Никита Наумов. Головастый Медведь

21:34, 28 января 2021
svg image
1823
svg image
0
image
Хави идет в печали

После расставания с казахстанским “Жетысу”, где воспитанник витебского футбола провел два сезона, он имел несколько заманчивых предложений. Однако предпочел связать дальнейшую судьбу с динамовским клубом, вместе с которым в грядущем чемпионе страны надеется побороться за золотые медали. Судя по всему, адаптация в новом коллективе проходит успешно. Уже в стартовом спарринге межсезонья Наумов отличился двумя забитыми мячами — согласитесь, серьезное достижение для центрального защитника

— Подобная голевая феерия в первой же игре — отличная заявка на сезон.
— Это товарищеский матч. Вот если бы так забивал в чемпионате — другое дело.

— Надеюсь, так и будет. Как приняли в “Динамо”?
— Нормально. Многих ребят знаю, поэтому никаких проблем не возникло. Это в молодости тяжеловато было, сейчас же чувствую себя уверенно, поздно уже чего-то стесняться.

— Стеснялся, наверное, в “Нафтане”, когда впервые туда попал?
— Ну да, мне тогда было лишь семнадцать. Но со временем стал старожилом команды, ведь пробыл там семь лет, если не считать аренды в “Полоцк”.

— “Нафтан” всегда отличался крепким коллективом, даже безденежье стойко переносил. А дедовщина там была?
— Нет. Дедовщина заключалась в том, чтобы молодой накачал мячи и принес на поле. В остальном же особой разницы не было — молодой ты или более возрастной, все друг друга поддерживали. Случалось, конечно, что старшие “напихают”, но позже подойдут: мол, не обижайся, ведь не со зла, все по делу, чтобы лучше запоминал.

— И от кого больше всего доставалось?
— Любил поучить Валерий Римантасович Стрипейкис. На тренировке подкатишься под него, и в ответ гневная тирада: “Я тебе! Куда катишься!” Хотел напугать молодого. Но это детали. Главное, что у нас была дружная команда. И на поле, и за его пределами. Тренеры всегда старались создать хорошую атмосферу.

— Самые яркие воспоминания — победа в Кубке 2012 года?
— Естественно.

— Верили тогда, что сможете обыграть в финале “Минск”?
— Игорь Николаевич Ковалевич сразу верил и вселил в нас это чувство. Тренер по ходу игры за эмоции был удален, стоял за решеткой на трибуне старого стадиона “Динамо”. Так вот когда Леха Гаврилович еще только подходил к “точке”, чтобы пробить последний пенальти послематчевой серии, он уже стал прорываться из заточения: “Давай выпускай меня, я пошел радоваться, мы Кубок выиграли!”

— Благодаря той победе “Нафтан” пробился в Лигу Европы, где выдал потрясающие по драматизму битвы с сербской “Црвеной Звездой”.
— О, это особые воспоминания. В домашнем матче мы уступили 3:4, а в Белграде сыграли вничью 3:3. Классные поединки! Поразил антураж в Сербии. Никогда не видел, чтобы за два с половиной часа до начала встречи стадион уже был заполнен зрителями. Все знают, как горячо болеют фанаты “Црвены Звезды”. Это что-то необыкновенное! Шум создают такой, что даже не можешь разговаривать с партнером — бесполезно, ничего не слышно. Это был мой дебют на таком высоком уровне и при таком количестве народа. Когда выходил на поле, можно сказать, не понимал, как себя вести.

— Похоже, сербы тогда недооценили “Нафтан”, полагали, что одолеют без проблем?
— Так и было. Что в первом матче, что во втором. Два мяча забили и сбросили обороты, думали, дело сделано. Но мы показали зубы и характер.

— В 2016-м ты перешел в “Витебск”. Согласен, что авторитет по-настоящему заработал именно там?
— Скорее всего, да. Большая удача, когда попадаешь в свою команду, к своему тренеру. Понятно, что и Ковалевич, и Стрипейкис очень многое для меня сделали, помогли сформироваться как футболисту. Когда же перешел в “Витебск”, то Сергей Михайлович Ясинский меня раскрыл до конца.

— Ирония судьбы: в свое время ты, коренной витеблянин, оказался не нужен “Витебску”.
— Тогда другие были и директор клуба, и тренерский штаб. Поэтому оказался незадействованным и уехал в Новополоцк. Может, это и подстегнуло. Захотелось доказать, что они ошиблись, проигнорировав меня.

— Твой отец, Виктор Наумов, — легенда витебского клуба, яркий нападающий с самобытной техникой. Какие игровые качества достались от него по наследству?
— Наверное, умение забивать головой. Отец в этом деле большой мастер.

— Ты ведь тоже начинал нападающим. Почему переквалифицировался в защитника?
— Стечение обстоятельств. Некому было сыграть сзади — я вызвался. Получилось неплохо, вот меня и перевели в защиту.

— Не поверю, что в игре тебя не тянет в атаку.
— Еще как тянет! И в игре, и на тренировке постоянно хочется подключиться вперед, замкнуть прострел, забить головой. Но тренеры по-разному смотрят на подобные вольности: одни разрешают, другие строго-настрого запрещают.

— В прошлом сезоне в концовках проигрышных матчей Миху Горопевшека порой использовали в качестве высокорослого нападающего — готов исполнить подобную роль?
— Ха, легко — только скажите.

— Отец часто советует, критикует?
— Сейчас намного реже, чем раньше. Вероятно, считает, что сын уже кое-чему научился. Больше критикует не лично меня, а игру команды. “Почему по воротам не бьете, а все контролируете мяч? Что за футбол пошел? Вот раньше было намного интереснее”. Пытаюсь спорить с ним: “Разве было лучше, когда мяч пуляли вперед и бодались за него? Сейчас немного другой футбол, более комбинационный”.

— Любопытно, кто первым назвал тебя Медведем?
— Это было после игры сборной в Эстонии, где мы победили 2:1. Их капитан Рагнар Клаван из итальянского “Кальяри” опекал меня, когда я забил головой после навеса Стасевича, и потом в интервью пожаловался: “Я не смог удержать этого медведя”. Но не скажу, что это прозвище приклеилось ко мне. Как и прежде, партнеры зовут меня Наум. Даже удивляюсь, если кто-то обратится по имени.

— Два года ты провел в Казахстане. Какую главную особенность тамошнего чемпионата отметил бы?
— Перелеты на длинные расстояния. Самый ближний выезд из Талдыкоргана, где базировался мой клуб, до Алматы — три с половиной часа. На остальные же игры уезжали фактически на три дня. Хорошо хоть пользовались только самолетом. Тренер старался сделать так, чтобы футболистам было комфортно, и к игре мы подходили в оптимальных кондициях. Так что в салоне самолетов провел уйму времени. Налетался вдоволь.

— В Талдыкоргане болельщики активно посещали матчи?
— Приходило человек пятьсот. Для чемпионата Казахстана это нормально. Больше было на матчах “Актобе”, когда он играл в высшей лиге, плюс “Астана-Арена” неплохо заполняется.

— Футболистов “Жетысу” называют семиречинцами. Почему?
— Название пошло оттого, что вокруг города протекают семь рек. В Талдыкоргане, как и Алматы, довольно много растительности. Своеобразные оазисы. А вот в других местах с зеленью худо. Поэтому в большинстве городов поля с искусственным покрытием — трава там просто выгорает под палящим солнцем.

— В сезоне-2019 в “Жетысу” была большая белорусская диаспора: ты, Андрей Лебедев, Егор Зубович, Андрей Залеский, Вадим Побудей. Жили дружно?
— Конечно. Но не только с земляками. В команде были легионеры из других стран. Атмосфера хорошая. Это особенно проявилось в тяжелый период прошлого года, когда всей командой сидели в гостинице на “ковидном” карантине. Никуда не выйти, ни игр, ни тренировок. Ужас! Полная апатия. К тому же год без семьи — это перебор. Хотелось и в футбол поиграть, и быть ближе к родным. Поэтому и вернулся в Беларусь.

— Но сейчас семья пока не с тобой?
— Когда “Динамо” вернется со сборов, семья сразу переедет ко мне. В клубе обещали помочь устроить детей в садик.

— Их у тебя двое?
— Да. Сыну три годика, дочке — шесть, осенью в школу пойдет.

— Помнится, в интервью нашей газете ты рассказывал, что когда появляешься дома, то дочь буквально прилипает к тебе.
— Ничего не поменялось. Сын больше к маме тянется, потому что порой от меня достается. А дочка сразу к папе. Когда приезжаю, изменяет своей комнате: “Буду спать с папой”.

— Какой ты отец: мягкий или строгий?
— Разный. Использую и кнут, и пряник.

— А тебя как родители воспитывали?
— Примерно так же. Мама многое разрешала. Покупала все необходимое, давала деньги. Папа, наоборот, строгий. Я обязан был возвращаться домой не позже одиннадцати вечера. Причем требовал неукоснительно выполнять свои обещания — минута в минуту. Приучал к дисциплине. И только когда мне стукнуло восемнадцать, сказал: “Теперь для тебя все двери открыты, можешь идти куда хочешь”.

— Зато отец всегда брал наследника на свои матчи. Похоже, другого пути, кроме футбола, у тебя и не было?
— Пожалуй, да. Кстати, когда играл в Витебске, на моих матчах всегда присутствовали супруга и дети.

— Задумываешься, где приложишь силы после завершения карьеры?
— Я окончил Витебский педагогический университет имени Машерова, сейчас учусь в магистратуре.

— Хочешь стать тренером?
— Пока играю, не вижу себя тренером. Главным тренером — так точно. Если только помощником.

— Почему? Характер не тот?
— Думаю, да. Возможно, со временем что-то во мне перестроится. Хотя вряд ли.

— Футболисты жалуются, что учиться очень трудно, не хватает времени. У тебя с этим как?
— Все зависит от человека. Когда играл в Казахстане, учился и сдавал экзамены дистанционно. Главное — все организовать. Было свободное время — договорился о досрочной сдаче сессии. Потому что знал: начнутся сборы, в университете не смогу появиться.

— Предсезонка — тяжелый период. Изнурительные тренировки на выносливость, кроссы, “качалка”. Ты, как и все, его не любишь?
— Любишь или нет, а без этой пахоты нормально сезон не проведешь. Отношусь ко всему с пониманием, как к неизбежности. Сколько уже их было, этих предсезонок. Привык. Опять же у каждого тренера разные нагрузки.

— У Леонида Кучука жестко?
— Не сказал бы. Не так, как у его учителя Юревича. На себе не испытал, но по рассказам знакомых знаю, какие нагрузочки Анатолий Иванович давал в межсезонье, бегали до рвоты. Из моей личной практики самые жесткие тренировки были у Трайдука в “Нафтане”.

— Кучук — сильный тактик. Теорией вас чрезмерно не загружает?
— Все в меру, не перебарщивает. Да, есть такие тренеры, которые часа на два растягивают теоретические занятия, держат команду у телевизора. Но ведь нормально воспринимаешь информацию в течение получаса, а затем непроизвольно засыпаешь, хотя глаза и открыты. Значительно продуктивнее показать на поле, что конкретно тренер требует, и будет все понятно.

— Правда, что минское “Динамо” хотело пригласить тебя еще в 2015 году?
— Было дело. Но тогда не склеилось. Я знал о динамовском интересе. Вроде бы все шло к переходу, а потом вдруг затихло. Зато сейчас решилось оперативно.

— Любопытно, что в национальную сборную ты попал, минуя все младшие. Есть объяснение почему?
— Может, поздно раскрылся. Есть много примеров, когда ребята проходили через все “андеровские” сборные, а потом заканчивали с футболом. Я шел другой дорогой.

— Это лучше?
— Все индивидуально. Я раскрылся ближе к тридцати годам. Значит, так надо было.

— В марте сборной предстоит стартовать в квалификации чемпионата мира. Какого ты мнения о соперниках по группе “Е”?
— Хорошая группа. С эстонцами встречались — представляем их уровень. Остальные чуть выше классом. Но ничего страшного, со всеми можно играть на равных.

— Лихо занизил класс сборной Бельгии.
— Нет, бельгийцы, конечно, явные фавориты. Команда очень хорошая, футболисты из топ-клубов. Но ведь они такие же люди, как и мы, им тоже свойственно ошибаться.

— То есть нет опасения, что в Бельгии вам загрузят полную кошелку?
— В футболе всякое случается. Однако если думать, хоть бы нам не настреляли пять штук, то какой смысл ездить? Бояться никого не стоит.

— В 2020 году сборная провела десяток матчей — какой выделишь?
— Тот, что сыграли в Тбилиси. Обидное поражение. Мы плохо выглядели, но ведь и грузины ничего особенного не показали. Мы сами отдали победу.

— А почему сыграли так блекло?
— Ох, сколько раз задавали друг другу этот вопрос, но к общему знаменателю так и не пришли. Не пошла игра ни у кого. Если выпадает один человек, команда может справиться. А когда все одиннадцать…

— Перегорели?
— Возможно. Все-таки ставки были очень высоки.

— Первый матч дома с эстонцами — удобное начало цикла?
— Большой разницы не вижу, с кем встречаться в стартовом туре. Будем биться только за победу.

— Ну а “Динамо” на что нацеливается в чемпионате?
— На первое место. Костяк команды сохранился, ребята знают тренерскую концепцию, и это очень важно. Плюс пришли опытные, сильные футболисты. Поэтому, считаю, нам по силам побороться за чемпионский титул.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?