110 лет белорусскому футболу. Время энтузиастов

11:36, 1 марта 2021
svg image
682
svg image
0
image
Хави идет в печали

Да, футбольная жизнь не затухла, но, надо признать, текла довольно вяло и местечково. Впрочем, не станем винить в этом исключительно власти. В соседних РСФСР и Украине также не каждый год определяли лучшую команду республики, хотя таких продолжительных (пятилетних!) пауз у них не было.

Финт швейцарцев
Отмечая проведение соревнований в городах и весях, главным событием, к примеру, 1930 года назовем международный матч в Минске. Тогда таким встречам придавалось огромное значение, ведь у гостей было чему поучиться. Вообще тем летом по инициативе Всебелорусского совета физкультуры (ВСФК) в столице республики планировалось провести турнир с участием сборной БССР и команд Минска, Ленинграда, Украины и Швейцарии. Футболисты из Европы приехали 9 июля. В составе делегации Рабочего спортивного союза было 22 человека. В этот же день на стадионе “Профинтерн” швейцарская команда встретилась со сборной Белоруссии, за которую играли гомельчане Аронов (вратарь) и Поляков, минские динамовцы Малыгин, Шкубер, Ловейко, Волков, Чепляев, а также Иванов, Бандуркин, Рогов и Рунов из Бобруйска. Первый тайм завершился в пользу гостей со счетом 2:0. После перерыва игра проходила во взаимных атаках, соперники по три раза огорчили вратарей. Итог — поражение белорусов 3:5.
Все бы ничего, да изначально ожидалось, что матч БССР — Швейцария станет 11 июля главным украшением большого спортивного праздника. В этот день планировали открытие Всебелорусского стадиона имени 10-летия освобождения Белоруссии от белополяков. В этой связи следует заметить, что тогда в городе не было крупных спортивных арен. Все наиболее значимые соревнования и футбольные матчи проводились на спортивной площадке сада “Профинтерн”. Но сколько зрителей могли там разместиться на трибунах? Лишь пару тысяч. Поэтому еще в середине 20-х годов приняли решение о строительстве Всебелорусского стадиона, а затем и “Динамо”.
Но, как известно, скоро только сказка сказывается. Динамовцы, мечтавшие заполучить собственный стадион в 1929-м, увязли в стройке. А вот Всебелорусский, располагавшийся на окраине города, на Борисовском тракте рядом с Комаровским лесом (парка имени Челюскинцев, как и Ботанического сада, тогда еще не было), к середине 1930 года практически возвели. Была готова центральная часть стадиона — футбольное поле, велосипедный трек, трибуны для зрителей и буфет. А значит, можно было и праздник устраивать. Тем более что уже само название новой арены указывало дату открытия. Именно 11 июля 1920 года Красная Армия освободила Минск от польских войск. В честь такого события учредили Праздник Освобождения — один из наиболее почитаемых. Он отмечался в БССР с не меньшим пафосом, нежели 7 ноября: с торжественными заседаниями, награждениями, демонстрациями, фестивалями искусств и трудовыми подарками. Не случайно в этот же день в Минске предполагалось и другое весьма важное событие. Неподалеку от стадиона, на том же Борисовском тракте, в честь славного юбилея решили начать строительство Дома печати. Спустя год открыли 1-ю клиническую больницу, а через три — заложили фундамент Театра оперы и балета. Поэтому и крупнейший в республике стадион планировали открыть именно 11 июля. А что могло быть лучше для такого праздника, чем международный футбольный матч!
Планировалось, что на открытие арены “со всех округов Белоруссии прибудут делегации физкультурников”. Однако швейцарцы, колесившие по Союзу уже почти месяц, сыграв в Минске 9 июля, на следующий же день помахали ручкой и отправились на родину. Так что в присутствии более чем десяти тысяч зрителей открывали еще не совсем достроенный стадион пламенными речами, велосипедными гонками, легкоатлетическим соревнованиями и футбольным матчем сборной Белоруссии против команды московского завода “Серп и молот”. Хозяева играли в том же составе, что и со швейцарцами, и уже после первого тайма вели 2:0. Во втором, правда, белорусы стали благодушнее и позволили москвичам забить гол престижа.

Пилюля от Донбасса
1932 год примечателен дебютом минчан в чемпионате СССР. Об этом турнире и раньше вспоминали редко, а нынче и вовсе забыли. А между тем он был довольно представительным. Играли в начале осени, к участию допускались сборные городов, занявшие первое и второе места в чемпионатах России, Украины и Закавказья, а также чемпионы Белоруссии и Узбекистана. Правда, футболисты Ташкента на матч в Харьков опоздали — им засчитали поражение. А лучшие команды Таджикской и Туркменской ССР и вовсе не стартовали. В БССР чемпионов официально не определяли с 1928 года, когда победили гомельчане. И потому волевым решением на всесоюзную арену делегировали минчан. Турнир им предстояло начинать дома матчем со сборной Донбасса.
30 августа Всебелорусский стадион был заполнен до отказа. Соперник, возможно, представлялся хозяевам вполне проходным. Но горняки оказались крепким орешком. Это была хорошо сыгранная команда с опытом встреч с сильными соперниками из Ленинграда, Харькова, Киева. К тому же незадолго до того она совершила турне по Закавказью. В составе горняков хватало ярких игроков, которые в дальнейшем оставили заметный след в истории советского футбола. Уже на 17-й минуте форвард гостей Николай Наумов открыл счет, на 33-й 19-летний Виктор Шиловский (впоследствии игрок сборной СССР и киевского “Динамо”) его удвоил. А после перерыва дело и вовсе дошло до разгрома — 0:4. На этом чемпионат для сборной Минска и закончился.

Кто же лучший в Белоруссии?
12 июня 1934 года в Минске торжественно открыли стадион “Динамо”. Еще в 1928-м решили строить его в центре города, недалеко от вокзала — на территории старейшего еврейского кладбища, закрытого в 1883 году. Но строительные работы начались лишь в середине 1930-го. Вели их весьма распространенным тогда народным способом. Каждый динамовец (а это и пограничники, и личный состав НКВД) должен был отработать на стройке не менее ста часов. Центральная трибуна размещалась там, где сейчас находится арочный вход на стадион. Футбольное поле, правда, нестандартных размеров, было уложено на том месте, где в 2000-е располагалась верхняя торговая площадка вещевого рынка. Кстати, по вместимости “Динамо”, которому в декабре этого же года присвоили имя Сергея Кирова, уступало Всебелорусскому стадиону.
В сентябре стартовал чемпионат БССР. Он проходил в два этапа. Вначале — ведомственные соревнования. В первенстве Белорусского военного округа, которое прошло в столице, в финале 11 сентября на стадионе “Динамо” сошлись команды Н-ской дивизии и брянского гарнизона. Победили футболисты засекреченной по тогдашней привычке части — 5:2. В первенстве промкооперации лучше всех оказались подготовлены команды Минска и Борисова. Профсоюзы провели финал в Гомеле 18-19 сентября. Победив с одинаковым счетом 2:1 команды Витебска и Гомеля, сильнейшими стали столичные футболисты.
В динамовском турнире, который проводился в Минске, приняли участие 16 лучших коллективов общества. Столичные футболисты оказались негостеприимными. Уже в первой встрече 22 сентября они не оставили камня на камне от витебского “Динамо” — 15:0! Затем обыграли бобруйчан — 2:0 и оршанцев — 5:0. 26 сентября в решающем матче встретились команды Минска и Н-ского полка НКВД. Хозяева уже после первого тайма вели — 3:1, а в итоге победили — 4:2. Так минское “Динамо” завоевало право представлять общество на втором этапе первенства БССР.
Определяли лучшую команду республики в течение трех последних дней сентября на Всебелорусском стадионе. Динамовцы начали лихо. Они 28-го разгромили сборную промкооперации — 13:1, а на следующий день обыграли профсоюзную команду — 4:2. В решающем матче за звание чемпиона БССР оппонентом “Динамо” стала сборная Белорусского военного округа, которая на старте также одержала две победы. У армейцев была очень сильная команда. Летом футболисты БВО, обыграв москвичей, украинцев и сыграв вничью с ленинградцами, стали победителями турнира четырех военных округов. Неудивительно, что в футбольную сборную РККА были включены пятеро игроков смоленской команды.

Братья Шелагины
В составе БВО в основном играли призванные на армейскую службу московские и ленинградские футболисты — многие из них как до того, так и впоследствии выступали за ведущие клубы страны. Одни братья Шелагины чего стоили! В те годы их фамилия была хорошо известна не только в родном городе на Неве, где Борис и Евгений вместе с легендарным Михаилом Бутусовым в центре атаки ленинградского “Динамо” наводили ужас на вратарей соперников. Оба Шелагиных входили и в сборную Ленинграда. Старший, Борис, — признанный подносчик снарядов для партнеров — и вовсе считался одним из лучших полусредних в стране. Евгений был больше нацелен на ворота и весьма умело завершал атаки. Напористый, техничный, с отменным ударом с обеих ног — так характеризовали его игру современники. Именно Евгений Шелагин впервые в истории советского клубного футбола стал автором пента-трика: в 1938-м он, выступая за ленинградский “Спартак”, забил пять мячей в матче с московским “Буревестником”.
Кстати, хорошим футболистом был и третий брат, самый младший Шелагин — Валентин. В то время он учился в институте физкультуры, а в 1937-м играл за сборную Ленинграда против басков, позже стал одним из лучших бомбардиров местного “Сталинца” — нынешнего “Зенита”. Увы, все трое братьев погибли в годы Великой Отечественной: Валентин в 1941-м в боях под Волховом, Борис не пережил первую блокадную зиму, а Евгений сгорел в танке 31 декабря 1942 года во время Сталинградской битвы.

Красная армия всех сильней
Финальный матч чемпионата БССР прошел 30 сентября на стадионе “Динамо”. Армейцы сразу же ошеломили соперника высоким темпом, с которым динамовцы так и не справились. 4:1 в пользу БВО после первого тайма, 5:3 — итоговый результат. Игра проходила очень напряженно, футболисты действовали так азартно, что дело дошло до удалений. По окончании турнира президиум ВСФК сформировал сборную Белоруссии. В ее состав вошли семеро минских динамовцев — Ващенко, Медведев, Овсеенко, Лукьяненко, Гусев, Разоренов и Петров, армейцы Паршиков, Григорьев, Ильяшенко, Карпов, Козлов, Россихин, Борис и Евгений Шелагины, а также Сейнов из профсоюзной команды.
6 октября белорусская сборная в товарищеском матче обыграла соперников из Ленинграда — 3:2. Причем автором всех трех мячей в ворота ленинградцев стал Петр Петров. Уже в следующем году форвард перебрался из “Динамо” в состав чемпиона Белоруссии — сборную БВО. А впоследствии этот талантливый полусредний, воспитанник команды московского завода “Серп и молот”, выступал за московские ЦДКА и “Торпедо”. Игровая карьера получилась яркой, долгой и завершилась в 1949 году, когда Петрову стукнуло 39 лет! Тогда же ему было присвоено звание заслуженного мастера спорта.
На этом заканчивается рассказ о первых годах развития футбола в Беларуси. Этот период, с 1911 по 1936 год, когда футбольная жизнь обрела наконец четко определенную и строго регламентируемую структуру, можно назвать романтическим, временем энтузиастов. Далее на первый план вышли профессионалы — игроки, маскировавшиеся в Советском Союзе под любителей. Там также было много интересного…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?