Лига наций. Исповедь тренера. Михаил Мархель: албанцы показали, что на войне все средства хороши
Поражение со счетом 2:3 не только отбросило ее на второе место в группе 4, но и лишило возможности подняться в более высокий по рейтингу дивизион “В”, а заодно и права побороться за одну из двух путевок в плей-офф чемпионата мира-2022. Понятно, что главный тренер белорусской сборной Михаил МАРХЕЛЬ вернулся из командировки в Албанию далеко не в лучшем расположении духа. Тем не менее согласился на эксклюзивное интервью по горячим следам для “Прессбола”, за что, естественно, мы выражаем специалисту респект.
— Михаил Михайлович, для начала хотелось бы услышать ваше резюме: что получилось у нашей команды в Тиране, а что вышло не так, как планировалось?
— Акцент был сделан на игру в атаке, но именно это у нас в начале матча не получилось. Пропускать два мяча — после этого отыгрываться всегда очень тяжело. Но надо отдать должное ребятам: они не сложили оружие, оставили на поле все силы, неплохо выглядели по игре и были близки к тому, чтобы выполнить задачу.
— Только в недавней встрече с литовцами вам удалось решить проблему первого тайма. В чем причина подобного неприятного постоянства?
— Достаточно уверенно мы смотрелись и в Казахстане. Но тенденция такая, к сожалению, действительно есть. Надо признать, что здесь имеются определенные проблемы.
— Сборная Беларуси, как образно заметил один мой коллега, добровольно примерила на себя роль барона Мюнхгаузена, тянущего себя за волосы из болота. Сначала загонять себя в угол, а затем героически исправлять ситуацию — стало фирменным качеством нашей команды. В этом вы видите больше положительного или отрицательного?
— Наверное, это вообще наша национальная черта. Безусловно, хорошего в этом мало. Потому что, когда невольно даешь в дебюте сопернику фору, приходится перестраиваться, изворачиваться, чтобы вселить в игроков уверенность. Считаю, часто нам подобное удавалось. А если выделять что-то положительное — ребята психологически не ломаются. На самом деле сравнение правильное. Хотелось бы, конечно, чтобы таких ситуаций было меньше. Но что поделать — это часть футбола. Этим он и прекрасен. Только не для тренера.
— Расскажите, что за конфуз случился в Тиране с невозможностью потренироваться накануне матча на игровом поле? Почему вы вынуждены были ехать в другой город?
— С таким я никогда не сталкивался. Подозреваю, что все это делалось специально, чтобы выбить нас из колеи. Ведь на войне любые средства хороши. Мне показалось, что поле было достаточно твердым, чтобы мы могли провести там предыгровую тренировку без ущерба для его качества. Нас же вынудили целый час ехать к другому стадиону. И это еще не все. Примерно полчаса ждали мячи. Получили нестандартные, маленькие — для мини- футбола, да еще и не накачанные. Теряли время, жгли нервы. Не списываю нашу неудачу на это, но, согласитесь, подобное отношение ненормально.
— Пробовали жаловаться представителю УЕФА на такое неуважительное отношение со стороны хозяев?
— Конечно, мы настаивали на том, чтобы нам предоставили возможность тренироваться там, где положено по регламенту. Но никакие доводы роли не сыграли. Делегат сказал, что надо ехать на тренировку в другой город.
— Перед матчем в Албании вы произвели только одно изменение в стартовом составе — вместо Кендыша вышел Маевский. Поясните почему?
— Кендыш неплохо играет головой, и это его качество мы хотели использовать во встрече с Литвой. На матч же в Тиране выставили Маевского — Ваня меньше сыграл с литовцами, выглядел свежее. К тому же в опорной зоне надо было действовать чуть иначе, с большим акцентом на оборону. Ведь в сборной Албании исполнители немного иного плана и стиль игры другой.
— Вы говорили, что будете настраивать подопечных только на победу, иначе могут быть неприятности. Но в первые полчаса команда выглядела абсолютно неубедительно в плане креативных атакующих действий. В чем причина?
— По горячим следам тяжело анализировать. Думаю, злую шутку с нами сыграли быстрые голы. То, как мы просили команду действовать в атаке, она продемонстрировала только во втором тайме. Почему не получилось раньше? Затрудняюсь ответить. Надо просмотреть видео матча, может, какие-то важные нюансы тогда откроются. Без сомнений, сказалось то, что освежили состав заменами. К тому же албанцы подсели, а нам отступать было некуда. Все это вкупе и сказалось на характере игры после перерыва.
— В перерыве замена Бордачева на Печенина была вызвана ошибками Максима или тем, что он уже имел желтую карточку?
— Сказалось и то, и другое. Максим все-таки совершил большой объем работы, а на позиции крайнего полузащитника провести два тайма тяжело. Понимали, что надо отыгрываться, забивать, чтобы было больше движения вперед, забросов за спины, поэтому и выпустили Печенина, освежили фланг. Кирилл обычно хорошо проявляет себя в атакующих действиях.
— Обратил внимание на то, что после перерыва Юзепчук стал активно подключаться к атакам не только по правому флангу, но и со смещением в центр. Его личная инициатива или подобные действия оговаривались в перерыве?
— Рома хорошо выглядит физически, почувствовал уверенность, поэтому просили его больше играть на атаку, чаще подключаться вперед не только по бровке. Юзепчук — молодец. Это один из лучших его матчей. Парень на самом деле профессионально растет.
— Вам не показалось, что во втором тайме на поле как-то растворился Лисакович?
— Виталик может в одиночку решить эпизод, поэтому мы до конца надеялись, что ему удастся это сделать. Все-таки он индивидуально сильный футболист. Но когда поняли, что ему тяжело физически, все-таки в клубе играет не так много как хотелось бы, то решились на замену.
— Лисакович умудрился получить “горчичник”, уже сидя на скамейке запасных после замены. Возможно, был перевозбужден из-за того, что игра ему не удалась?
— Полагаю, в большей степени переживал за результат, за команду. Он сидел как раз напротив бокового арбитра, и когда тот зафиксировал у Лаптева офсайд, которого не было, и фактически сорвал выход один на один, эмоционально высказался по этому поводу. Проявил неравнодушие. Но судья не оставил поступок без наказания.
— Владимир Корытько в комментарии к матчу на телеканале “Беларусь 5” покритиковал Лисаковича за то, что тот демонстрирует недовольство действиями партнеров, а это в команде неприемлемо. Тренеры обращали внимание Виталия на его не совсем корректное поведение?
— Может быть, со стороны так и кажется. Но надо знать Лисаковича. Он неординарный и футболист, и человек. Естественно, мы подсказываем ему и будем подсказывать. Но уверен: когда он станет старше, с этим справится.
— В концовке встречи у нас здорово сработали замены. Команда заиграла намного активнее, отквитала один мяч, создала несколько голевых моментов. Нет чувства, что немного припозднились с заменами?
— Есть. Пожалуй, стоило выпустить свежих футболистов чуть раньше. Но тяжело рассуждать в сослагательном наклонении, предполагать, как было бы. Возможно, мы и опоздали.
— На почве чего разгорелась стычка после финального свистка?
— Если честно, не видел, с чего все началось. Дима Антилевский с албанцем повздорили. Матч непростой, ставки высоки. Вот и выплеснулись эмоции.
— В той же телепередаче Вадим Скрипченко высказал мнение, что наша сборная в обеих встречах с албанцами не справилась с их построением по схеме 3-5-2. Похоже на явный укор тренерскому штабу, недоработавшему с аналитической подготовкой к решающему поединку.
— Это его мнение.
— Вы не согласны?
— Нет.
— Два ноябрьских официальных матча предварял спарринг со сборной Румынии. У вас есть объяснение, почему в Плоешти команда начала по-настоящему играть только после того, как пропустила пять мячей к 55-й минуте? Не настроились?
— Почему же? Мы настраиваемся на каждую игру. Просто сказались несколько факторов. Понятно, что мы усиленно готовились к официальным играм с Литвой и Албанией. Плюс надо было грамотно распределить нагрузку: три матча в сжатые сроки, да еще и перелеты. Поэтому в Румынии провели ротацию, дали возможность проявить себя тем, кто задействован в матчах меньше. Состав получился не совсем оптимальный. Это и привело к досадным провалам в обороне. Тяжело нам дался первый тайм. И только во втором, когда более или менее успокоились, нашли свою игру. Может, бог нам посылает подобные испытания? Чтобы подкорректировали, исправили те ошибки, которые допускаем.
— Главный матч осени, да и всего года, был, конечно, в Тбилиси. Со временем, отойдя от эмоций, поняли, почему сборная сыграла так блекло, не в свою силу? Подвела психология?
— По большому счету, игра была равная. Об этом свидетельствует и статистика. Да, грузины имели чуть больше опасных моментов. Надо отдать должное сопернику — это команда достаточно высокого уровня. Не могу согласиться, что мы сыграли совсем блекло. Другое дело, что не достигнут результат. Здесь не поспоришь. Однако подобные важные матчи редко выдаются зрелищными и сверхрезультативными, чаще все решает один гол. К сожалению, его забили хозяева. Знаете, очень тяжело вспоминать тот матч. Сидит в сердце болезненной занозой. И будет сидеть еще долго…
— Вы отмечали, что в этом цикле за сборную выступали много молодых ребят. Не выдаем ли мы желаемое за действительное? В обойме футболистов, которые проводили заключительные матчи цикла, 11 человек в возрасте от 29 до 35 лет — половина команды.
— Ребята, которые появились в сборной, должны у кого-то учиться. Если в команде не будет преемственности поколений, молодежь не будет расти. Поставь одиннадцать молодых — разве добьешься результата? К тому же у нас были и есть проблемы в обороне, поэтому считаю, что там должны играть более опытные парни. А двигать игру впереди следует молодым. Пока есть порох в пороховницах у наших старших ребят, пока они могут приносить пользу сборной — как на футбольном поле, так и внутри коллектива, — уверен, отказываться от их помощи нельзя. Главное, чтобы внутри команды была правильная атмосфера.
— Кто из молодых футболистов стал для вас открытием?
— Выделил бы Рому Юзепчука. Он сильно прибавил, особенно после последнего сбора. На глазах матереет, старается правильно выполнять то, что от него требуется. Молодцы Ваня Бахар, Кирилл Печенин, Макс Эбонг… Дима Антилевский неплохо выходил на замены.
— Нужен ли сборной нападающий Денис Лаптев, который за 28 матчей не забил ни одного гола?
— Раз мы его вызвали, значит, был нужен. Для тактического разнообразия необходимо иметь габаритного нападающего с хорошей антропометрией. Выбор у нас, сами знаете, невелик. А то, что Денис не забивает… Вокруг этого много разговоров, ажиотаж, и все это отнюдь не способствует его внутренней уверенности.
— Конец цикла часто подталкивает ветеранов к решению завершить выступления за сборную. По дороге из Албании никто не заявил о подобном?
— Не слышал такого.
— Не считаете ли, что, отпустив из сборной перед важнейшими поединками лидеров команды Мартыновича, Нехайчика и Драгуна, вы, образно говоря, подрубили сук, на котором сидели?
— Я уверен, что мы не вправе заставлять человека выступать за сборную. Будет ли он отдаваться игре на сто процентов? Вряд ли. И кому от этого лучше? Рано или поздно наступает время, когда ветераны уходят из сборной. Зато получают шанс другие футболисты. Это естественный процесс. Эти парни сделали много для отечественного футбола, и коль приняли взвешенное, аргументированное решение, то мы должны с ними согласиться.
— Опередить в группе сборную Албании не удалось. Как считаете, в каких встречах белорусская сборная недобрала своих очков?
— Однозначно в первом матче с Албанией. Как показал расклад, сыграй мы тогда хотя бы вничью, могли быть в группе первыми.
— Уже 7 декабря состоится жеребьевка квалификационного раунда чемпионата мира. Чего ждете от нее для сборной Беларуси?
— Пока никаких мыслей по этому поводу нет.
— Когда Георгий Кондратьев покидал пост главного тренера сборной, то сказал, что к футболистам такого уровня, какие играют за Беларусь, поставь любого тренера — сдвигов к лучшему не будет. Согласны с ним или поспорите?
— Ох, вопросик… На него очень тяжело ответить. Смена поколений — непростой процесс. Но я все-таки верю, что когда-нибудь белорусская сборная попадет в финальную часть топ-соревнований. Подрастает неплохое поколение, которое при определенном стечении обстоятельств сможет выполнить эту задачу.
— Не слишком ли оптимистично? Судя по выступлению нашей молодежной сборной, подобного ждать еще долго.
— Надо понимать, что молодежная сборная недосчиталась многих футболистов, которых использовали мы в национальной команде. Причем использовали максимально. Давно не помню, чтобы из “молодежки” привлекались столько футболистов. Поэтому ей было очень тяжело, плюс соперники достались сильные. Посыпать голову пеплом не стоит. Молодежная сборная с игроками 1998-99 годов рождения свою функцию выполнила.
— Верно ли, что срок вашего контракта истекает в конце ноября?
— Да.
— И что дальше? Есть ли желание продолжить работу со сборной?
— Это будет решать руководство федерации. Встретимся, поговорим, проанализируем, решим.
— То есть личное решение еще не созрело?
— Пока нет.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь