Мини-футбол. Владимир Игнатик. Шестнадцать лет в тайге
Сейчас он тренирует “Охрану-Динамо”. Кроме того, на протяжении шестнадцати лет поработал в Якутии. Множество житеских историй вашему вниманию.
— Сборная Беларуси вышла в плей-офф чемпионата Европы. Событие?
— Смотрел матч сборных Польши и Чехии. Очень переживал. Хотелось после одиннадцатилетнего перерыва напрямую попасть на Евро, но в итоге придется сражаться с сербами — футбольной страной, просто не будет. Хотя, например, раньше с теми же поляками мы играли успешно.
Вспомнил случай: в одном из отборочных турниров в польском Кросно нам поставили тренировку на 22.30. Несмотря на время, решили опробовать зал. Но нас туда не пустили, а дали работать в каком-то школьном зале. А уже назавтра предоставили игровой — сыграли 0:0. А потом в матче с итальянцами не повезло.
С венграми на днях парни выдали классный матч. Думал, при счете 2:2 надломятся, но нашли в себе силы. Надеюсь, повторят достижение. Помню, ассистировал в Дебрецене Валерию Досько. Жили в одной гостинице с испанцами и португальцами. Первых приехало человек сорок, со своими продуктами, шеф-поваром — мы рты открыли.
— Заслуженный тренер Российской Федерации десятки лет работает в Беларуси. Как так получилось?
— Я родился в Минске, но шестнадцать лет отдал Якутии. Тогда было модным ехать в Сибирь. В 1984 году образовалась команда второй лиги в городе Нерюнгри, которому было только девять лет. И тогда с Виктором Валендовичем поехали на Север. Летели трое суток, БАМ, билет с открытой датой. Прилетели в Читу, а самолет маленький, раз в сутки — человек на сорок. И нам все “подождите”. Спали на газетах, деньги заканчивались. В итоге улетели. Приземляемся. Виктор говорит: “Куда мы попали?” В Минске уже деревья распустились. А тут — тайга!” Я заявляю, что с первой зарплаты покупаю билет домой. На пазике доехали до Нерюнгри, а там грязь, город строится, все кипит. И мы такие в туфлях.
Но у нас было приглашение от строящейся фабрики. Иначе в Якутии тогда нигде не заселились бы. Создавалась команда второй лиги. 9 мая играли на турнире — лежал снег. В команде “Шахтер” была высокая конкуренция. Приезжали работать парни из Тольятти, чтобы через два-три года получить “Жигули”. Из Тольятти! Так и многие белорусы ездили за машинами — не буду перечислять известных людей.
Потом поехали на чемпионат Якутии. О нем говорили все лето, тренировались два раза в день, а сыграли за три дня. Такой мошкары никогда не встречал. Заняли второе место. Но затем первый секретарь горкома уехал в Москву, пришел сменщик, который футбол не любил. Вдобавок прибыл тренер Владимир Олексин, который сейчас работает в РФС, и велел идти на рабочие места в шахту. Виктор уехал через год, а я остался. Дали комнату в общежитии. Председатель профкома пришел ко мне и предложил тренировать команду. Потому что директор предприятия приказал найти человека с физкультурным образованием. А я собирался уже уезжать.
Выступили на Кубке “Спартака” по мини-футболу. Сыграли “неплохо” — 13-е место из 15. Директор пообещал, что готов дважды в неделю для подготовки приезжим игрокам выделять квартиры на подселение. А потом и квартиры избранным стали предлагать. И пригласил парня из Тольятти. В итоге пошли слухи и образовалась очередь в команду.
— Насколько там было комфортно финансово?
— Когда пришел в команду, о машине не думал. Боялся садиться за руль. Был случай. Отправились в Японию на турнир по легкой атлетике. Человек двадцать якутов. Многие ехали за магнитофонами. А я за копейки купил машину. В итоге попал в аварию — меня еле “собрали”. Съезжал с горки в дождь, спешил — а это ни к чему хорошему не приводит.
— Нерюнгри запал в душу…
— Помню, купил газеты, которые приходили из Москвы с пятидневным опозданием. Читаю: проводится всесоюзный турнир по мини-футболу на призы “Комсомольской правды”. Я к директору. Зональные соревнования начинались в Петропавловске-Камчатском. Попросил пошить костюмы для подготовки на улице при температуре минус 25-27. Пообещали изготовить за десять дней. Но прождали полтора месяца. Молний не было — ждали из Москвы.
Прошли дальше. В Кишиневе выступили в финале против “Атланта” Сергея Сафонова. В воротах тогда стоял Александр Федорович, также был Игорь Зартайский — они тогда и выиграли. А мы стали третьими. Мини-футбол начал зарождаться. И многие парни начали переходить в новые клубы России.
— Как получили звание заслуженного тренера?
— Сначала получил заслуженного тренера Якутии. Это были 1996-1997 годы. Мы выиграли Кубок России по футзалу. Совет директоров определял судьбу команды. Я сказал, что под мини-футбол нужны бразильцы. А вот футзал потянем своими игроками. Победили накануне 20-летия города. Еще при жеребьевке попросил в последний день поставить игру на утро, потому что купили билеты на самолет. Играли со “Спартаком”, у которого на “кипе” уйма спонсоров — а мы победили. Первая команда из региона по игровым видам стала чемпионом России. Потом руководство города сказало, что отправлен запрос на правительственную награду.
Затем вызывает председатель Спорткомитета и говорит: “Положена премия на команду”. Там была хорошая цифра на то время! А это День шахтера — самый большой праздник для города. Руководство области должно награждать. Просят найти для мероприятия легендарного футболиста.
— И?
— Звоню в Москву друзьям. “Ринат Дасаев подойдет?” Неделю прожил в Якутии. Я шесть дней был у него куратором. Потом он говорил: “Такого приема, как в Нерюнгри, нигде не встречал”. Отдыхали в бане, не знали, когда награждение. Звонит секретарь: через двадцать минут чествование у президента Якутии. А там оцепление, никого не пускают. Нас пропустили, а Рината — нет. Весь город поздравлял. И тогда присвоили звание.
— Какие привилегии были предусмотрены?
— Министр промышленности России выделил государственные премии и выдал ордена шахтерской славы. Затем пошли еврокубки. Было круто, когда в Нерюнгри прилетали французы, португальцы, испанцы, словаки.
— Сейчас вы работаете с детьми…
— Это мое хобби. Началось все еще в Якутии. Пацаны меня омолаживают. Самая большая награда, когда 6 сентября 2019 года мои малыши стали победителями “Кожаного мяча”. Один парень уже уехал в спортинтернат в Ошмяны в школу “Динамо-Брест”.
— К мальчишкам давно прикипели?
— Расскажу историю из жизни в Нерюнгри. Есть у меня друг Гриша Приб. Дружили семьями, отмечали праздники. На севере все знают: если у кого именины, то это день открытых дверей. И вот у сына Гриши был день рождения. А спонсор команды как раз подарил профессиональные мячи. Ну, я один из них и презентовал. Тот увидел мяч, запищал от радости. Я говорю: будет футболистом. Затем семья уехала в Германию. И сейчас Эдгар Приб игрок бундеслиги — сначала выступал за “Ганновер-96”, где был капитаном, а затем перешел в “Фортуну”. Отец хочет встретиться с тем, кто предсказал судьбу сыну.
Мне раз в два года как почетному гражданину Южной Якутии предоставлен бесплатный проезд в Нерюнгри. Когда проезжаю мимо бывшего дома, где жил Приб, всегда спрашиваю у жителей: “Вы хоть знаете, кто здесь жил?” Хотя дом не красили уже лет 25. А Эдгар сейчас смог бы весь город преобразить.
— Главная страница тренерской жизни — МАПИД.
— Уезжать из Якутии было тяжело — отдано шестнадцать лет жизни. Игроков распустил по командам суперлиги. Но болел отец. За ним нужен был уход. Вернулся ради него. В Якутию он лететь отказывался. Затем поработал в Латвии. И тут Владимир Богданов говорит, что объявлен конкурс на пост тренера МАПИДа — пять кандидатов. Генеральный директор все объяснил, рассказал, попросил медаль. Я же — средства на игроков. Хотя все были уже пристроены. Но Иван Янчарский оказался любителем футбола, и постепенно из любительской команды мы создали профессиональную.
— Помпезно был открыт спорткомплекс МАПИД…
— А знаете, кто помог? Бернд Штанге! Мы праздновали с мапидовцами чемпионство в гостинице “Виктория”. А сборная Беларуси приехала с тренировки. Я попросил товарища пригласить Штанге поздравить команду. Затем мы вместе с генеральным директором вышли с Берндом на улицу. Я обозначил шефу, что у нас нет своего зала. Штанге при этом присутствовал. И генеральный меня услышал.
— При шикарном подборе исполнителей не всегда удавалось решать чемпионские задачи. Почему?
— Прежде всего недооценка соперника. Проигрывали середнякам, хотя уровень мастерства был высочайшим. У меня точечная селекция. И переговоры начинал уже в декабре. Но ведь всегда чемпионами быть невозможно.
— Период работы в национальной сборной с какими чувствами вспоминается?
— Лучшие годы. Очень благодарен Сергею Кунице за предоставленную возможность. Это мой друг, который многое сделал для развития мини-футбола в стране. Что касается матчей против России в плей-офф… Мало кто знает, что накануне у меня слегло с температурой три-четыре человека. Они не тренировались, вышли играть на таблетках. Андрюха Чурилин был одним из них. Поздравляю многодетного отца. С венграми здорово отыграл.
— Могилевский “Форте”?
— Очень уважаю Дмитрия Шевчука. Но один бизнесмен команду не потянет. Он мечтал играть в Лиге чемпионов. Мне было тяжело мотаться в Могилев — болел отец.
— С “Охраной-Динамо” вы уже шестой год.
— Очень благодарен “Охране-Динамо”, что предоставили возможность продолжить карьеру в непростое время. Общий язык нашел с Сергеем Хоменко. Сейчас пришел Александр Шепелев — тоже футбольный человек, и, несмотря на занятость, он уделяет команде должное внимание.
— Лучшие игроки, с которыми довелось работать?
— Из белорусских даже и выделять никого не буду — их было так много! Я их всех люблю. Хотел на 60-летие организовать матч с игроками из России, Латвии, Беларуси — с кем работал. К сожалению, не получилось.
— МАПИД “грыз” чемпионат белорусскими игроками…
— Я раньше был противником легионеров. Когда они появились в “Столице”, у меня была ревность. Но по истечении лет смотришь на условный “Кайрат” и понимаешь, что посматриваешь на топового бразильца: как он ногу разворачивает, как действует при приеме, отборе. В то же время знаю, что те же поляки в будущем хотят от них отказаться. Но сейчас оцениваю эту ситуацию по-другому.
— Многие парни, которые играли у вас, сейчас тренируют: Левус, Савинцев, Попов, Баровский, Лушковский. Кто вам импонирует?
— Они всегда задавали вопросы и имели свое мнение. Разбор был каков? Смотрели телевизор в комнате отдыха. Верю в Вову Левуса — он себя еще проявит, у него хорошая школа.
Андрей Скадорва, Дима Елисеев, Виталик Биченков — в них видел тренерский потенциал. У Скадорвы и Елисеева была хорошая, умная связка. Они начинали атаки с закрытыми глазами.
Леша Попов сразу попал в струю и возглавил сильную команду. Но! Если столько лет держит марку в хороших клубах — значит, трудоголик. У него большое будущее. Ну и с Ильюхой Гуриным они здорово сработались.
Когда я уходил из МАПИДа, то просил назначить главным тренером Вадима Лушковского. Примечательно, что Попов и Лушковский на сборах жили в одном номере. Но команду подбирает главный тренер.
Дима Баровский всегда был бойцом. Свой стиль игры он прививает “Динамо”-БНТУ. Я ему как-то сказал, что следует быть не вторым-третьим, а становиться главным. Сейчас нужно расти — команда играет. Смотреть за его работой приятно.
А что говорить про Сашу Савинцева? Главный тренер национальной сборной! Если он выводит команду в плей-офф чемпионата Европы… При уходе рекомендовал Александра Савинцева, Андрея Толмача и Александра Черника — шикарные специалисты и порядочные люди. А еще Юру Поклада. Не зря Виктор Тарчило сказал, что Юра не сказал последнего слова. Согласен с ним.
— “Импульс” — что за команда?
— В ней я дал путевку в жизнь Виктору Тарчило. Благодаря его трудолюбию. Команда из Якутска базировалась в Минске. Начало 2000-х. Смотрю: парень постоянно по ходу тренировок что-то пишет в блокнот. Думал, меню составляет. Оказалось, записывал все упражнения. Я ушел из команды из-за гордости. Не понравилось, что в Москве на турнире жил в номере без удобств, а второй тренер — с удобствами.
— Дела давно минувших дней. Легендарный конфликт с Валерием Досько в “деле о трех секундах”.
— Николаевича безумно уважаю. Он дважды приглашал меня в сборную. А тот эпизод в “Уручье”… Где нашли камеру, на которой высветились эти секунды, — до сих пор не знаю. Мы с Досько не здоровались почти два года. Были молодыми. Но он меня подтянул в сборную. Тогда было другое время. Это сейчас сразу после матча смотришь видео. А тогда вел блокнотик, где фиксировал результаты. Ждал выхода газет. Были времена…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь