ГЛАВНАЯ ТЕМА. Позиция и поза. Почему на информацию о событиях в Беларуси УЕФА наложил табу
Впрочем, в стандартные представления о пресс-конференции мероприятие явно не вписалось. Послушать швейцарских эмиссаров подтянулись также выбранные накануне на руководящие посты в БФФ Михаил Вергеенко (первый вице-президент), Евгений Шунтов (почетный президент), Виктор Шукан (вице-президент) и Вадим Жук (генеральный секретарь). Присутствовал в зале и утративший президентские полномочия Григорий Федоров, который демонстративно занял место, максимально отдаленное от дислокации вчерашних коллег.
Гости на встречу слегка припозднились. И это натолкнуло на мысль о тщательной шлифовке формулировок, которые должны были прозвучать как официальное резюме их визита в Беларусь. Если так, то методически общение с прессой было продумано не совсем толково. Три четверти срока ушло на выступление Мифсуда (Эппле только слушал), в котором мальтийский доктор юриспруденции обстоятельно изложил “историю вопроса”. Абсолютно всем присутствовавшим она и без того была известна уже с точностью не то что дат, но даже минут. В результате на самое острое — корреспондентские вопросы — времени осталось в обрез. К тому же гости заторопились на самолет еще активнее, как только разговор с журналистами перестал быть “игрой в одни ворота”. Впрочем, разумнее всего прибегнуть к стенограмме, начав с места, где в речи Джозефа МИФСУДА зазвучали итожащие мотивы:
— …В начале вчерашней конференции поступило предложение исключить вопрос о выборах из повестки дня. В ходе заседания было подтверждено, что будет согласована другая дата проведения конференции по выборам. Но к нашему удивлению, тот самый человек, который сделал первое предложение (Сергей Сафарьян. — “ПБ”.), предложил провести выборы в тот же день. Нам показалось, что некоторые люди играют в игры. В ФИФА и УЕФА играют только в футбол и только на поле, но не во время конференций. Вот почему мы приняли решение не принимать участия в работе второй так называемой конференции, которая состоялась после обеда. Думаю, мы достаточно четко проинформировали всех присутствующих о том, какая ответственность на них ложится. Так что вчера все делалось с открытыми глазами. Это не вопрос игнорирования, а вопрос конфронтации с ФИФА и УЕФА. Хотел бы еще раз дать понять: для ФИФА и УЕФА не является принципиальным, кто будет избран президентом и вице-президентами в футбольной организации Беларуси. Но процедура принятия решений должна соблюдаться.
Подведем итоги сделанного вчера. Об уставе. После получения официальных версий на русском и английском языках мы еще раз проверим документ на предмет соответствия его минимальным стандартам ФИФА и УЕФА. Если он им соответствует, мы скажем “о’кей”. Если некоторые вопросы не будут согласовываться, мы попросим белорусскую федерацию внести изменения на ближайшей конференции.
В соответствии с письмом, которое было послано в белорусскую федерацию 12 марта, и с решениями, которые приняты исполкомами ФИФА и УЕФА, эти организации продолжают признавать президента, вице-президентов и исполком, которые были выбраны ранее. Если кто-то считает, что выборы должны были состояться вчера, они должны были проинформировать ФИФА и УЕФА и получить согласие этих организаций. В письме, которое было отправлено в наш адрес 17 марта, был оговорен этот момент, но ФИФА и УЕФА свою позицию не изменили. Ситуация такова, как я вам сказал. Я очень огорчен, что мне пришлось вам это сказать. Если бы было проявлено некоторое терпение, все могло сложиться иначе… Готов ответить на ваши вопросы.
— Вы наверняка уже связывались с коллегами в Швейцарии. Как в ФИФА и УЕФА отреагировали на белорусские события?
— Подобным образом мы не поступаем. Вернувшись, мы подготовим отчет для ФИФА и УЕФА, и тогда начнется процедура выработки решения.
— В чем она состоит? Каковы возможные сроки принятия решения?
— Мы подготовим отчет. Затем соберутся исполкомы ФИФА и УЕФА. Что будет происходить далее, я не знаю. Я только один из членов этих органов. Мое мнение, что исполком может передать дело в комиссию по вопросам национальных федераций. Однако никаких временных рамок в решении я не назову. Проблема заключается не в том, какие решения примут ФИФА и УЕФА, а в том, кто виноват в случившемся вчера. Однако надеюсь, что решения ФИФА и УЕФА не пойдут вразрез с интересами футбола в Беларуси.
— Возможно ли исключение Белорусской федерации футбола из ФИФА и УЕФА?
— Это может обсуждаться. Но до принятия решения никаких санкций против вашей федерации не будет. ФИФА и УЕФА продолжат признавать тех официальных лиц, которых признавали и месяц назад. Такая ситуация двоевластия встречается в нашей практике не впервые. Но эта проблема создана не нами. Тем, кто создал ее здесь, ее и решать.
— Более четырех лет назад, в 1998 году, конференция у нас прошла без наблюдателей ФИФА/УЕФА, хотя в ходе ее подготовки и на ней самой было допущено гораздо больше нарушений. В частности, наблюдалось прямое и неприкрытое вмешательство государственных чиновников в дела общественного объединения. В президенты тогда выдвинули кандидата от власти, который в итоге и победил. Причем голосование было открытым, что является вопиющим нарушением всех норм демократии. Тем не менее выбранного таким образом президента и руководящие органы вы согласны признавать даже сейчас. А куда более демократичные выборы, состоявшиеся вчера, считаете недействительными. Где же логика?
— Лучше поздно, чем никогда. В этот раз мы заняли твердую позицию. Потому что нам не хочется, чтобы подобные вещи происходили в Беларуси постоянно.
— Вчера была создана и юридически оформлена новая организация — ассоциация “Белорусская федерация футбола”. Верно ли с юридической точки зрения автоматически переносить туда президентство господина Федорова и признавать его главой организации, где его никто на этот пост не выбирал?
— В новом уставе оговорены временные рамки подготовки конференции. Они были нарушены. В декабре было оговорено, что две внеочередные конференции пройдут в разное время. Это была возможность все сделать правильно. Не все потеряно. Но действия должны быть последовательными. (После подсказки Эрика Эппле.) Конечно, мы уважаем национальное законодательство страны. Но никакого его конфликта с основными стандартами ФИФА и УЕФА не видим. И если кто-то хочет являться членом ФИФА и УЕФА, то он должен следовать правилам этих организаций. Мы не можем по-доброму относиться к людям, которые пытаются играть с нами в непонятные игры. Пожалуйста, последний вопрос.
— Может ли сложившаяся ситуация повлиять на проведение матча белорусской сборной против Молдовы 29 марта?
— О, это слишком рано! До проведения этого матча никаких последствий не наступит. Национальная команда страдать не должна. Все принятые ФИФА и УЕФА решения не будут идти вразрез с футбольными интересами Беларуси.
Тех минут, что ушли у господ Мифсуда и Эппле на короткие сборы, нам хватило, чтобы уже в приватной беседе обратить их внимание на статью принятого накануне устава ассоциации “БФФ”, где сказано, что временные рамки подготовки конференции, на которые ссылался Мифсуд, не действуют в период реорганизации федерации из общественного объединения в ассоциацию. Как показалось, врасплох мы никого не застали. Мифсуд ответил, что не встречал подобного пункта в англоязычной версии документа, с которой работал. А Эппле для пущей убедительности сразу же извлек из папки ту самую версию и продемонстрировал ее нам. Аргумент, казавшийся железобетонным, с обидной легкостью рухнул. Коли дело обстоит действительно так, то стоит отнести на счет разработчиков-переводчиков документа серьезный прокол (или, напротив, председатель уставной комиссии, он же адвокат Григория Федорова Андрей Ерш сработал слишком тонко?). А заодно встревожиться вопросом: а единственное ли это расхождение редакций устава на двух языках?
…Итак, двоевластие? Как скоро оно завершится? А главное — чем? Показалось, что свою игру на мартовской конференции вели не только отечественные функционеры, для которых вопрос о скорости разрешения футбольных проблем есть вопрос о сохранении портфелей, но и г-н Мифсуд. Остается догадываться, по какой причине зубр юриспруденции, который эффектно, ответственно и властно брал на себя разрешение юридических коллизий на аналогичном форуме в декабре, в марте захотел вдруг стать как бы кротким наблюдателем, уполномоченным только предупреждать и давать советы. По большому счету, позиция ФИФА/УЕФА, на которую без устали ссылается Мифсуд, есть его собственная позиция, оперативно сформулированная им в декабре без совета с кем бы то ни было. Возможно, тот экспромт стал амбициозному чиновнику из карликовой Мальты (комплекс мании величия?) так дорог, что он не хочет вносить в него никаких корректив. Даже тех, которые подсказывают здравый смысл, явно позитивное изменение белорусской футбольной обстановки и, наконец, элементарные нормы нашего законодательства.
Мифсуд не может не понимать, что затягивание выборных процессов, которое он предлагает, абсолютно никак не повлияет на итоги выборов. Они предопределены, скажем так, нашей национальной спецификой. И чем быстрее они станут фактом, свершившимся не только для Минска, но и для Цюриха с Ньоном, тем лучше для футбола, интересами которого виртуозно оперируют все без исключения персонажи надоевшего спектакля.
Возможно, есть смысл попробовать пойти “в обход Мифсуда”? Не стоит затягивать с подготовкой и отправкой обращения конференции к исполкомам ФИФА и УЕФА. Да и авторитет такого футбольного аксакала, как Евгений Шунтов, вполне позволяет ему напрямую, без наблюдателей и посредников, донести информацию о происходившем в Минске до влиятельных швейцарских чиновников и комиссий.
Любопытный нюанс: при всех декларациях демократии и гласности руководство УЕФА запретило менеджерам своего официального сайта публиковать какую бы то ни было информацию о событиях в Беларуси. Материалы, заказанные корреспонденту uefa.com в Минске, были со всей тщательностью и объективностью подготовлены, но так и не увидели свет. Возможно, кому-то не хочется иметь отражение белорусских событий в прямом зеркале. Но, скорее всего, здесь другая причина: наблюдатели, отворачивающиеся от реальной картины, невольно трансформируют понятную на первых порах позицию в невразумительную позу, выставляя себя и фирменный флаг в роли жупела на сцене этого театра абсурда, где затянулась бездарная сюрреалистическая пьеса. ФИФА и УЕФА — организации серьезные, опять же общественные, то есть выборные, и столь бесцеремонный, не поддающийся логике сценарий выборов в Беларуси явно не добавляет голосов “за” уже и самим его режиссерам.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь