ЧМ-2022. Экспертиза. Игорь Гуринович. Подводить итоги таких матчей очень сложно. Если коротко: no comments

20:46, 1 апреля 2021
svg image
400
svg image
0
image
Хави идет в печали

Но могло ли быть иначе, когда главная команда страны дискредитировала себя так, как доселе никогда?

— Результат удручающий, но самое печальное, что на протяжении матча наша сборная бельгийцам так ничего и не предложила…
— От слова “совсем”. Знаешь, есть такое упражнение — болгарский футбол. Это когда у наших была задача завести мяч за линию своего прямоугольника, то есть половины поля, а у соперника — забить гол. Вот и все.

— Как считаете, угадал ли Михаил Мархель со стартовым составом?
— Было ясно, что нам в любом случае предстояло провести большую часть времени, находясь в позиционной обороне. И вот в связи с этим несколько озадачил выбор игроков, которые появились в опорной зоне. Озадачил и удивил. Естественно, более рационально было бы использовать тех футболистов, которые эффективны в единоборствах и отборе мяча. Кисляк и Кендыш в данном случае никак не подходили на такую роль.

— На что тогда закладывался тренерский штаб, определяя именно такое сочетание опорников?
— Это загадка. Такая же, собственно, как и по футболистам в центральной зоне обороны. Не хочу показаться чересчур резким, но сложилось ощущение, что люди собрались перед матчем и увидели друг друга только в раздевалке. Дисбаланс наблюдался абсолютно во всех линиях. Все сами по себе. Разве можно предъявить Лисаковичу какие-то претензии при всем том, что происходило у него за спиной? Нельзя. Его игра ведь полностью подчиняется тому, что делают партнеры. А если мяч до него не доходил… Какие к нападающему могут быть вопросы?

— Расстановка с тремя центральными защитниками с самого начала виделась большой авантюрой?
— Я эту задумку совершенно не понял, удивился ей. Вот смотрите. Команда провела товарищеский поединок с Гондурасом, затем официальный с Эстонией. И в обоих случаях действовала с четырьмя защитниками в линию. Плюс к этому постоянства среди исполнителей не было. Сначала выходят играть одни, потом — другие. Если идет подготовка к официальным матчам, то и нужно наигрывать тех, кто будет играть в квалификации и добиваться результата. Если расчет тренерского штаба был таков, что Эстонию обязательно нужно обыграть, а Бельгии постараться дать бой, то из этого и нужно было исходить. То есть с самого начала готовиться именно к выездному матчу.

— После перерыва перестроились на четыре защитника, но счет был уже 0:4…
— Так ведь ничего и не изменилось во второй половине в нашей игре. Если уже к середине первого тайма наших опытных ребят обыгрывают в единоборствах и они останавливаются в середине поля, наблюдая, как на наши ворота накатывается атака, то что это? Проблемы с мотивацией, психология или такое функциональное состояние? Есть тренеры сборной, вот пусть они в этом разбираются. Страшно подумать, что было бы, если бы бельгийцы играли на максимуме своих возможностей. Ведь предельных скоростей с их стороны не наблюдалось.

— Считаете, имела место снисходительность главкома “красных дьяволов” Роберто Мартинеса по отношению к белорусам, раз он оставил на скамейке некоторых главных игроделов команды — Де Брейне, Лукаку?
— Не то что снисходительность. Нет. Просто в стане бельгийцев все реально понимали силу нашей команды, оттого и воспользовались кадровым запасом прочности. Футболисты, не так часто получающие игровую практику в сильной сборной, коей, безусловно, Бельгия является, хотят играть и доказывать, что они достойны выступать в главной команде страны. Во вторник многие это и сделали — воспользовались шансом.

— До стартового свистка наши футболисты и не подозревали, что окажутся настолько неконкурентоспособны — даже в отсутствие у соперника травмированного Фермалена и уже названных игроков.
— Разумеется. Но вышло все так, как вышло — 0:8. Мы оказались полными статистами в этом матче.

— Давайте назовем главные причины.
— Ближайшее будущее нашей национальной команды очень туманно. У нас придумываются и внедряются в жизнь новшества, которые инициирует руководство федерации футбола, как-то: лимиты, ограничения, потолки зарплат и тому подобное. А есть законы эволюции, работающие четко, и с ними ничего поделать нельзя. Например, по Дарвину: выживает сильнейший. Вот, например, Лисакович. Почему он играет в “Локомотиве”? Потому что попросту сильнее других в команде. Его интересы никто не лоббирует, не ставит в состав за иные заслуги. У Виталия просто есть конкурентные преимущества перед другими нападающими железнодорожников. Вот и все. Искусственно мы не придем к тому, что у нас будут расти сильные футболисты.

— Тогда по Чернышевскому: что делать?
— Все понимают: у нас детско-юношеский футбол не развивается. И люди, которые могли бы давать ему импульс, этого не делают. Заканчивают карьеру и идут кто куда, в другие сферы. И разве кого-то из них в этом можно упрекнуть? Нет, потому что нужно кормить семьи, достойно жить. А на зарплату детского тренера этого не сделаешь. Я знаю ребят, которые проводят тренировку с подрастающим и тут же бросаются за вещами и мчатся еще на одну — условно, потренировать богатых дяденек. Потому что там они могут заработать. Вот первопричина всех наших проблем. А позже мы чешем макушку и думаем, что прописать в регламенте, чтобы поправить наше незавидное положение на международной арене. Вот для чего вообще есть БФФ?

— Проводить внутренние соревнования, заниматься сборными, делать футбол лучше.
— Одна из задач — развитие детского и массового футбола. Так давайте настроим площадок по всей стране, но только чтобы они были доступны для ребят 24 часа в сутки! Чтобы новые Пудышевы и Хацкевичи, десятилетние, могли без преград зайти с мячом туда, а не уйти домой, потому что замок висит. Уже много об этом говорилось. Ну и вот на выходе мы получаем такие результаты сборной Беларуси. Надо признать: сегодня мы в футболе — импотенты.

— Что делать дальше тренерскому штабу “националки”, игрокам, руководству Белорусской федерации футбола после такого провала?
— Решение сам штаб должен принять. Футболисты, которые уже не могут играть на этом уровне, тоже должны все решить самостоятельно. Нужно сказать им: “Ребята, спасибо, вы сделали все, что могли”. Правда, такого не будет, потому что, видно, задачи стоят другие.

— Что имеете в виду?
— Футболисты, еще способные играть в чемпионате Беларуси, в сборной уже себя изжили. В силу возраста. А если честно, то на европейском уровне могут играть единицы. Может, только один Лисакович, но он должен двигаться вперед в компании таких же одаренных, как и сам. Вот сейчас наши красивые беременные девушки родят — и будем ждать лет двадцать. Возможно, вырастет то самое поколение, которое нас порадует.

— Сегодня же — совсем без просвета?
— Надо реально смотреть на то, в каком положении наше футбольное хозяйство.

— Сборная осенью продолжит отборочный цикл чемпионата мира. К этому времени можно задать некие другие настройки?
— Чтобы игроки развивались, нужно сделать сильный внутренний чемпионат. А сделают его таким только футболисты. И если молодой человек играет рядом со слабыми, как и он сам, то ничего не будет. Ни роста, ни развития. Научиться можно только рядом с тем, кто сильнее тебя. Как это сделать — другой вопрос. Все ограничения, которые вводятся или планируют вводить, этому не способствуют. Ввели потолок зарплат. Ну и сейчас, если в условном Узбекистане какому-то нашему таланту предложат больше, он не раздумывая туда отправится. И получается, что мы в свой чемпионат хороших легионеров привлечь не ожем, а молодых — не удержим. Поэтому я говорю категорическое “нет” всему, что тормозит укрепление состава наших клубов заезжими футболистами. Есть возможность привезти хорошего игрока — пусть, а молодой одаренный белорус и сам пробьется в основу. Тренеры ведь сами себе не враги, все видят.

— Как должна разделиться ответственность между тренерами, игроками, руководством профильного органа за такой итог бельгийского вояжа?
— Да все без исключения должны отвечать.

— Как, поступками?
— Надеюсь. Потому что у людей должно быть самолюбие и мужское достоинство.

— И все-таки, если отойти чуть в сторону от глобального, какие конкретные шаги надо предпринять, чтобы к осени сборная не порождала после своих матчей шлейф печали и негатива?
— Ничего другого предложить не могу, кроме как заняться внутренним чемпионатом. У нас нет даже одиннадцати футболистов, которые играют за рубежом и потянут уровень национальной команды. Значит, необходимо смотреть на то, что есть в пределах страны. Пока совсем негусто. Но, возвращаясь к сказанному выше, сделаю важную оговорку: иностранцы должны приезжать к нам не какие-нибудь, а профессионалы. Чтобы были достойны своей оплаты труда и предлагаемых условий, чтобы становились любимцами болельщиков. Вот пример. В минском “Динамо” Политевич в свое время ничем выдающимся не отмечался. Появился рядом с ним Умару Бангура — и Сергей просто расцвел. Игра у него изменилась, стал делать хорошую первую передачу, тогда и в сборную попал. Вот такое преображение — и случилось оно благодаря партнерству с легионером неплохого уровня. Будет таких больше — у них белорусы научатся, тогда и прогресс появится.

— Выходит, даже “автобус” нас в Бельгии не спас бы?
— Да, потому что все двери у него были нараспашку. С составом несколько ошиблись — других людей нужно было использовать с первых минут. В опорную зону — цепких и неуступчивых Маевского и Яблонского. О центральных защитниках вообще рассуждать сложно. Павловец в “Ростове” не играет, поэтому было видно, что он не помощник сборной в таких матчах. По Полякову тоже есть вопросы. Наумов в “Динамо” выходит стабильно, но сыграл гораздо ниже своих возможностей. Вообще, очень тяжело детально говорить о матчах с таким результатом. Можно ведь сыграть плохо, но видеть, что и где не получилось. А здесь… Как говорится, no comments.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?