Два в одного. Праздника не будет

21:36, 26 ноября 2020
svg image
2382
svg image
0
image
Хави идет в печали

Что мы имеем на сегодня, каковы варианты развития событий и какие плюсы и минусы от любого из них — об этом рассуждают обозреватели “Прессбола” Филипп МАТЮШОНОК и Вячеслав ФЕДОРЕНКОВ.

Ф.М. “Мы не будет торопиться и примем взвешенное решение”, — вряд ли можно было ожидать каких-то других слов от главы ИИХФ Рене Фазела. Сказал он их по итогам заседания совета ИИХФ, которого многие ждали как чего-то судьбоносного. Еще бы, руководство Международной федерации собиралось решать вопрос с чемпионатом мира в Минске и Риге. Вооружившись многостраничным отчетом и здравым смыслом. Собралось, вооружилось, но пока ничего не решило. Тема форума в Беларуси и Латвии остается горячей и останется таковой, судя по всему, еще долго. И фактуры неделя после заседания подбросила достаточно. Причем больше всего — не через официальные источники.
Честно говоря, особых ожиданий от этого онлайн-мероприятия лично у меня не было. Думать, что ИИХФ возьмет и отменит чемпионат мира прямо здесь и сейчас или перенесет минскую часть куда-нибудь далече, было бы слишком наивно. Особенно зная, кто такой Фазел. Он и в этом году, в самый разгар первой волны пандемии, тянул с отменой чемпионата до последнего. А сейчас у него куда больше времени на раздумья.
Понятно, тема для него неприятна. И швейцарец сам наверняка ничего не менял бы. Но давят со всех сторон. Члены совета, которые выражают озабоченность ситуацией в Минске, национальные федерации, грозящие бойкотом, политические институции, собирающие подписи за перенос турнира. Фазел оказался в самом центре этой воронки и пока, судя по всему, не знает, что делать. Или не хочет. Вот и совет под его руководством какого-то решения здесь и сейчас не принял. Но есть одна заметная вещь: в пресс-релизе по его итогам, в целом сдержанном, довольно много говорится о сложной ситуации с коронавирусом в Беларуси, об определенном недоверии к государственной статистике. В общем, руководство ИИХФ достало из рукава эпидемиологическую карту. Пока на всякий случай. И картой этой будет играть, если что. В общем, руководство мирового хоккея посовещалось и решило собраться позже, чтобы выработать какой-то план. Чемпионат мира пока остается у Минска. Как думаешь, надолго?

В.Ф. До конца января — точно. А вот дальше очень допускаю варианты. Кстати, насчет эпидемиологической карты. В бессчетный раз припомню черноватую шутку, что COVID-19 многим пришелся кстати — как универсальная отмазка для чего угодно. Правда, в случае с Фазелом получается интересная “вилка”. Если бы не “корона”, Рене уже пару месяцев как “сидел бы на тихой планете, разводил склиссов”. Проведя домашний для него швейцарский “мир” в мае 2020-го, сложив полномочия на полугодовом конгрессе ИИХФ в минувшем сентябре и уйдя на заслуженный отдых, окруженный почетом и уважением. Именно так и планировалось. А тут — такой “головняк”. И с вирусом, и с нашими событиями.
Так вот об ограниченности карты: вариант, при котором можно было бы второй год кряду списать все на пандемию и просто отменить чемпионат, разрубив узел, — уже не вариант. Через месяц стартует молодежный “мир” в элите. В “пузыре”, без зрителей, но он наверняка состоится. И после этого отменять взрослый второй год кряду будет нонсенсом. И имиджевым, и просто финансовым. Но вполне допускаю, что в январе Цюрих действительно решит давить на COVID, решая минскую проблему, чтобы до последнего не влезать в политику явно. Учитывая, что она в протестной кампании играет безусловно ведущую роль, выглядеть это будет слегка забавно, но почти беспроигрышно для ИИХФ.
Правда, неизбежно возникнет проблема: куда переносить минскую половинку чемпионата? Если прежде был уверен, что, случись перенос, форум отберут у обеих столиц и отдадут какому-то третьему “стенд апу”, то сейчас уже склоняюсь к тому, что чемпионат состоится. И рижская его часть — точно в Риге. К слову, каково твое отношение к латвийской активности по теме? От проходящей с августа красной нитью позиции премьер-министра до недавнего письма ЛХФ в адрес ФХБ? И как тебя видится перспектива скорого нахождения “заменителя” Минска?

Ф.М. Активность латвийской стороны как раз свидетельствует: в Риге уверены, что их часть чемпионата никуда не денется. При этом нельзя не отметить, что позиция тамошней федерации под грузом всего этого снежного кома событий в Беларуси ужесточается. Здесь ведь интересный момент. Изначально о нежелании проводить чемпионат совместно с Минском заявили политические, а не спортивные власти. Именно премьер Кришьянис Кариньш первым апеллировал к ИИХФ с требованием рассмотреть возможность переноса турнира из белорусской столицы. Позиция ЛХФ же заключалась в уже набившей оскомину мантре “спорт вне политики”. Генсек федерации ведь рассказывал тебе, что хоккей способен решать политические проблемы лучше политиков, а потому лишать Минск турнира резона нет.
Но теперь все иначе. Реакция ЛХФ на скандал вокруг Дмитрия Баскова в целом понятна и логична. Латвийская сторона попросила у Минска объяснений. Которые, думается, вряд ли получит. Конечно, в письме есть некоторое преувеличение — вряд ли “деятельность”, приписываемая одному спортивному чиновнику национального уровня в нерабочее время способна навредить репутации всего мирового хоккея. Но если говорить о репутации чемпионата мира, то вполне. Отсюда и реакция ЛХФ, которую можно обозначить одной фразой: “Не тяните нас за собой ко дну”.
Впрочем, у такой реакции может быть и двойное дно. Если совет ИИХФ от формулирования официальной позиции пока воздержался, то в частных комментариях и инсайдах тема переноса всплывает все чаще. Уже и вице-президент ИИХФ Калерво Куммола, который видится вероятным преемником Фазела, заявил, что проводить турнир в Минске не стоит. А потому, останься ЛХФ на прежних позициях, ее никто не понял бы. Ни общественное мнение внутри страны, ни власти.
В вопросе переноса, думается, российский вектор наверняка в приоритете. Не только из-за теплых отношений Фазела с нашими соседями. Этот вариант видится наиболее практичным. Россиянам не придется прилагать каких-то сверхусилий для подготовки к турниру, деньги на хоккей найдутся. А латвийцы не потеряют прибыль от финских болельщиков, если чемпионат вообще будет проходить со зрителями. Все упирается в решение CAS, ведь суд может оставить в силе запрет на проведение в России международных турниров. Тогда что — Канада? Швейцария? И станут ли россияне “отбирать” чемпионат у союзников?

В.Ф. Я тоже не критиковал бы балтийских соседей за вроде как предательство. Мол, вот мы им дали возможность провести чемпионат мира (пусть и меньшую часть), а они… “Мы им дали” лишь немногим больше, чем они нам. В одиночку в кандидатской гонке за 2021-й против финнов шансов у нас был бы минимум. Даже в коалиции мы с латышами повалили Суоми при голосовании в 2017-м “на тоненького”. Так что здесь все честно.
Теперь — о вариантах переноса. Канада — точно нет. В прошлом номере писал почему: им взрослый “мир” сто лет не сдался даже без форс-мажора. А здесь — двойной: и чрезвычайщина переноса, и большой риск проведения турнира без зрителей. Наконец, если исходить из того, что за латвийцами их часть чемпионата останется, это просто географический маразм: играть на две страны, расположенные по разные стороны земного шара. Одна только логистика — “мама, роди меня обратно”.
Россия? Да, вроде как напрашивается вариант. И даже Третьяк заявил о готовности “случись что”. Версия о нежелании латвийцев проводить “мир” на пару с россиянами отметаю. Вряд ли Рига захочет усложнять и без того непростую ситуацию. А если даже захочет, уже в Цюрихе на нее будут иметь право цыкнуть: “Ребята, а вы, часом, не оборзели?” Но ты правильно обозначил подводный камень, упомянув о вердикте CАS в адрес России за прошлые допинговые грехи. Да и надводные имеются: судя по выступлению того же Фетисова, в России отнюдь не пищат от перспективы такого неожиданного “счастья”. И дело отнюдь не в каком-то эфемерном союзничестве. Опять же кому нужен турнир, на котором зрителей или не будет вообще, или они будут в очень ограниченном количестве? Учитывая, что билеты, туристы и сопутствующие барно-гостиничные плюшки — главная статья доходов страны-хозяйки мирового чемпионата. Можно, конечно, допустить, что по формуле “Россия — щедрая душа” Москва согласно кивнет на предложение Цюриха помочь разрешить кризис. Заодно с прицелом на будущие взаимные услуги, которых можно придумать вагон. Но только если так.
Мне более вероятным видится вариант Швейцарии или Финляндии. В конце концов, кому, как не родине ИИХФ, брать на себя бремя издержек ситуации. Опять же пусть и эрзац, но какая-никакая компенсация за отмененный в этом году чемпионат в Цюрихе и Лозанне. А ежели к маю трибуны для зрителей хотя бы приоткроются — вообще круть. Почему финны — понятно: здесь и уязвленность проигранной кандидатской гонкой, и бонус к ЧМ-2022, который уже за Суоми. В конце концов, вспомним, кто не приехал на игру КХЛ в Минск? Правильно, “Йокерит”. И это при конкретной завязке клуба на российские деньги. Финнам вообще сейчас психологически легче какой-либо страны протестовать против “мира” в Минске — прецедент уже сами же и создали.
Но тут еще один интересный момент. Пока мы, как и многие наши коллеги, рассуждаем “ни о чем”. Но “о чем” может инициировать сам официальный Минск. Не удивлюсь, если сейчас в верхах бродят мысли: а не слиться ли добровольно? Понимаешь ход моих рассуждений?

Ф.М. Что ж, нельзя исключать и такой вариант. Конечно, подобные решения не в привычках белорусских властей. Большой спорт у нас, как известно, — глубоко идеологическая вещь. И случаев отказа от больших спортивных проектов, которые добывались в непростой борьбе, еще не бывало. Но и такой ситуации в Беларуси не бывало тоже. И если она сохранится до мая, то проведение чемпионата мира будет связано с громадной головной болью. Особенно если к форуму допустят болельщиков. Одно дело читать об этом на Би-би-си, другое — увидеть, что происходит, вживую, своими глазами. Да и ограничить посещение матчей для своих сверх возможных ковидных ограничений здесь не получится. Чемпионат мира все-таки, а не футбольная высшая лига. В общем, форум может стать прекрасной площадкой для общественной активности. Чего, наверное, организаторам не хотелось бы.
К тому же нельзя исключать бойкота со стороны нескольких сборных и официальных лиц. Что тоже турнир и организаторов не украсит. Да и сыграть на опережение, дескать, у нас не забирали, это мы сами отказались, тоже можно. В общем, вариант с отказом нетривиальный, но, наверное, возможный. Под предлогом опять же сложной эпидемиологической ситуации. Но такой вариант, думается, будет рассматриваться в числе последних.

В.Ф. Может быть. И зря, коли так. Последние события дают властям последний же шанс уйти красиво и обставить это как благородное негодование. Мол, как мы ни призывали мировое спортивное сообщество не смешивать спорт и политику, это сделали вы, а не мы. Насколько это будет соответствовать реалиям — иной вопрос. Но в дипломатии, насколько понимаю, вовсе необязательно, чтобы демарши им абсолютно соответствовали. Главное — хоть сколько-нибудь аргументированное обоснование, опираясь на которое дальше можно переть рогом.
По-моему, уже для многих очевидно, что праздника а-ля ЧМ-2014 на сей раз не получится ни при каком раскладе. Отберут (или откажемся) — не будет физически. Проскользнем и таки примем — фактически. Со зрителями — плохо. Если вполне вероятную нехватку добровольных желающих прийти на трибуны “Минск-Арены” еще можно будет решить до тошноты привычными административными методами, то протестные акции точно ничем не заткнешь. Попытаешься привычными светошумовыми средствами — сделаешь себе же хуже по уже озвученной тобой причине. Без зрителей и туристов — тем паче: вариант отбить тогда хоть что-то из немалых затрат через продажу билетов и сопутствующие туристические услуги отпадет, при этом возможность протестов никуда не денется. А потратить придется не один миллион, тогда как казна сейчас явно не пышет здоровьем. Плюс опять же упомянутая тобой немалая вероятность бойкотов со стороны стран-участниц, что, само собой, не может радовать ИИХФ.
Знаешь, недавно один далеко не последний хоккейный специалист задал мне вопрос: “Ну допустим, протестующие против проведения чемпионата мира в Минске добьются своего. И что это кому даст, включая протестующих против политики властей белорусов?” Вопрос на самом деле не праздный, и ответ не так прост. Но я его нашел. Вспомнил, как осенью 2013-го был приглашен одним из телеканалов поучаствовать в дебатах по такой же теме накануне ЧМ-2014. Над ним тоже долго бродили протестные тучи. Но тогда, будучи скорее последовательным сторонником проведения “мира” в нашей стране, нашелся чем парировать. И даже, по ощущениям, смог убедить в правоте своей точки зрения как минимум часть аудитории. Сейчас, пересмотрев запись той программы, понял, что тогдашние мои аргументы нынче уже почти несостоятельны. Как-то, согласно известной поговорке, не вяжется пир с чумой. А уж что из осложняющих факторов считать большей чумой — пусть каждый определяет для себя сам.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?