Академическая гребля. Два экипажа

20:42, 22 апреля 2021
svg image
396
svg image
0
image
Хави идет в печали

Стало быть, самое время проанализировать, с каким лицензионным багажом подходят наши национальные команды к главному форуму четырехлетия. Пилотный материал посвятим академической гребле.

БЕЛАРУСЬ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕ НА ОЛИМПИАДАХ

ИГРЫ ЭКИПАЖИ АТЛЕТЫ МЕДАЛИ (З+С+Б)
Атланта-1996 4 17 2 (1+0+1)
Сидней-2000 2 10 1 (1+0+0)
Афины-2004 4 11 2 (0+1+1)
Пекин-2008 5 13 2 (0+0+2)
Лондон-2012 2 5 0 (0+0+0)
Рио-2016 5 10 0 (0+0+0)

Наследие
Но прежде кинем ретроспективный взгляд в недавнюю историю. Точнее, припомним, какими были успехи наших гребцов-“академиков”, а также их представительство на каждых ОИ со времени обретения суверенитета. В Барселоне-1992 отечественные атлеты еще входили в состав так называемой Объединенной команды, поэтому рассмотрение начнем с Атланты-1996. Итого — шесть Олимпиад, за которые белорусские мастера длинного весла суммарно завоевали семь наград.
Надо сказать, что почва для того, чтобы сразу после получения независимости находиться на видных ролях, была. “Академку”, конечно, не отнесешь к тем летним видам, где выходцы из БССР в советское время не испытывали ни малейших трудностей с попаданием в союзную сборную и удивляли обилием медалей на всевозможных международных турнирах, включая Олимпиады и мировые первенства. Тем не менее спорадические достижения имелись. Достаточно назвать имя Елены Хлопцевой.
Минчанка на ранних этапах карьеры специализировалась в двойке парной. Всецело свой боеспособный тандем сформировать не удавалось, зато сообща с молдаванкой Ларисой Поповой Хлопцева в коронном лодочном классе была одной из сильнейших. На московских Играх-1980, где по известным причинам не были представлены ведущие державы планеты, в том числе те, кто силен в гребле, девушки завоевали золото. Елене тогда было всего 20, и ее спортивный век продлился до начала 1990-х. В 1992 году она стала обладательницей второй олимпийской награды.
К тому времени Хлопцева гребла уже в четверке, а ее напарницами по экипажу были россиянка Антонина Зеликович, украинка Татьяна Устюжанина и 20-летняя Екатерина Ходотович (ныне — Карстен), выступавшая еще под девичьей фамилией. В финальном заезде они финишировали третьими. После чего настало время связывать белорусскую греблю исключительно с Карстен. Девушка из деревни Осечено Крупского района в Атланте-1996 праздновала победу, а спустя четыре года в Сиднее повторила успех! Затем на двух Олимпиадах занимала призовые места и даже намеревалась поучаствовать в ближайших Играх, которые могли бы оказаться рекордными, восьмыми. Менее чем за год до Токио от планов отказалась — травмы стали давать о себе знать все чаще.
Впрочем, речь пока не о настоящем, а о том, что, помимо Карстен, ранее хватало в стране гребцов, могущих быть конкурентоспособными на планетарной воде. Из Атланты-1996 с бронзой прилетела женская восьмерка. В Афинах-2004 и Пекине-2008 до бронзовых позиций добиралась лодка Юлии Бичик и Натальи Гелах. Сводная таблица — наглядное тому доказательство.
Хотя она нуждается в более развернутом комментарии. Из приведенного явствует, что максимальным представительство было на первых Играх, куда Беларусь отправилась под своим флагом, — 17 человек. Неудивительно: тогда у нас были крепкие восьмерки. Что касается числа экипажей, то тут пиковые точки — Пекин-2008 и Рио-2016, по пять.
Наконец, важнейшее — в последнем случае количество в качество вовсе не перешло. Пять лет назад в Бразилии отечественная сборная впервые в истории рисковала остаться без единого финального заезда на Олимпиаде. Выручил Станислав Щербаченя, в соревнованиях одиночек разместившийся на пятой строке итогового протокола. Но не поправил закономерность: на вторых кряду Играх белорусская сборная по академической гребле не принесла в обще- командную копилку ни одной медали. Должно случиться нечто невероятное, чтобы тенденция прервалась в Токио.

Настоящее
Увы, таковы неутешительные реалии. Если в гребле на байдарках и каноэ собственные методики приводят к перманентным трофеям, то в академической многое зиждилось на старой школе. Это не значит, что у нас совсем выжженная земля: белорусы стабильно ездят на топовые регаты вроде европейских форумов или мировых первенств, однако соперничать там с лучшими порой трудновато. Мягко говоря, поскольку надежды до последнего времени связывались лишь с одной спортсменкой — Еленой Фурман, которой в мае исполнится 30.
В основной состав сборной она попала в начале прошлого десятилетия и с тех пор неизменно маялась от одной проблемы. Дело в том, что с юных лет Фурман сроднилась с легковесной лодкой, где была бронзовым призером чемпионата мира еще в 2012 году. В ней она взяла континентальный титул в 2018-м, а совсем недавно статус лучшей в Европе себе вернула — в начале апреля в итальянском Варезе. Правда, есть загвоздка: эта дисциплина — неолимпийская. Медали и звания приятны, однако на Играх иная состязательная программа.
В нее включена легковесная двойка парная. Вот только добротной партнерши, которая могла бы без большой потери в качестве грести рядом с Еленой, не находилось. В Рио-2016 Фурман объединяла усилия с Инной Никулиной — белорусский дуэт пересек черту последним уже в первом предварительном заезде.
Напарницу пришлось искать восточнее границы как раз по окончании минувшего четырехлетнего цикла. Как результат — наше спортивное гражданство получила россиянка Анастасия Янина. Эпизод беспрецедентный: уж в гребле доселе получалось обходиться без натурализации. Однако спешить критиковать ее в нынешних обстоятельствах не станем. Во-первых, в “академке” Янина — пока единственная, кому был вручен белорусский паспорт. Во-вторых, вместе с Фурман они успели стать чемпионками Европы в олимпийской двойке в 2019 году. Тогда же замкнули шестерку на ЧМ, благодаря чему завоевали лицензию в Токио.
Привлечение воспитанниц извне — безусловно, практика спорная. Она редко стимулирует прогресс своих талантов и вообще мало кому по душе. Тем не менее приглашение Яниной дает долгожданный шанс для Фурман в конечном счете достичь главной в карьере награды — олимпийской. Хотя иллюзий питать не надо: на континенте у Елены и Анастасии соперниц мало, а вот в мире — предостаточно. Попадание в шестерку, то есть в главный финал, можно будет счесть за приемлемый результат.
Вторая путевка на ОИ, которая уже в кармане, — в активе двойки распашной без рулевого у мужчин. Ее полтора года тому обеспечили себе Сергей Володько и Дмитрий Фурман. Для парней билет уже стал большой удачей, поскольку в их дисциплине конкуренция о-го-го! И удача, таким образом, для белорусской сборной — всего две путевки на Игры. Количество, к слову, минимальное, пусть и не антирекорд. Столько же мы имели в Лондоне-2012.
Есть ли шансы расширить делегацию? Да, однако невысокие. 16-18 мая в швейцарской Люцерне состоится финальная квалификационная регата. По ее итогам найдут обладателей еще по две лицензии в каждом классе лодок. Остальным остается уповать на расположение трехсторонней комиссии МОКа, которая по своему усмотрению распределит еще несколько вакансий. Причем не во всех дисциплинах, да и рассчитывать на это особо не стоит.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?