Бутсы на гвоздь. Николай Януш завершил карьеру. 5 клубов, 7 медалей, 107 голов
Так написал бывший нападающий сборной Беларуси в своем телеграм-канале. Хотя чемпионом Януш и не стал, в его биографии хватало достижений.
Дважды становился лучшим бомбардиром чемпионата Беларуси. В сезонах 2014 и 2015 годов, будучи игроком “Шахтера”, Януш забивал больше всех голов в лиге — по 15. К тому же в Солигорске Николай собрал коллекцию из семи медалей — три серебряные и четыре бронзовые.
За последние восемь лет Януш лишь однажды отличился меньше пяти раз за сезон. Случилось это во время гродненского этапа карьеры. Тогда форвард отметился вего четырьмя голами. В последний свой сезон Николай забил девять мячей. Один из них стал сотым на высшем уровне. “Труд футболиста очень тяжелый. Я дебютировал в высшей лиге только в 23 года. И за триста игр забил сто мячей, чему весьма рад. Так что посвящаю юбилей собственному труду. Конечно же, моей семье и особенно жене, которая поддерживает меня постоянно. Как началось это со времен выступлений в “Граните”, так и длится до сих пор. Она всегда была на моей стороне. Еще — всем командам, в которых играл и забивал. Всем партнерам, что помогали, и тренерам, которые учили. Сто голов в чемпионате Беларуси — хорошая цифра”, — считает Януш.
Всю жизнь играл в одной стране. Николай один из немногих топовых белорусских футболистов, которые не имели опыта выступлений за рубежом. Всю карьеру уроженец Микашевичей провел на родине: восемь лет отдал “Граниту”, два сезона — Бресту, семь — “Шахтеру”, один — гродненскому “Неману” и столько же — “Ислочи”.“В этом и заключался выбор: или ехать за деньгами, но быть в разлуке с семьей, или оставаться дома — с тем, что есть. А куда звали, говорить не хочу. Но никакого сожаления не испытываю”, — объяснял свой выбор футболист.
Дебютировал в сборной в 30 лет. За национальную команду нападающий сыграл всего четыре матча. Голами не отметился. Дебют случился в спарринге с габонцами (0:0), в котором Януш был на поле один тайм. Единственный полный матч провел против ирландцев. Тогда игрок отдал голевую передачу. “Моя задача — работать и доказывать состоятельность в надежде закрепиться в сборной”, — повторял вызванный в национальную команду футболист.
Может, выступления за сборную страны получились не такими яркими. Зато футболка с фамилией Yanush присутствует в национальном музее спорта Франции в Ницце и соседствует с майкой Марио Балотелли. Из белорусских экспонатов там имеется также вымпел с матча сборных Беларуси и Македонии.
В 34 года получил диплом об окончании вуза. В 2018-м Януш завершил учебу в БГУФКе. Впервые в вуз он поступил в 2003-м. Но, как это часто бывает у футболистов, совмещать спорт и учебу не получалось. “Усё пачыналася, калi я паступiў у БДПУ iмя Танка, якi так мне i не атрымалася скончыць. Потым я аднавiў вучобу ў БрДУ iмя Пушкiна ў Брэсце, калi там гуляў за “Дынама”. У 2012-м пераехаў гуляць за “Шахцёр”, i вучоба ў Брэсце скончылася. У 2015-м я быў залiчаны на трэцi курс БДУФК i праз тры гады паспяхова яго скончыў. 15 год — i дыплом у кiшэнi. Я трэнер па футболе”, — вспоминал Януш.
Уважает белорусскую историю. Увлечение “спадчынай” у Януша началось с книги “Забытая Беларусь” Вадима Деружинского, которую ему порекомендовал Василий Хомутовский. “Она меняет сознание. Получается, если копнуть глубже, что белорусы, русские и украинцы — вовсе не братья. Разные мы… Или как включали всех в Советский Союз насильно, никого не спрашивая. А потом отдавали наш Белосток — Польше, Смоленск — России. А Великое княжество Литовское? Это же мы литвины, а не нынешние литовцы”, — делился впечатлениями футболист.
Знает Януш и белорусский язык. На нем ведет инстаграм-аккаунт и открывшийся недавно телеграм-канал. Правда, в повседневной жизни общаться на нем пока не может. “Уважаю людей за то, что они знают свой язык. Африканцы многие говорят на французском языке, потому что их страны были колониями Франции. Однако свой собственный язык они знают. А мы ведь Европа… Мы должны на своем языке разговаривать. Приезжие спортсмены всегда в интервью удивляются: “А почему вы по-русски говорите?” В советское время, когда приезжал человек из деревни и разговаривал на белорусском, все к нему относились как к колхознику. Даже сейчас такое осталось. А все начиналось в то время. Все в деревнях говорили на белорусском. Чувствую внутри стержень, который меня держит. Хочу, чтобы люди меня понимали. Мы белорусы, мы должны быть белорусами”.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь