Итоги сезона. Олег Рыженков: свежие подходы к тренировочной рутине
— Свой прогресс Динара Алимбекова объяснила влиянием свежих взглядов на биатлон и на жизнь вообще. Тренеры помогли ей в этом?
— Прежде всего Динара выросла и повзрослела, на первое место вышли желания взять максимум от тренировок и добиться своего в гонках. Все вместе это помогло ей реализовать высокий потенциал.
Что он был, говорят награды прежних лет, а вершиной стало олимпийское золото в эстафете. На некоторых кубковых этапах она развивала резвый ход, но только на первом круге, далее шло, как мы говорим, западение в скорости. Возникали проблемы с надкостницами, мешала невысокая функциональная готовность, появлялись другие проблемы.
В ушедшем сезоне многого из негативного набора удалось миновать. Помогли не только системность в тренировках, но и поддержка специалистов центра в Раубичах. От мелочей, вроде индивидуального подбора стелек, до занятий на новейших тренажерах и оборудовании, приобретенных в РЦОП. Системная подготовка привела к стабильному функциональному состоянию.
Динара выиграла “тотал” первого молодежного Кубка мира. Локальный спор за первенство среди девушек до 25 лет придал ей дополнительную мотивацию и желание быть успешной.
— Еще один прорыв в сезоне — Анна Сола. Она настолько добавила в лыжном ходе, что в некоторых гонках выглядела лучше всех. Что в ее характере изменилось? Опять же в подходах к тренировкам, поведении в быту?
— Как и Динара, Аня выделялась в молодежном возрасте. Но дальше дело не пошло, случились провал и даже проба сил в другом роде деятельности. Хорошо, что уход длился недолго, и Сола, по существу, ничего не потеряла, поскольку молода и полна сил. У нее, как и у Динары, генетическая предрасположенность к биатлону. Вспомним хотя бы ее четвертое место в прошлом году в Рупольдинге. Поэтому нынешние удачи пришли неспроста и возникли не на пустом месте. Постепенно, шаг за шагом, от старта к старту Аня приобретала уверенность в собственных силах. И как закономерный итог две медали: одна — на чемпионате мира, другая — на последнем этапе Кубка.
— Новые яркие краски появились в палитре Елены Кручинкиной. За счет чего они возникли? В заключительной женской эстафете сезона на этапе Кубка мира в чешском Нове-Место шведка Эльвира Эберг буквально “подрезала” Елену за десяток метров до финиша и отобрала золото. Примерно так же, как в свое время сделала ее сестра Ханна с украинкой Пидгрушной. Как расценило биатлонное сообщество подобную наглость?
— Елена Кручинкина, несомненно, добавила в этом сезоне, особенно заметно — после Нового года. Дал о себе знать новый формат нагрузок — не такой большой по объему, но постоянный и направленный на особенности вида. Подобные подходы присущи биатлонисткам топ-уровня. Не все сразу переварили последние предложения. Но сдвиг произошел, спортсменки приобрели постоянство и убежденность в собственных силах, в них поверили и болельщики.
Что же до финальных разборок, то я их не видел, поскольку постоянно нахожусь около трассы. Но замечу: финишный аккорд — это прежде всего борьба за медали, и джентльменским подходом или качествами леди редко кто пользуется. Веское слово — за опытом, желанием победить, и, наверное, не помешает даже определенная наглость.
— На фоне успешных коллег на второй план отступила недавний первый номер Ирина Кривко. Что с ней случилось? Новые жизненные обстоятельства — первые годы в браке?
— Ирина, опытный и надежный боец, с полной отдачей провела летнюю подготовку. И вдруг остановка. После обстоятельного анализа мы, надеюсь, отыскали точку преткновения. Нашли объективные причины, помешавшие реализовать себя. Уже на последних кубковых этапах она выглядела вполне достойно и помогла команде.
— Ирина Кручинкина проиграла негласный спор сестре. Аделина Сабитова за сезон провела две гонки чемпионата Европы и осталась недовольна собой. Интересно знать мнение и о бывших россиянках Арине Яборовой и Анне Мусатовой.
— На мой взгляд, Ирине психологически сложно ездить с командой и стартовать от случая к случаю. Но что поделаешь: календарь этапов Кубка ИБУ до Нового года пустовал. Из-за большого желания проявить себя в редких гонках она изрядно переусердствовала. Выше девятого места на чемпионате Европы и восьмого на этапе Кубка ИБУ не поднялась. Но по сравнению с прошлым годом добавила в “функционалке”.
Как и Кручинкиной, сложно пришлось Сабитовой, у которой едва набрался минимум стартов. Весной оценим ее функциональное состояние, здоровье и попытаемся найти причину провала.
Яборова и Мусатова уже не в Беларуси. В прошлом году они ничем себя не проявили, поэтому в нынешнем не работали ни с юниорами, ни с нами.
— В следующем сезоне сразу шесть белорусок могут стартовать в гонках Кубка мира. Кто эти две кандидатки на места, кроме известной четверки? Есть ли какие-либо проблески у белорусских юниорок?
— Шесть человек — это круто, но мы не станем сразу выбирать квоту. Пока на пятое место в заявке претендует Ирина Кручинкина. Из молодых в поле зрения Дарья Кудаева, Алина Пильчук, та же Сабитова. Прежде всего нужно выполнить квалификационный норматив на этапах Кубка ИБУ, и затем, возможно, у кого-то появится шанс поехать на Кубок мира.
— Ваш коллега по женской сборной Райнхард Гесвайнер известен по работе в сборной Австрии. Он был личным тренером Доминика Ландертингера. Только ли его? Каково кредо австрийца?
— О Райнхарде можно сказать только хорошее. Его воспитанником был не только Ланди, но и Кристоф Зуман — двукратный вице-чемпион Игр, двукратный победитель первенства планеты. До приезда к нам Райнхард работал в сборной своей страны, позже помогал юниорам и до последнего момента находился в обойме Австрийской федерации.
Профессионал с большой буквы. Он предложил удобную систематизированную программу, позволяющую контролировать и управлять всем процессом. Она не такая уж сложная, но достаточно сбалансированная. Основной принцип Райнхарда — не навредить и не погубить спортсмена.
— Австриец внес свежую струю? Подъем женского биатлона связан с его приходом? Каким образом распределены обязанности между вами? Как долго он намерен оставаться в Беларуси? Знаю, что в общении здорово помогает ваше знание немецкого…
— Когда Райни предлагает программу, мы вдвоем тщательно обсуждаем детали и только потом принимаем решение. Я ее адаптирую под нашу систему, если возникают нестыковки — корректирую и вновь советуюсь с ним.
Знание немецкого позволяет снять барьеры. Но не столько важен один язык, сколько понимание: что, как и для чего это делаем. Самое важное — правильно развить наши идеи. Порой мне приходится в жесткой форме доносить некоторые новые мысли.
Несомненно, свежие подходы всколыхнули тренировочную рутину и принесли медальные плоды. Но не станем сбрасывать со счетов прошлые наработки и вклад предыдущих тренеров. Урожай созревает не сразу, на это уходит не один десяток лет.
Сезонная программа подготовки позволила стабилизировать функциональную составляющую, выявила сильные стороны спортсменок и помогла выбрать направления на следующий сезон. Мы выяснили предрасположенность биатлонисток к определенным нагрузкам. Думаю, в олимпийском сезоне не возникнет негативных последствий тренировочного процесса.
Если коротко, то разнообразия стало меньше, а специальных заданий — больше. Тренировочный объем не уменьшился, но длинных занятий не было. Увеличилось их количество в развивающем режиме.
Райни горит желанием продолжить совместное творчество и вместе идти к Играм-2022 в Пекине.
— Какова точка зрения бывшего старшего тренера мужской сборной относительно выступления сильного пола? И что с Романом Елетновым — он переоценил свои возможности?
— Сложно сказать. Не хватало времени наблюдать за мужским составом. Уверен, парни шли к сезону с теми же желанием и энтузиазмом, как и в былые годы. Они знают, что без серьезного труда и значительных объемов сложно пробиться наверх. Кто-то выдержал нагрузки и пошел дальше. Кто-то не все переварил. Но убежден, что затраченные усилия помогут им в будущем.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь