Мини-футбол. Виктор Тарчило. “Футзал — это шахматы, глупых здесь быть не может”

20:46, 1 апреля 2021
svg image
599
svg image
0
image
Хави идет в печали

Не обошлось и без веселых историй, которых у шестикратного чемпиона и трехкратного обладателя Кубка Беларуси хоть отбавляй.

— Ваша игровая карьера в большом футболе не задалась. Хотя в начале 1980-х все складывалось неплохо. В том числе и в минском “Динамо”.
— Юношеская и молодежная карьера как раз удалась. С четырнадцати лет прошел все сборные Беларуси. Турниры “Юность”, “Надежда”, “Переправа”, в котором играл дважды — за старших на год и за свой возраст. Также были Спартакиады народов СССР, привлекался в сборную БССР при подготовке к юношескому чемпионату Европы.

— Успели пересечься с игроками — чемпионами 1982 года?
— Да, в 1982-м привлекался в дубль минского “Динамо”. Увидел наших звезд. “Динамо” было для каждого футболиста мечтой. Когда первый раз выходил за дубль, трясся как осиновый лист. В следующем сезоне поехал на сбор в Сухуми, забил в товарищеских встречах пять мячей. Конкуренцию среди нападающих выиграл Андрей Шалимо. Пригласили меня в минский “Спутник”. В детстве Курнев был моим кумиром — он левоногий, как и я. Поэтому, когда позвали в команду, радости не было предела. Там познакомился с Юрием Пунтусом и Сергеем Куницей — до сих пор дружим. Незабываемы Гирко, Баскаков, Вайцеховский, Белявский, который много помогал и объяснял. Можно вспомнить Горнака, Кравцова, Сухоцкого, Дубовика, Мисюченко. Помогал Курневу Касаковский. Вот с такими известными людьми судьба подарила мне встречу. Я был самым молодым в команде.

— Как возникло тренерское направление?
— В жизни повидал много классных тренеров. Конечно, это два первых детских наставника — Эдуард Шпилевский и Леонид Лапунов. В сборной — мэтры нашего футбола Геннадий Абрамович и Владимир Курнев. Многое подсказывал Дмитрий Тарасов. Мы живем через подъезд, до сих пор пользуюсь его советами. После работы в ДЮСШ N 5 друг детства Глеб Симонов предложил помочь Владимиру Игнатику в команде, которая играла в чемпионате России.
“Импульс” был из Якутска, но базировался в Минске. Играли в нем белорусы. Спустя месяц Игнатик ушел, и Глеб предложил стать главным тренером, но через несколько месяцев деньги закончились. Глеб вышел на директора завода “Элласт”. Создали команду в первой лиге, и мы там победили. Затем неплохо выступали в высшей лиге, где обыгрывали лидеров. А потом меня приметил Константин Путило и пригласил в “Витэн”.

— “Витэн” — отдельная страница. Непростые города, где игроки на виду.
— С “Витэном” я прожил в трех городах — Орше, Новолукомле, Александрии. В Орше мы, чемпионы, жили в общежитии. В одной комнате по четыре человека, но никто не ныл. В Орше особенные болельщики. Они меня любили, и я их никогда не подводил. Надо было после победы с ними на улице по сто граммов принять и игру обсудить — не отказывал. Закусим домашним сальцем с огурчиками — и они меня на вокзал провожают в Минск. Команда приезжала за полтора часа до начала, а на трибуне уже мест не было! Люди, которые мне помогали, всегда были заодно. Это и врач и, конечно, начальник команды Денис Голубев, светлая ему память, рано ушел из жизни.
В Новолукомле взяли первое золото. Снова мне повезло. Рядом был директор спорткомплекса Иван Федорович Салтанович, который все делал для результата. Мы тоже жили в “общаге”. Так он со своей дачи чего только не привозил! Говорил, буду вас подкармливать, чтобы чемпионат выиграли. Закрывал все организационные вопросы. Кстати, одно из лучших чествований команды состоялось именно в Новолукомле — концерт в Доме культуры, подарки, банкет. Для такого городка размах широкий.

— В каждом городе случались курьезы. Вас игроки обманывали?
— Про оршанскую команду и каждого футболиста рассказывал вратарь Слава Малофеев. Он много лет играл, был тренером, поэтому всех знал. Однажды после тренировки еду домой и вижу, как за магазином пятеро моих футболистов разливают. Подхожу и говорю: “Ребята, нет вопросов. Вы, наверное, привыкли после тренировки пить пиво. Но теперь будет по-другому”. Смотрят на меня. А я: “Для начала прошу на улице не пить, ведь город маленький, вас все знают. Следующий раз идите в бар — там вас меньше людей увидит”.
Назавтра на тренировке говорю: “Пока разрешаю в баре пить, а потом только после побед”. Вот так приходилось выстраивать отношения… А вообще братья Кальмы, Бычинский, Осипенко, Капитонов — эти оршанские ребята могли и результат сделать, и отдохнуть хорошо. Ради результата ничего не боялись — красавцы!

— В двух командах у вас играл футзалист, с которым конфликтовали, но приглашали затем и в “Лидсельмаш”…
— Андрюха Скадорва? Это футболистище, который загубил талант. Считаю, в истории нашего мини-футбола — это самый незаурядный игрок. При его сумасшедших ударах он еще и читал игру, как шахматист. Не устаю повторять, что мини-футбол — это шахматы. Здесь без высокого уровня интеллекта ничего не получится.
Скадорва эрудирован. Он всегда читал книжки. Не помню, в каком году нам три месяца не платили зарплату. На занятиях игроки сказали, что не будут тренироваться и не поедут на Кубок УЕФА. Я нашел деньги, ребята поехали. А Андрей отказался: “Константинович, вы деньги нашли, а руководители ничего не сделали”. Ему звонили, уговаривали, но он отказался, хотя был лидером. Такой вот справедливый человек.
А самое интересное приключилось с ним, когда в следующий раз отправились на Кубок УЕФА. Возвращаясь, на одной из границ (колесили на автобусе) говорю парням, что в “дьютике” есть красивые “бутли” с вином — можете купить в качестве подарков. Андрей взял трехлитровый бочонок, и через три часа я понял, что “бутлик” пуст. Сидел впереди, возле меня была кофеварка. Кто-то постучал по плечу, и Андрей мне: “Коуч, кофейку налей!” Налил… А что делать?

— В “Витэне” всегда был коллектив…
— Огромную помощь мне оказывали Гена Нестюк и Дима Матюк. Гена — человек, который один решал ход матча. Его перекаты — это нечто! Он мог на “пятаке” обыграть. А человеческие качества… Таких мужиков сегодня очень мало. Много было великолепных футболистов, которые ковали чемпионство: Серега Кузнецов, Витя Иванютин, Дима Баровский, Артур Навойчик, Коля Гуринчик, Леша Шевцов, Слава Негатин… Всех и не вспомнишь. Извиняйте, парни.

— Однажды у вас случились недомолвки с Юрием Покладом. Даже не здоровались.
— Не хочу через десять лет ворошить прошлое. Думаю, он зря ушел в большой футбол. Знаю его как очень хорошего специалиста в футзале. Он бы себя реализовал. Но это мое мнение. Юра — человек амбициозный. Кажется, футзального драйва ему не хватает.

— Кто пригласил в “Лидсельмаш” — клуб-дебютант? Какого было после работы в успешном коллективе переходить в команду, которая еще вчера выступала в первой лиге?
— Было невероятно, когда позвонил Андрей Богдевич и сказал, что со мной хочет встретиться Юрий Вашкевич — генеральный директор завода. Одно дело, когда принимаешь готовые клубы, а здесь нужно было начинать с нуля. Вашкевич отводил только год, в следующем сезоне просил стать чемпионом.
Юрий Эдвардович — важнейшее звено успехов “Лидсельмаша”. Он никогда не вмешивался в работу тренерского штаба: “Константинович, жду тебя в конце мая, тогда и поговорим”. Хотя всегда до плей-офф продлевал контракт. Я отвечал: “Вы сказали в мае”. А он: “Меньше говори, иди и продлевай”. Уникальный учитель, психолог. Работал так, что я не понимал, как можно не жалеть своего здоровья. Не раз был у него в кабинете, когда ему измеряли давление: 190/100. Скорую? В ответ: “Нет, укол сделают — все нормально”. Для спортсменов он был как отец. Интересовался бытовыми вопросами. При этом никогда не давал права обсуждать работу тренерского состава. Человек не просто любил футзал, это было его детище. Он единственный в моей 20-летней карьере выполнил все, что обещал.
Когда в первом сезоне заняли пятое место, состоялся разговор. Я пришел — команда была десятой. И руководитель попросил, чтобы мы стали чемпионами среди любителей — так мы называли пятое место, потому что первые четыре команды были профессиональными. Вот тогда и стали сформировываться новые чемпионы — Шостак, Горошко, Зеделашвили, Боярщонок, Козулин. Николоз в той команде сначала не попадал в состав, а потом уже играл против “Интер Мовистар” в основе.

— А затем Лида “заболела” мини-футболом. Самые сильные впечатления от первого чемпионского сезона?
— А благодаря кому город заболел? В первую очередь — Вашкевичу! Но и мы не подводили. Понимали, любят чемпионов. Болельщики отвечали взаимностью — шикарные баннеры, выезды, встречи на дорогах среди ночи — это было как в сказке. Мальчишки носили майки Жигалко, Воронина, Иванова, Рося, Горошко — парни были кумирами. Первое чемпионство “Лидсельмаш” выиграл, по сути, у сборной Беларуси. За МАПИД играли Левус, Савинцев, Попов, Лушковский, Биченков, Подалинский, Скадорва… Мы с ребятами хотели этого. Хотя в том поединке не участвовали несколько основных игроков — Иванютин, Казулин, Кадаков, Чибисов.

— После какого матча вы выбежали из “Олимпии”, оголив торс?
— После полуфинального поединка против “Столицы”. Отпраздновал победу, сняв майку, и выбежал из игрового зала. Еще до матча решил поступить именно так. В том поединке не участвовали Жигалко, Хурсов, Раговик, поэтому победа вызвала повышенные эмоции. Затем в финале “укатали” в трех матчах ВРЗ.

— Самый удачный и самый неудачный трансфер в биографии клуба?
— Самый удачный — Вова Жигалко. Никто не знал, что 19-летний парень вскоре станет лучшим футзалистом страны и будет забивать по пятьдесят мячей за сезон. А если кто-то не мог заиграть у нас, то его приглашали другие команды.
Но был один случай. Приехал легионер и на второй тренировке начал выяснять отношения с Ильюхой Казаком. А он тогда совсем молоденьким был, но с характером. И жестко ему ответил. Легионер спрашивает: “Кто в команде за молодых отвечает?” Объясняю, что скажу после обеда. После обеда ему принесли билет домой в один конец…

— Когда в Кубке УЕФА-2018/19 за выход в “финал четырех” Дима Гончаров забил “Интеру Мовистару”, пульс участился?
— Этот матч никогда не забуду! Пять тысяч испанцев на трибунах! И два наших красавца соорудили гол — Леха Чеховский исполнил угловой, а Дима Гончаров забил. До “финала четырех” оставалось десять минут. Жаль, “придушили” нас… А так мы бы выстояли.
Когда первый раз привел Лешу и Диму к Вашкевичу познакомиться, он пожелал им хорошей игры Они вышли, а он у меня спрашивает: “Где ты этих штангистов нашел?” Ответил: с ними мы выиграем чемпионат. Они вместе с Хурсовым очень усилили команду.

— Какой состав при вашем управлении назовете самым сильным?
— Который покорил Европу. До матча с “Интером” у нас было семь побед на евроарене. Первая четверка — Воронин, Рось, Иванов, Жигалко, вторая — Гончаров, Чеховский, Горошко, Хурсов. И два шикарных голкипера — Головнев и Новойчик. Команда — пушка!

— Никто из белорусских тренеров не работал в четырех чемпионатах — Россия, Беларусь, Чехия, Казахстан.
— Специфика разная. Многое зависит от того, кто финансирует проект — государство или частник. Если говорить про Чехию, то это был опыт работы с бразильцами и европейцами. Навыки управления таким коллективом пригодились в Казахстане. Из-за пандемии не доиграли чемпионат, а к плей-офф “Сварог” подошел в хорошей форме. В Казахстане профессиональнее. Начиная от уровня команд и заканчивая инфраструктурой.

— Правда, что перед матчами сборных Беларуси и Казахстана к вам казахстанцы обращались за советом?
— Сергей Коридзе и Кака в моих советах не нуждались — они же гуру. Да, перед играми мы общались. Но это были не советы.

— В Беларуси еще хочется поработать?
— Пока не думал об этом. Я люблю менять команды, когда побеждаю в чемпионате. Давайте сначала выиграем первенство Казахстана.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?