Два в одного. Мир, драфт, COVID!
Причем иногда — в не совсем ожидаемом и необязательно негативном ключе. Об этом и другом — в диалоге обозревателей “Прессбола” Филиппа МАТЮШОНКА и Вячеслава ФЕДОРЕНКОВА.
В.Ф. Как говорил Давид Гоцман в “Ликвидации”, “столько вопросов — аж языка не хватит”. Имею в виду острые темы, которые за последние дни и месяцы подкинула жизнь, в том числе и на хоккейную тематику. Первейший для нас по понятной причине вопрос — факт и место проведения ближайшего чемпионата мира, который пока по не опровергнутому плану все еще готовятся принять Минск и Рига.
Насчет факта почему-то не сомневаюсь, что этот “мир”, так или иначе, состоится. Это видно хотя бы на примерах других видов спорта, которые после тотальной отмены международных турниров клубов и сборных возвращаются на поля-площадки. Пусть и в каком-то неполноценном режиме: без зрителей, в “пузырях” и так далее. Даже по поводу проведения отмененной Олимпиады-2020 уже заявлено, что она пройдет в следующем году при любой эпидемиологической обстановке. Как говорится в известной американской поговорке: “Просто бизнес, ничего личного”. Отмена крупного соревнования — это финансовые потери. Понеся их раз, второй нести очень не хочется. И потери от непроданных билетов — меньшее из зол: огромные деньги приносят трансляции и рекламодатели. Так что уверен: хоккейный “мир”-2021 все равно состоится. А вот в Минске ли c Ригой — для меня ответ все еще неочевиден. А для тебя?
Ф.М. Сомнения все же есть. Причем по двум вопросам. Позволю себе побыть пессимистом. Вынуждает пресловутая вторая волна всем известного вируса, которая потихоньку начинает бушевать в Европе, да и к нам, судя даже по официальной статистике Минздрава, тоже заглянула. Эпидемиологи бьют тревогу: вторая волна может быть опаснее первой. Здесь и холодная осенне-зимняя погода, и сезонный грипп, в общем, ничего хорошего предстоящие месяцы нам не сулят. И спорт здесь вновь может стать тем, чем не слишком страшно пожертвовать в первую очередь. Как это случилось в пиковый момент в марте-апреле.
Да, чемпионат мира назначен на конец мая, но кто сейчас возьмется предсказать, какой планета подойдет к пятому месяцу будущего года? Финансовые потери ИИХФ от отмены двух кряду чемпионатов мира — это аргумент. Но здоровье в цивилизованном мире в последнее время этот аргумент бьет. С отменой чемпионата мира в Швейцарии Рене Фазел тянул до последнего. Теперь же есть опыт, и можно принимать решения куда быстрее. И здесь много нюансов. Что, если эффективная вакцина не появится к январю-февралю? Или срок действия ее первых образцов будет недостаточно большим? Что, если страны повесят на границы по второму замку и запретят перелеты даже спортивным делегациям? В таких условиях проводить что-то масштабное будет очень сложно. Тем более сразу в двух странах.
Здесь, кстати, у Фазела может найтись ответ и на второй вопрос. Куда презентабельнее для спортивной федерации, постулирующей свою аполитичность, отменить или перенести турнир по эпидемиологическим причинам. Дескать, в Беларуси коронавирус не победили, а потому давайте сыграем в какой-нибудь Финляндии. Если сыграем вообще. Создадим там “пузырь”, посадим команды на карантин перед стартом. И проведем “антиковидный” турнир на одной арене, пусть он и растянется по срокам. И делегации будут довольны, и ИИХФ застрахуется от эксцессов сродни тому, что случился с “Йокеритом” на старте КХЛовского сезона. Впрочем, до мая еще далеко, и политический белорусский вопрос к тому времени может перестать играть, скажем, ведущую роль. Или нет, учитывая личность нового председателя ФХБ?
В.Ф. Отвечу цитатой из другой киноклассики: “Вот лица попрошу не касаться”. На самом деле личность нового шефа ФХБ в теме быть или не быть “миру” вообще и в Минске — Риге в частности, по-моему, ни при чем. Он вполне ладит и с руководством ИИХФ, и с коллегами из Латвийской хоккейной федерации. Насколько знаю, в председательское кресло Дмитрий Басков не рвался: сейчас от такого счастья — одни убытки. Вопрос в другом: нынче есть три варианта развития событий: “мира”-2021 не будет вообще, будет по плану в Минске и Риге, или, как ты упомянул, он состоится волевым решением международной федерации в третьей стране. Очень сомневаюсь, что ИИХФ решит разорвать белорусско-латвийскую связку, оставив только ее половину или скомбинировав ее с третьей страной. Именно потому, что Цюрих реально “до последнего патрона” не захочет лезть в политику и создавать тем самым прецедент.
Правда, один вариант разрыва с сохранением половинки все же просматривается. Мне тут намедни пришла на ум интересная идея: а не захочет ли в скором времени сам Минск отказаться от проведения чемпионата? Формально списать можно на что угодно: на ту же “корону”, например. Причем как просто на вирус, так и на обстоятельства, затрудняющие проведение турнира на пару с другой страной из-за него. В Латвии, кто не в курсе, нынче существует бессрочный государственный запрет на проведение мероприятий с численностью зрителей более тысячи. Это в закрытых помещениях: оттого так мало болельщиков на матчах КХЛ на “Арене- Рига”. На открытом воздухе — не более трех тысяч. А это, безусловно, здорово осложняет запуск совместной билетной программы, которая обычно стартует до Нового года.
Неформальной же причиной может стать нежелание белорусских властей получить новую волну гражданских протестов накануне “мира”. При сохранении до мая нынешнего статус-кво это вполне вероятно. И даже возможное подавление осенних выступлений ничего не даст: импульс уже придан такой, что его хватит и до весны. А в тех акциях вполне могут принять участие в том числе и иностранные болельщики, которых не очень-то попрессуешь. Вернее, можно, конечно, но это прямой путь к международным скандалам.
Разве что Минск и Рига примут турнир в “пузырчатом” формате. Вариант, как будто снимающий все проблемы. Ну, почти все: протестная позиция правительства Латвии никуда не делась. Да и праздник хоккея при таком раскладе будет так себе. В общем, я тоже все более скептически отношусь к проведению у нас чемпионата, праву принять который мы еще несколько лет назад так радовались.
Ф.М. А пока приходится радоваться тому, что есть. От аналитических гаданий предлагаю перейти к более прикладному вопросу. Например, нынешнему минскому “Динамо”, на основе которого, вполне вероятно, и будет строиться сборная для следующего, когда бы и где бы он ни состоялся, “мира”. Ведь “зубры” прямо сейчас — весьма любопытное для изучения явление. И здесь вновь вмешался этот всесильный “ковид”. Еще пару недель назад наш полпред обозначал притязания ни много ни мало на лидерство в конференции. И выиграл шесть матчей кряду, создав совсем уж гротескный контраст с прошлогодним серым и депрессивным коллективом. Теперь все иначе, но еще интереснее.
Три поражения подряд вроде бы должны возвращать наблюдателя в сезон минувший. Но, как говорится, есть нюанс. Пандемия и связанный с ней карантин, как бы это странно ни звучало, исполнили мечту миллионов. Увидеть в деле чисто белорусское “Динамо”. Без легионеров и натурализованных иностранцев. С двумя молодыми доморощенными вратарями — такого, есть ощущение, вообще никогда не было. И со средним возрастом 22 года. Причем эта необстрелянная молодежь из “учебки” отправилась сразу на “передовую”, под “танки” КХЛовских грандов: “Локомотива” и московского “Динамо”.
Когда-то один американский журналист после визита в Советскую Россию с энтузиазмом воскликнул: “Я видел будущее, и оно работает!” Вот и мы получили сейчас возможность в это будущее заглянуть. Ведь чем не идеальные условия для “разведки боем”? А еще для выявления подлинных тренерских способностей Крэйга Вудкрофта. Ведь одно дело, побеждать с “полуНХЛовцем” Менеллом, умницей Спунером и вожаком Клинкхаммером. И совсем другое — когда лидером второго звена у тебя выступает вчерашний юниор, пусть и проспект “Вашингтона”. Судить о чем-то по двум с половиной матчам, конечно, рановато. Но как тебе такое будущее? Работает?
В.Ф. Вполне. Уже не раз повторял черноватый юмор, что доставший всех до альвеол COVID иногда даже есть за что благодарить. В частности, за актуальную кадровую ситуацию в “Динамо”. Летом мне до определенного момента откровенно нравилась политика “зубров”, приналегших на рекрутирование талантливой белорусской молодежи. Опять же столь массовое ее зазывание к родным пенатам стало возможным во многом благодаря коронавирусу. И неопределенности из-за него сроков старта следующего сезона в заокеанских лигах. Под конец лета, правда, клуб все же сорвался на чрезмерный, по-моему, легионерский вектор. И вот все представители иностранного пула на изоляции: когда еще представится такой шанс доказать справедливость лозунга “Купляйце беларускае”?
И, учитывая форс-мажорность ситуации, справляются наши “мальцы”, считаю, вполне недурно. Взять статистику того же Толопило: его процентаж отраженных бросков и коэффициент непробиваемости сейчас абсолютно лучшие среди всех динамовских голкиперов. Возможно, кто-то справедливо возразит, что выборка пока не вполне репрезентативная: у Фурха и Тэйлора больше проведенных матчей. Соглашусь лишь частично: во-первых, у Дэнни — ненамного. Да и он с Домиником выходили на лед, когда и полевые легионеры пребывали в добром здравии. А это фактор, и существенный. В любом случае Никита заодно с совсем юным Колосовым сейчас доказывают: тезис о том, что у нас “нет вратарей”, сильно преувеличен. Если не сказать, незаслуженно оскорбителен для наших голкиперов. Они есть — нужно тщательнее работать и доверять. В том числе в КХЛ и даже когда все игроки “Динамо” в строю.
Единственное, стоит держать в уме, что большая часть белорусского молодежного заокеанского пула (вратарей это не касается) скоро отбудет в Новый Свет — контракты с тамошними клубами обязывают. Но опять же многие из них уже доказали через игры КХЛ свою состоятельность и безусловную перспективность. Так что в будущее сборной смотрю с оптимизмом: кажется, нижнюю мертвую точку мы пару-тройку лет назад таки преодолели. Для меня, ты знаешь, всегда приоритетнее сборная, чем успехи “Динамо”. Первая существует, пока существует страна, второе может исчезнуть в любой момент. По крайней мере — как субъект КХЛовского проекта. Участие в котором 12 лет назад задумывалось прежде всего как плацдарм для обкатки своих сборников, но в полной мере реализовалось только сейчас. Опять же — благодаря пандемии.
Она вообще подвигает мир вообще и хоккей в частности к поиску нестандартных решений. Вроде недавнего онлайнового драфта в НХЛ. Как тебе такая форма и, главное, содержание в проекции на белорусский интерес?
Ф.М. Онлайн-драфт, конечно, потерял в атмосфере. Особенно с позиции самих проспектов. Одно дело, когда ты приехал на арену, тебя вызывают на сцену, вручают свитер и бейсболку и предлагают получить свою порцию НХЛовской славы. Другое — когда смотришь в монитор, сидя дома на диване. Или вовсе не смотришь, потому что у тебя важные игры и тебе нужно выспаться, как это было в случае с нашим Ильей Соловьевым. Но здесь ничего не поделаешь, Кубок Стэнли без зрителей тоже смотрелся и игрался совсем не так, как раньше…
Что касается белорусов, то, естественно, хотелось бы больше. И по качеству, в смысле более высоких номеров, и по количеству. Но здесь тоже во многом виновна все та же пандемия, которая лишила Оксентюка и Соловьева счастливых часов и хороших очков в плей-офф. Все-таки выбирать феерившего в Мемориальном кубке игрока и игрока, у которого ноль очков в четырех матчах чемпионата Беларуси, — вещи немножко разные. Да и на других молодых белорусов боссы вполне могли бы обратить внимание.
Впрочем, драфт — это не главная панацея. Наших выбирают уже сколько лет подряд, но в НХЛ до сих пор белорусская пустыня. И Соловьев во многом прав: пробиваются в сильнейшую лигу и из седьмого раунда. Главное, показать, чего ты стоишь. И нынешнее “Динамо” для этого, кажется, вариант, лучше которого прямо сейчас придумать сложно. А ты как думаешь: свет в конце НХЛовского тоннеля у нас есть?
В.Ф. Скорее верю, что количество в ближайшее время перерастет-таки в качество. Сложно же не заметить, что на каком-то этапе уходящего десятилетия наш хоккей просел в том числе и в плане интереса к белорусской молодежи на НХЛовских драфт- аукционах. Сейчас уже третий год кряду спрос стабильный и не единичный, это радует.
К номеру же выбора действительно отношусь с долей обоснованного скепсиса. Высокий раунд, бесспорно, льстит, но ничего не гарантирует. Волчков-младший в свое время драфтовался “Вашингтоном” в первом под четвертым номером, а провел в “Кэпиталз” лишь три матча. Обратные примеры — Грабовский и Костицын-младший, номера выбора которых в свое время пребывали аккурат в ареале нынешних у Оксентюка и Соловьева. Что не помешало провести в НХЛ не одну сотню матчей. И это я взял только близкие белорусам примеры — их в различных комбинациях уйма. Вплоть до того, что вполне можно пробиться на заокеанский пантеон, вообще не будучи драфтованным.
Наших вновь замечают скауты — уже здорово. Дальше не скажу ничего нового: многое зависит от их работы. А работать, не без удовольствия отмечаю, новое поколение научилось. В том числе и пройдя университеты низших заокеанских лиг. Единственное, огорчает, что уже скоро год, как невозможно сверить часы, посмотрев, как наши молодые таланты выглядят на фоне сверстников на международной арене. Особенно расстраивает отмена юношеского “мира” минувшей весной. И вот здесь уже COVID благодарить явно не приходится…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь