и так далее. Приходится разговаривать, порой штрафовать. Дисциплина должна быть — без этого никак! Другое дело — я не считаю, что футболисты должны испытывать трепет перед тренером, а при выходе на поле бояться совершить лишнее движение. Все-таки футбол — это игра, импровизация здесь приветствуется.
— В бытность футболистом вы сотрудничали со многими тренерами. Чьими идеями в нынешней работе вдохновляетесь больше всего?
— Мне повезло — работал под началом очень хороших специалистов. На самом деле от каждого что-то почерпнул. В тактическом плане, наверное, наибольшее влияние оказал Олег Долматов. Хотя очень трудно оценить, кто воздействовал больше, кто меньше. Например, Анатолий Юревич, возглавлявший в середине 90-х МПКЦ, по сути, сделал из меня футболиста.
— Тренерскую карьеру вы начали в штабе Александра Хацкевича, когда тот возглавлял сборную Беларуси. После этого поддерживаете отношения?
— Конечно, постоянно на связи. Часто созваниваемся, узнаем, как дела друг у друга.
— После победы над “Краснодаром” появились слухи, что вас могут назначить главным тренером “Динамо” на постоянной основе. Как к этому относитесь?
— В нашем мире все может быть. Но мне было сказано подготовить команду конкретно к матчу с “Краснодаром”. Я это сделал, а потом основной команде предоставили пять выходных. Поэтому вновь сосредоточился на работе с “Динамо-2”. В любом случае получил интересный, неожиданный опыт. Семья переживает, поддерживает меня. Я же отношусь к ситуации вполне спокойно.
— В Москве хорошо обустроились?
— Давно. Живу в этом городе уже двадцать лет, наездами. Надо сказать, что Москва в последнее время действительно преобразилась. И здесь комфортно.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь