Белорусы за рубежом. Наши тренеры зажигают на постсоветском пространстве. Кто прорубит окно в Европу?
Еще раньше в Казахстане “Кайрат” прервал гегемонию “Астаны”, которая длилась шесть лет, и впервые с 2004 года выиграл чемпионский титул. Все эти достижения объединяет одно — у руля триумфаторов стояли белорусские тренеры — Алексей Бага, Дмитрий Молош, Алексей Шпилевский. Год для наших рулевых-легионеров складывается сверхудачно. Добавьте сюда лидерство московского ЦСКА под руководством Виктора Гончаренко в российской премьер-лиге — выходит, что наши специалисты “разрывают” чемпионаты на постсоветском пространстве. Что за этим стоит?
***
Белорусские тренеры и прежде неоднократно добивались успехов с зарубежными клубами. Самым титулованным является нынешний главком минского “Динамо” Леонид Кучук. Правда, все свои титулы он брал с единственным клубом — молдавским “Шерифом”, зато их было аж двенадцать! Одних только чемпионских с тираспольцами набралось шесть, плюс три Кубка Молдовы и столько же Суперкубков. Единственный успех, помимо этого, — бронза с московским “Локомотивом” в премьер-лиге 2014 года, которую, однако, иные болельщики железнодорожников, учитывая бэкграунд, приравнивают к золоту.
Отрыв Кучука от других белорусских специалистов громаден. По три титула брали Олег Кубарев и Виталий Рашкевич. Первый выигрывал золото чемпионата Латвии с юрмальским “Спартаком”, а в Молдове брал Кубок и Суперкубок с кишиневским “Зимбру”. На счету второго два чемпионских титула и Суперкубок во главе того же “Шерифа”. Вообще в тираспольской команде белорусские специалисты издавна пользовались популярностью. Помимо Кучука и Рашкевича, однажды золотой успех с “желто-черными” праздновал еще один белорус Андрей Сосницкий, а Сергей Боровский выигрывал с тираспольцами Кубок страны.
Другое популярное направление — Прибалтика, в которой отечественные тренеры успешно практиковали еще в “нулевые”. В Литве самым популярным пунктом назначения, разумеется, был “Каунас”, входивший в международную футбольную империю Владимира Романова наряду с минским МТЗ-РИПО и шотландским “Хартсом”. Тогда каунасцы являлись сильнейшей командой на просторах Прибалтики и регулярно приглашали белорусов: Сергей Боровский, Эдуард Малофеев, Владимир Курнев, Андрей Зыгмантович. Наибольших успехов добились Зыгмантович и Боровский. На счету первого золотой дубль (чемпионат плюс Кубок, а также серебро литовской лиги), у второго — золото сезона-2003. В последние годы вариант развития карьеры по прибалтийскому вектору лишь набирает популярность. Если в сезоне-2018 в странах Балтии не было ни одного белорусского специалиста, то в следующем году их уже трое: Олег Кубарев (латвийские “Рига” и “Елгава”), Альберт Рыбак (литовский “Ритеряй”) и Вячеслав Геращенко (литовская “Паланга”), а в нынешнем сезоне — уже четверо (Кубарев в “Елгаве”, Алексей Бага в литовском “Жальгирисе” из Вильнюса, Дмитрий Молош в латвийской “Лиепае” и Олег Кононов в “Риге”). Впрочем, по отношению к Кононову определение “белорус” также более чем условно — он родился в российском Курске, а в Беларуси лишь заканчивал игровую карьеру и начинал тренерскую. Последний раз в нашем чемпионате Олег Георгиевич работал в далеком 2003 году в кучуковском минском “Локомотиве”.
Еще два популярных направления — Казахстан и Россия. Одновременно с массовым отъездом в Среднюю Азию белорусских футболистов, в том числе многих игроков национальной сборной, началась и миграция тренеров. Только за последние три года в казахстанской премьер-лиге с разной степенью успеха успели поработать Владимир Журавель, Олег Дулуб, Александр Седнев и Алексей Шпилевский. В российском же чемпионате, помимо Гончаренко, за последние годы практиковали вышеупомянутый Кононов и вернувшийся на родину Вадим Скрипченко, а в этом сезоне Александр Хацкевич пополнил премьер-лигу с “Ротором”.
***
Как видим, наши специалисты из года в год получают практику в ближнем зарубежье. И как минимум последние пять лет там говорят о белорусской тренерской школе. Однако именно 2020 год стал для них наиболее успешным. Причем у каждого свой особенный бэкграунд.
Алексей Бага в 2018 году взял последнее на сегодня чемпионство с БАТЭ, который принял посреди сезона после увольнения Олега Дулуба. Однако уже в следующем году Алексей Анатольевич стал первым рулевым за тринадцать лет, который не выиграл с борисовчанами золотые медали. Впрочем, первопричиной того являлось в первую очередь набравшее космический ход брестское “Динамо”. Однако санкции со стороны руководства БАТЭ не заставили себя долго ждать — и на третьем году тренерской карьеры Бага отправился за границу. Причем вызов стоял очень серьезный — вернуть золото в Вильнюс, куда “Жальгирис” последний раз привозил его пять лет назад. Бага начал с выигрыша Суперкубка, по чемпионату же шел с переменным успехом. Однако за год успел основательно изучить всех соперников. Благо литовская лига в этом плане удобная — в ней всего шесть клубов, которые играют в четыре круга. На финиш “Жальгирис” накатил, одержав четыре победы подряд, в том числе над “Судувой” в последнем туре. О том, как это было, на соседней странице рассказал сам тренер, который выбирает следующее место работы. Увольнять его из “Жальгириса”, конечно, причин нет, зато, по некоторой информации, есть интерес казахстанского “Актобе”.
Дмитрий Молош вообще практически не трудился в качестве главного тренера до переезда в Латвию прошлой зимой. Единственная его практика такого рода — пост рулевого скромных “Смолевичей” в течение непродолжительного времени в 2017 году. Опыта экс-игрок БАТЭ и национальной сборной набрался уже в Борисове, помогая Баге. Помощником он работал поначалу и в Латвии, ассистируя в “Лиепае” местному специалисту Андрею Калинину, а после его ухода принял бразды правления. Молошу удалось немного выправить крен в чемпионате — на финише “Лиепая” одержала шесть побед в восьми матчах и финишировала на шестом месте с огромным отрывом от аутсайдеров. А Кубок лиепайцы выиграли, одолев в финале в серии пенальти “Вентспилс”. Отличный разгон для тренерской карьеры 38-летнего специалиста.
Багу и Молоша объединяет в первую очередь борисовское прошлое — даже помощники у них экс-игроки БАТЭ Тарасенко и Казанцев соответственно. Из этого, возможно, и проистекают причины их успешности. Именно после прорыва БАТЭ в Европу в конце “нулевых” за рубежом стали обращать внимание на белорусских тренеров новой волны. Подавляющее большинство из них, конечно, имело отношение к “желто-синим”, начиная, разумеется, с Виктора Гончаренко. Вслед за ним уехали его бывший ассистент Вадим Скрипченко, затем сменщик Александр Ермакович. Наконец, год назад отправились за рубеж Бага и Молош. Борисовский ген, несущий в себе психологию победителей, увесистый багаж знаний и международного опыта, помноженные на молодой возраст, стали катализаторами быстрой и успешной адаптации в новых условиях.
С Алексеем Шпилевским ситуация иная, поскольку это человек из иной среды, его менталитет формировался в Западной Европы. Он, напротив, не слишком прижился как раз на родине, войдя в конфликт с традиционным белорусским футбольным укладом. Результатом явилось скандальное бурление в брестском “Динамо”, сопроводившееся расставанием сначала с Милевским, а затем и отставкой главного тренера.
Однако в Шпилевского поверили в Казахстане, хотя там, как и в Беларуси, молодой специалист получал в первый сезон огромное количество критики со стороны болельщиков и прессы. Однако руководство “Кайрата” и, в частности, владелец клуба Кайрат Боранбаев всецело доверяли 31-летнему тренеру, взяв на вооружение его опыт работы в системе “Лейпцига” — одного из самых успешных молодежных футбольных проектов в мире. Алматинцы неоднократно акцентировали внимание на том, что для достижения успеха нужна выстроенная система, а на это требуется время — как минимум три сезона. Однако уже в первый год “Кайрат” Шпилевского навязал “Астане” серьезную борьбу. Правда, все закончилось в предпоследнем туре, когда команда белоруса потерпела сенсационное поражение от скромного “Иртыша” — 0:5. В итоге алматинцы отстали от астанинцев на одно очко. Критика не смолкала и в минувшем сезоне, однако по его ходу затихла — злопыхателям пришлось экстренно “переобуваться”, поскольку “Кайрат” с минимальными потерями прошел осложненную пандемией коронавируса дистанцию, привезя на финише “Тоболу” 13 очков. Риторика изменилась: о Шпилевском заговорили как о самом талантливом на постсоветском пространстве молодом специалисте с прогрессивными взглядами. А от “Кайрата” теперь ждут не только подтверждения чемпионского титула — это по умолчанию, но и того, что клуб пошумит в еврокубках не хуже, чем “Астана” в лучшие годы.
***
Пример Шпилевского здесь стоит особняком, но в целом абсолютно всех перечисленных нами тренеров объединяет одно — разговаривая о них, мы не переходим границы постсоветского пространства. Собственно, ими в подавляющем большинстве случаев все легионерство и ограничивается. И если в среде сопредельных стран, в том числе прилично ментально удалившихся в сторону Запада (например, Литве или Латвии), белорусские специалисты научились не только успешно работать, но и побеждать, то за эти границы пока не решается заглядывать почти никто. Случай Игоря Криушенко, неожиданно подавшегося аж в чемпионат Индонезии, здесь однозначно выглядит прецедентом. Да и то Азия, в Европе же белорусов по-прежнему не особенно ждут. О том, что Виктор Гончаренко в перспективе может прорубить окно на Запад, вели речь еще тогда, когда БАТЭ творил свои первые сенсации в еврокубках. За молодого специалиста говорило все: высокая квалификация; отличная от большинства тренеров, вышедших из СССР, ментальность; стремление к постоянному прогрессу; уже огромный международный опыт на самом высоком уровне. Гончаренко успешно практикует в одном из самых сильных европейских чемпионатов, где идет с ЦСКА на первом месте. Но есть ли у него хотя бы теоретический шанс последовать по стопам коллеги и во многом наставника Леонида Слуцкого, отважившегося на пятом десятке отправиться тренировать в Англию и Нидерланды? В европейской среде русский тренер воспринимался как нечто экстраординарное. Интересно, как было бы с белорусским? Или, может, уместнее спросить “как будет?”
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь