Виталий Лютич. Два месяца предсезонной подготовки вылетели в трубу
Позднее окончание поединка, к сожалению, не позволяет рассказать о нем в этом номере. Очень надеемся, что матч принес белорусам викторию. В положительный итог не только этого противостояния, но и субботней дуэли с киприотами свято верит и легкий форвард “Самары” Виталий ЛЮТЫЧ, неожиданно оказавшийся вне обоймы национальной команды. Причина отсутствия одного из лидеров дружины Ростислава Вергуна прозаичная — медицинская. После летнего перехода баскетболиста из минских “Цмокаў” в стан фаворита российской суперлиги 1 его будто сглазили: травма, а затем болезнь надолго лишили возможности тренироваться и играть вместе с новыми партнерами. Впрочем, невзгоды не привели Виталия к унынию, в чем корреспондент “ПБ” убедился, набрав телефонный номер соотечественника.
— Расскажи подробнее, чем обусловлена твоя просьба главному тренеру не вызывать на этот сбор, а то в нынешнее безумное время всякие могут возникнуть домыслы.
— Я понимаю. Отказываться выступать за сборную не собираюсь. Даже мыслей таких не было. Просьба связана исключительно с физическим состоянием. Сегодняшняя готовность — максимум тридцать процентов. Поэтому считаю нецелесообразным забирать место в составе сборной у того, кто может сыграть в полную силу. Вот и попросил Ростислава Николаевича: если есть такая возможность, то сейчас не вызывать.
В целом у меня вышла неприятная история. Когда приехал в Самару, потренировался с командой месяц, а потом мы отправились на первый предсезонный турнир в Ярославль. Стартовый матч отыграл уверенно, но в конце встречи поджидала неприятность — сломал палец на правой руке. В баскетболе это нередко случается. Плохо другое. Мне наложили на палец не лонгету, а фиксатор, сказали, что так лучше, не будет сковывать движения. Проходил с ним месяц. А при повторном снимке уже другой доктор огорошил: палец не сросся, мол, нужно было сразу накладывать гипс, тогда не знал бы проблем. Пришлось еще полмесяца ходить с гипсом. А дальше — будто по закону подлости: именно в тот день, когда следовало избавляться от гипса, заболел коронавирусом. Еще две недели провел на карантине. Вот и получается, что на два месяца выпал из баскетбола напрочь. Лишь недавно стал тренироваться, набирать форму. Принял участие в нескольких матчах. Тяжело. Тренер все понимает и дает небольшие отрезки по две-три минуты, потому что быстро начинаю задыхаться. Очень некомфортное состояние.
— В “Самаре”, кроме тебя, еще кто-то болел коронавирусом?
— Симптомы были у пятерых. Когда же сдали тест на антитела, то оказалось: за исключением пары человек, переболела вся команда. В основном пневмонией. У меня — правосторонняя. Делал компьютерную томографию на второй день — было пару процентов поражения легких. Но говорят, что полную картину КТ показывает на седьмой-восьмой день. Доктор назначил лечение, ушли на изоляцию.
— За играми сборной, естественно, будешь следить. Чего ждешь от встреч с Албанией и Кипром?
— Кажется, и тех и других одолеем без проблем. Конечно, никого недооценивать нельзя. Но, надеюсь, матчи для сборной окажутся легкими. Костяк состоит из баскетболистов “Цмокаў”, команда хорошо сыграна, так что больших сложностей возникнуть не должно.
— Играть придется не на домашнем паркете, а фактически на нейтральной площадке — это может негативно сказаться?
— Если бы встречались с Португалией, то могли быть проблемы. Помню, как там тяжело нам пришлось. Но объективно сборные Кипра и Албании выглядят слабее португальской. Поэтому верю, что у ребят все сложится удачно.
— А как ты относишься к тому, что сборные, а в некоторых еврокубках и клубы, собирают в закрытых кампусах?
— В общем нормально. В мире сейчас непростая эпидемиологическая обстановка — так лучше и безопаснее для всех. Коронавирус никого не щадит, приносит много горя. Нашу семью он тоже не обошел стороной: на днях умер мой дедушка.
— Прими соболезнования…
— Спасибо. Надо беречься. И игрокам, и болельщикам. В России в некоторых регионах вообще запретили проводить матчи со зрителями.
— А в Самаре как?
— Мы давненько дома не играли. На последней встрече болельщики были, но на трибунах места разделяли специальными лентами, чтобы люди сидели в полутора метрах друг от друга, не ближе. Как будет дальше — не знаю.
— “Самара” играет здорово, единолично лидирует в суперлиге 1, победив во всех шести матчах. Вы настолько сильнее конкурентов?
— Мне пока трудно судить — я новичок в лиге. Есть сильные команды, в составах которых полно ребят с опытом выступлений в лиге ВТБ. В “Самаре” практически все в ней раньше играли. Если не брать в расчет прошлый сезон, который не был завершен из-за “ковида”, то “Самара” — полномочный чемпион суперлиги, обладатель Кубка России. Соответственно, и задача перед командой стоит максимальная — первое место. Будем стараться ее выполнить.
— Летом “Самара” рассчитывала попасть в Единую лигу ВТБ, но ее туда не приняли. В клубе были сильно разочарованы?
— Конечно. Я тоже очень надеялся на это. Но отрицательный ответ получили из-за зала. Новый строится, процентов на восемьдесят уже готов, в следующем году сдадут в эксплуатацию. Откровенно говоря, не совсем понимаю причину отказа. В “МТЛ-Арене”, как в минском Дворце спорта, одна большая трибуна. Несколько лет назад самарские “Красные крылья” проводили там матчи лиги ВТБ, и все было нормально. А сейчас вдруг этот зал стал основной причиной отказа.
— Летом ты рассказывал, что были готовы два твоих контракта с “Самарой” — один под лигу ВТБ, другой — под суперлигу. Выходит, пошел на более скромные финансовые условия?
— Нет. В принципе там все то же. В материальном плане контрактом доволен.
— Ваш главный тренер Игорь Грачев относится к категории диктаторов или демократов?
— Скорее демократов. У нас на каждой позиции по два, а то и по три равноценных баскетболиста. То есть от замен команда не теряет ни в мощи, ни в результативности, ни в организованности. Ребята с богатым опытом, хорошо знают дело. Поэтому тренер старается просто не мешать. Если уж вдруг станет совсем плохо, возьмет тайм-аут, может прикрикнуть, взбодрить. “Самара” предпочитает играть в свободный, открытый баскетбол. Мне это нравится.
— В суперлиге 1 выступают семь белорусских баскетболистов. С кем-то из них уже пересекался?
— Пока только в предсезонных спаррингах. На турнире в Ижевске видел Мещерякова, Аладко, Рубинштейна, Викентьева. Со всеми пообщался.
— Обратил внимание, что из всех призванных сейчас в сборную Беларуси легионеров никто не представляет клубы элитных дивизионов. По-моему, такого никогда не было. О чем это говорит? Мельчает уровень наших сборников?
— Не думаю. Хорошо, что белорусские баскетболисты не считаются легионерами в российской суперлиге и у парней есть возможность там играть. Безусловно, до уровня лиги ВТБ далековато, но, поверьте, это тоже серьезный и интересный чемпионат. Без европейского паспорта тяжело пробиться в какую-нибудь топ-лигу. Всегда возникают сложности при оформлении документов. Поэтому вместо белоруса за те же деньги возьмут американца. Уверен, что Семенюк, Ситник, Викентьев или Рубинштейн запросто могли бы играть в высшей лиге чемпионатов, к примеру, Румынии или Венгрии. Но зачем, если уровень российской суперлиги 1 ничуть не ниже? Здесь можно получать много игрового времени, иметь хорошую зарплату, чувствовать себя своим в стране, где говорят на языке, который отлично знаешь, и практически не испытывать сложностей при адаптации к новым условиям.
— Насколько тебе комфортно в Самаре?
— Все супер! Паша Ульянко живет в соседнем доме, часто с ним видимся, когда он с дочкой выходит погулять. Общаемся, обсуждаем спортивные темы, вспоминаем былое.
— Павел помог с поиском жилья?
— Все вышло случайно. Я по интернету нашел вариант, собирался снимать квартиру, но предварительно написал Паше: как этот район? Он ответил, что район хороший, к тому же будем соседями. Меня это порадовало вдвойне.
— Супруга нашла себе какое-то занятие?
— А Саша только в минувшее воскресенье ко мне приехала. Из-за коронавируса непросто было с логистикой. Авиарейсов очень мало, раз в неделю, билеты раскупались моментально. Если же пересекать границу на автобусе или машине, то возникает много формальностей. Принимающая сторона должна подать заявку в МВД России с пояснением причин прибытия. Скажем, меня приглашали на работу — туда отсылали копии контракта. В ситуации с Сашей было сложнее — что она предоставит? И только сейчас смогла прилететь. А например, латыш Артем Бутянковс супругу до сих пор дождаться не может.
— Жена с вашим любимцем йоркширским терьером прибыла?
— А как же! Малыш — путешественник со стажем, он всегда и везде с нами.
— Одному тяжело жилось?
— Конечно, скучал. Но что поделать. Когда сломал палец — мяч не бросишь. Бегал по кругу, ходил в тренажерный зал. Каждый день одно и то же. Ездил с командой на все турниры, хотя играть не мог. Потом заболел — две недели провалялся в постели. Время как-то быстро пролетело.
— Видел предсезонную фотосессию “Самары” — весело. Какие вообще отношения в коллективе? Ведь тебе есть с чем сравнивать: поиграл в “Шяуляе”, “Цмоках”, “Калеве”, “Енисее”…
— Ребята классные. С Володей Пичкуровым вместе играли в “Енисее” — в первый же день он меня со всеми познакомил. Получилось быстро влиться в коллектив. Практически весь состав сохранился с прошлого сезона — добавились только я и Бутянковс. Поэтому команда очень дружная, никаких трудностей в общении не испытываю.
— За “Цмокамi” следишь?
— Естественно. Всегда смотрю их матчи, переживаю за ребят. Супермолодцы — пробились в групповой раунд Лиги чемпионов. Состав по сравнению с прошлым сезоном по именам смотрится как будто слабее, но по игре этого абсолютно не скажешь. Вергун выжимает из команды максимум. Честно: приятно наблюдать за ее игрой.
— Уж не появилось ли мыслей, что поторопился с переходом?
— Ни о чем не жалею. В “Цмоках” у меня и с тренерами, и с партнерами были хорошие неконфликтные отношения. Просто почувствовал: нужно что-то менять, двигаться дальше. Надеюсь, с выбором не ошибся.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь