Межсезонье. Первый снег

20:57, 29 октября 2020
svg image
1931
svg image
0
image
Хави идет в печали

Заметное отличие нынешнего соревновательного сезона от прошлых в том, что Кубок ИБУ в этот раз не опередит основные турниры. По коронавирусным показаниям количество этапов второго по значимости розыгрыша урезано за счет ноябрьских и декабрьских этапов. Старт Кубка ИБУ запланирован в немецком Арбере на январь 2021 года. А поскольку в этой связи не будет функционировать система квалификационного допуска новичков на состязания Кубка мира, принято решение на первые этапы дать добро всем заявившимся.
Что касается формата Кубка мира, то его урезали не по срокам, а по местам прописки. В начале сезона отказали традиционному Эстерсунду и менее традиционному Анси. До Нового года два этапа пройдут в финском Контиолахти, еще два — в австрийском Хохфильцене. С наступлением 2021-го мировой биатлон недосчитается этапа в Рупольдинге. Два тура пройдут в Оберхофе, потом караван перебазируется в итальянский Антхольц.
Сборная Беларуси традиционно начала подготовку в первых числах мая привычными сборами в Раубичах, но потом по вполне понятным причинам наезды в знаменитый комплекс превратились в непривычно затяжную рутину. Это случилось впервые в истории, когда национальная команда провела летнее межсезонье без сборов в условиях среднегорья. Из-за карантинных мер по COVID-19 не удалось вырваться ни в Цахкадзор, ни в Антхольц, ни даже в Австрию, откуда в сборную приехал нынешний тренер женской команды Райн- хард Гесвайнер. А ведь это основа основ любого методического пособия — среднегорные циклы, в ходе которых на фоне кислородного голодания организм перерабатывает значительные объемы нагрузок с тем, чтобы потом, в разгар сезона, не проседать функционально.
Вместо этого в дневниках членов сборной множились только учебно-тренировочные сборы в Раубичах, где трассы и их профили знакомы каждому до щербинки в асфальте. На однообразном ландшафте неизбежно наступает предел тренированности, когда даже грамотно спланированная работа не дает прибавки. Чтобы преодолеть этот самый предел, нужно выводить организм на повышенный уровень стресса. Неудивительно, что в ходе межсезонья спортсмены отмечали жесткие по общему объему нагрузки как способ встряски организма.
Еще один жирный минус — невозможность в полной мере воспользоваться всеми плюсами установленного в Раубичах тредбана (устройства, работающего по принципу беговой дорожки или дорожки для лыжероллеров и предназначенного для медико-биологических исследований). С самой движущейся дорожкой проблем не было, но в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений нельзя пользоваться маской-газоанализатором. А с ее помощью можно в некоторой степени моделировать условия нахождения на среднегорье и даже на высокогорье на фоне физической нагрузки. Увы, в данной ситуации тредбан превращается в аттракцион имитации движения на лыжах.
Когда национальная дружина в середине октября начала в Раубичах уже седьмой сбор, было понятно, что скоро эта тягомотина и психологическая усталость так или иначе закончатся, поскольку наступала методическая пора первого выхода на снег. Пусть даже не в Европе, хотя бы на российских просторах. Был вариант с “Жемчужиной Сибири” в Тюмени, которая в состоянии гарантировать снежный покров во второй половине октября. В том же Ханты-Мансийске уже укладывали двухкилометровую петлю из снежных запасников.
Но удача впервые за долгое время улыбнулась белорусам. Для парней и девчат все же удалось пробить сбор в австрийском Рамзау. Но главное в это время происходит не там, не на месте проживания, а на высокогорном глетчере (леднике) Дахштайн (высота 2700 метров над уровнем моря), куда спортсменов доставляет “канатка”.
Какие-то команды могут готовиться на глетчере в Норвегии или Италии, даже в лыжных тоннелях, которых в Европе великое множество. Но место нынешней дислокации белорусской сборной, пожалуй, — самый проверенный адрес у лыжников и биатлонистов в плане первого выхода на снег. Здесь на такой высоте в условиях ледника он есть всегда. Правда, площадь этого горного плато относительно невелика, поэтому лыжная трасса там проложена затейливой змейкой.
Сам сбор нельзя в полной мере назвать среднегорной подготовкой — все-таки сама деревушка Рамзау расположена низковато для этого, на 1000 метрах над уровнем моря, зато с тренировочной инфраструктурой там все в порядке. А выездов на глетчер у команды будет не так много, примерно пять тренировок. Все ради того, чтобы вспомнить былые навыки лыжного хода, протестировать новую экипировку, опробовать новые пары лыж, проконтролировать реакцию организма на нагрузку в условиях большой для биатлона высоты. От места проживания до глетчера наши стреляющие лыжники добираются около 50 минут.
Если брать за точку отсчета все межсезонье, начиная с весны, то по отношению ко многим ведущим сборным белорусы, конечно, пока проигрывают в качестве подготовки. Даже те страны, которые поначалу полностью закрылись на карантин, смогли обеспечить свои сборные среднегорной подготовкой практически в полном объеме. Хотя бы потому, что на их территории есть горы, а в них — спортивные базы. Равнинная Беларусь при всем желании горные массивы у себя не соорудит.
В активе сборной Германии к середине осени было уже два среднегорных сбора, у французской — тоже два. Команда Норвегии плодотворно потрудилась на итальянском снежном курорте Лаваце на высоте около 1800 метров над уровнем моря. Там же в свое время была замечена Доротея Вирер, которая раньше тренировалась в Антхольце. В тот же Рамзау гораздо раньше белорусов успели заехать команды Эстонии, Украины и Болгарии.
Россияне, в свою очередь, от тренировочных выездов за рубеж отказались, активно используя богатство ландшафтов родной страны. Мужская сборная впервые за последние десять лет навестила учебно-тренировочную базу на Семинском перевале, что на Алтае (1300 метров над уровнем моря). Первый снег команда опробовала в Центре зимних видов спорта в Алдане. Это уже Якутия с гарантированными в октябре 30-35 сантиметрами свежего снега. Женская сборная России выбрала местом подготовки олимпийский лыжный центр “Лаура”, что под Сочи. После среднегорного сбора спортсменки отправились на первый снег в Тюмень, на трассы “Жемчужины Сибири”.
Сейчас сложно сказать наверняка, каким окажется следующий адрес сбора белорусской команды, но можно не сомневаться, что до старта Кубка мира она домой уже не вернется. Все эти эпидемиологические карантины при пересечении границ — только лишняя помеха для заявки на первый этап в Контиолахти. А ведь требования довольно жесткие. Биатлонисты должны прибыть в Финляндию с оформленными на английском языке отрицательными тестами не более чем трехсуточной давности. Между сдвоенными финскими этапами их будет ждать еще одна проверка на COVID-19.
Так что белорусам лучше этот месяц пересидеть где-то в Европе. Раз уж удалось вырваться из родных пенатов в Старый Свет.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?