Дариуш Гриб. Тайны трансферов

20:39, 8 апреля 2021
svg image
2681
svg image
0
image
Хави идет в печали

— Когда началось сотрудничество с белорусскими игроками?
— На первых порах это были тренировочные сборы. Я с партнерами помог в их организации. Затем занялись организацией турниров, в том числе международных. Потом состоялось знакомство с Юрием Сусоровым, менеджером барановичского “Атланта”. И вот уже девять лет мы работаем с белорусами.

— И какой был первый трансфер?
— Переход Ольги Павлюковской из могилевского “Коммунальника” в “Политехнику” из Гливице. Клуб тогда играл во второй польской лиге. Сказал ей: “Доверься мне, и скоро будешь выступать в суперлиге”. Всегда руководствуюсь принципом “шаг за шагом”. Хотел, чтобы Ольга побывала в клубе из низшей лиги, выучила язык и познакомилась с европейским волейболом, отличным от того, в который играла.
И вскоре Павлюковская попала в “Нафта-Газ” из Пилы, клуб суперлиги. Переговоры дались трудно: борьба шла за каждый злотый. Клуб не хотел платить большую сумму за трансфер и настаивал, что ему нужен иностранный игрок в центре или на позиции атаки, а не в качестве либеро. Пришлось переубеждать. В итоге белоруска восемь лет выступала в Польше, причем в “Островце” была капитаном и иконой клуба.

— Трансферы как-то разделяются по важности?
— Мои подопечные играют в семнадцати странах Европы. Одинаково отношусь к каждому из этих трансферов. И не делю игроков на лучших и худших. Неясно, отчего белорусские клубы ориентируются только на игроков из России или Украины и не дают шанса талантам из других стран. Не понимаю, почему бы не поднять уровень вашего первенства за счет усиления конкуренции?..

— Помимо Беларуси, с какими постсоветскими странами работаете?
— Проводил трансферы украинских и казахстанских игроков. Через несколько дней закончу работу над переходом первой россиянки в польский клуб. Белорусские волейболистки играют или играли в Польше, Чехии, Словакии, Словении, Франции, Литве, Германии и даже в Боснии и Герцеговине и Греции.
Лучше скажу о минусах работы. В Европе стали популярны американские волейболистки. Я подписал в лиги Австрии, Польши, Чехии и Швеции несколько игроков из Северной Америки. Они очень хорошо обучены, у них неплохой уровень. И самое главное, их трансферные затраты составляют всего 425 долларов.

— С представителями каких видов спорта работаете?
— Восемьдесят процентов наших клиентов — волейболисты. С другой стороны, при организации спортивных сборов в Польше мы сотрудничали также с футболистами, баскетболистами и гандболистами.
В этом году более тесно начали работать с футболом. Результатом стал контракт Юрия Крайко из “Гранита” в Польшу.

— Сколько всего игроков трудоустроили в Польше, других странах Евросоюза?
— В Европе наблюдается тенденция к массовой эмиграции молодых волейболистов в американские университеты. Естественно, появляются вакантные места.
Однако есть трудности: очень сложно убедить клубы из Европы подписать спортсмена из Беларуси или Украины, даже если он игрок топ-уровня. Проблема в двух аспектах. Первый — уйма визовых документов. Второй — экономический. Возьмем, к примеру, волейболистку из вашей страны возрастом до 25 лет. Только белорусской федерации нужно заплатить как минимум 3250 евро. Кроме того, существует пошлина Европейской федерации — около 2000 швейцарских франков (1815 евро). И третий взнос в размере около 500 евро в пользу федерации той страны, в которую едешь. И так каждый год. В итоге почти 6000 евро с учетом организационных затрат.
Это если речь о втором дивизионе Польши. Если же говорить об игроке топ-уровня, этот показатель гораздо выше. Поэтому европейские клубы отдают приоритет американкам или игрокам из Европы, где трансферы гораздо дешевле, а федерации даже помогают спортсменам и денег не берут. Польская федерация также приходит на помощь своим спортсменам. Те, кто хочет играть за границей, могут рассчитывать на 50-процентную скидку. Не будем забывать, что трансферный сбор — для клуба только часть расходов.

— Как в этом плане обстоят дела с белорусской федерацией?
— Сумма трансфера игрока вычисляется с помощью калькулятора Европейской конфедерации волейбола и зависит от многих факторов. В первую очередь — лига, в которую намерен перейти волейболист. Например, есть парадокс, что трансфер во второй польский дивизион стоит больше, чем в элитную лигу Словакии или Литвы. Особенно это касается игроков сборных. Цифры поражают: 3250 и 250. Кроме того, сумма договора зависит от возраста, продолжительности выступлений за границей. Что касается белорусской федерации, то только от нее зависит, может ли она дать скидку, предоставить бесплатный трансфер либо же взять полную сумму.
Был случай, когда ваши представители не пошли на уступки по снижению выплаты, а волейболистку мы готовы были задействовать в чемпионате Чехии, но ей пришлось вернуться домой и выступать в своем первенстве.

— Пытались как-то договориться с белорусской федерацией?
— Конечно. В последнее время вижу, что сотрудничество начинает улучшаться. В конце концов, выступление игрока за границей — это не только престиж для вашей федерации, но и деньги, поступающие на ее счет.
К тому же подчеркну: волейболисты, приехавшие из Беларуси в Евросоюз, спортивное гражданство не меняют! Очень важный аспект. Даже Олег Ахрем, много лет игравший в Польше, остался в распоряжении белорусской сборной, то же касается Ольги Павлюковской. Однако этого нельзя сказать об уехавших ранее в Россию или Азербайджан. Посчитайте, сколько из них сменили страну и играют в сборных России разных возрастов. От изменения спортивного гражданства пострадает федерация, которая больше не может взимать трансферные квоты. Пострадает страна, за которую волейболист мог бы выступать в будущем за сборную.
Я всегда говорю своим спортсменам: меняйте клубы, развивайтесь, но играйте за сборную своей страны, потому что это гордость и престиж.

— Если не секрет: каковы в среднем агентские выплаты за один трансфер из Беларуси?
— Не секрет. Многие не понимают, что агентское вознаграждение оплачивают клубы, а не игроки. Это от трех до десяти процентов суммы годового контракта игрока. Соглашения заключаются на срок от 8 до 12 месяцев.

— Какова ориентировочная стоимость игроков из других стран по сравнению с белорусскими?
— Сумма контракта охраняется законом. Не знаю случая, чтобы игрок или клуб объявляли, кому и сколько заплатят. И для меня самая большая проблема — возвращение игроков после сборов в национальных командах. Там они встречаются и начинают рассказывать, кто и сколько зарабатывает. Потом возникают претензии к агенту. В этом случае всегда спрашиваю: а вы видели контракт своего друга? Как правило, ответ отрицательный.

— У белорусов есть какие-то преимущества в Европе?
— Не могу быть полностью объективным. Мне очень нравится Беларусь, и хотя моя семья живет в Нью-Йорке, отношусь к вашей стране как ко второму дому. Очень милый и дружелюбный народ. Спортсмены из Беларуси чрезвычайно амбициозны, трудолюбивы, и это очень хорошо. Они стараются использовать предоставленные им возможности. В большинстве своем у ваших волейболистов хорошая физическая подготовка. Пример: в последние годы молодежные сборные Беларуси обыгрывают польских сверстников.

— Были случаи, когда игрок оставался недоволен работодателем?
— За многие годы работы с контрактами только один клуб не заплатил мне и моим игрокам. Это польский “Островец-Свентокшиский”. Он тогда вылетел из высшей лиги, и начались финансовые проблемы.

— Как обстоят дела вашей компании в связи с пандемией COVID-19?
— Не скрою, это очень тяжелое время для работы. Простой пример: ежегодно я организовываю в Польше множество спортивных сборов и турниров. В этом сезоне — ни одного… Прошлый год был очень странным. Некоторые лиги играли, другие вообще не начинали, а в ряде стран прервали чемпионат. Это было безумное время.

— В нынешнем году есть белорусы, которые уже отправились за границу?
— Завершили работу с контрактом Евгения Назарова. Он продолжит выступать в Польше. Параллельно дорабатываем трансфер Александры Карабинович. Дарья Хомич учится в Польском политехническом университете и играет в “Политехнике” из Гливице, поэтому менять клуб не имеет смысла. То же касается Анфисы Акулич. Недавно с нами подписала контракт молодая волейболистка из Мозыря.

— Каковы планы на ближайшее будущее?
— Планируем сосредоточиться на игроках из Америки и, возможно, Африки. В то же время от польской федерации получили приглашение организовать женский турнир “Гиганты волейбола”. Хотим увидеть там “Жемчужину Полесья” из Мозыря, с которой сотрудничаем более восьми лет.
Недавно заметили интересную тенденцию. Мы приносим удачу многим клубам, которые приезжают на наши сборы или турниры. Они потом добиваются успеха в своих чемпионатах. Был год, когда мы принимали у себя семь мужских и женских волейбольных команд, и каждая из них в своей стране стала чемпионом.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?