Слово рулевому. Федор Щербаченко. Ориентир — свои воспитанники
Также становился лучшим тренером первой лиги российского чемпионата, признавался коллегами лучшим наставником зоны “Центр” и “Урал-Поволжье”. Яркие комментарии специалиста на канале “Матч ТВ” всегда вызывали интерес. С января 2021 года Шербаченко — главный тренер ФК “Минск”.
— Любопытный поворот вашей карьеры: после клубов российской премьер-лиги — наш чемпионат, скромный “Минск”. Как это произошло?
— Судьба тренера непредсказуема. По окончании работы в волгоградском “Роторе” и Казахстане образовалась пауза. В семье рос маленький ребенок. С удовольствием окунулся в домашние хлопоты. Ведь дети в молодости и зрелом возрасте воспринимаются совсем иначе. Своим потомством почти не занимался: постоянные командировки, переезды, тренировки. И вот вроде только погрузился с головой в семью, как раздался звонок от старых знакомых, предложивших потренировать команду московского аэропорта Домодедово. Посоветовался с женой. Друзья были поражены моим согласием. Признались, что никак не ожидали. А мне было интересно попробовать что-то новое. Собралась команда, полностью состоявшая из сотрудников аэропорта. Грузчики, диспетчеры, другой персонал и даже два больших руководителя. Вершина проекта — победа на ведомственном чемпионате Европы. Мы приехали в Вену и с удивлением обнаружили: спорить за золото предстоит с тремя профессиональными и двумя полупрофессиональными клубами. И когда стали чемпионами, эмоции били через край. Что-то похожее испытывал, когда вывел “Мордовию” в премьер-лигу.
Возникали и другие варианты работы. Но все они были связаны с отъездом из Москвы. Это сразу отбросил. Еще договорились с Дмитрием Хохловым, что буду трудиться его помощником в московском “Динамо”, однако последовала череда поражений — и на тренерском мостике “бело-голубых” стал Кирилл Новиков.
Затем был звонок из столицы Беларуси. Принял решение посмотреть на все своими глазами. Тем более Минск и Москва располагаются не так далеко друг от друга. В итоге подписал контракт.
— Действительность оказалась экстремальной? Ведь команду пришлось собирать практически с нуля.
— Никогда не строил воздушных замков. Даже когда трудился в успешных клубах — “Мордовии” или “Кубани”, где не было проблем с финансами и где шли навстречу всем пожеланиям. Также имел опыт работы в проблемных клубах.
Ключевым стало общение с руководителем “Минска” Игорем Шлойдо. Скажу откровенно, первый разговор был непростым, но нам удалось найти точки соприкосновения. Впечатлило, насколько Игорь Михайлович погружен в дела клуба, как досконально знает все важные детали в жизнедеятельности вверенного ему огромного спортивного хозяйства.
В свою очередь отдавал себе отчет в том, что такое возглавить команду, финансируемую из государственного бюджета. Здесь множество вопросов — начиная от покупки лишней пары бутс и заканчивая контрактами. Заработок отодвигается на задний план. На передний выходит сам проект, видение того, что хотим сделать. В первые дни было очень трудно. Комплектовались по остаточному принципу, за окном сугробы и минус 23, время в манежах расписано по минутам. Но после нескольких бесед с Игорем Михайловичем успокоился.
Пришли к выводу, что нужно менять вектор развития. С таким составом высокого результата не добиться, но можно постараться прыгнуть выше головы с молодежью. Нужно трудиться над тем, чтобы коллектив состоял в большей степени из собственных воспитанников. Ведь академия “Минска” — одна из лучших в стране. Впрочем, по щелчку пальцев ничего не получится. Мой хороший знакомый Сергей Галицкий как-то обмолвился, что со временем в составе его “Краснодара” на поле выйдут одиннадцать воспитанников клуба. Пока, как видим, до этого далеко. Ну а мы постараемся поскорее приблизиться к подобным показателям.
Понятно, что финансирование “Минска” будет уменьшаться. Футбол исключен из числа приоритетных видов спорта в Беларуси. Рано или поздно неизбежно встанет вопрос о выживаемости и самоокупаемости. Необходимо быть готовыми к такой ситуации. С Игорем Михайловичем четко обозначили приоритеты в работе. Первое — развивать местную молодежь и в дальнейшем продавать за хорошие деньги за рубеж, как того же Прищепу. Второе — перспективные иностранцы. Обкатывать, закалять — и также осуществлять выгодные для клуба трансферы. Например, Салли Муниру мы брали как опытного исполнителя, чтобы помог здесь и сейчас. Остальные легионеры гораздо моложе. Есть, например, два 18-летних нигерийца. Постараемся сделать так, чтобы и Остин Агвата, и Савиор Нвафор, и другие ребята выстрелили. Тогда получится, что взяли за бесплатно — продали за деньги. Иными словами, основная задача — стремиться к самоокупаемости.
После ничейного матча с БАТЭ мы шутили, что борисовчанам противостоял настоящий пионеротряд: в обороне — 18-летние Глеб Якушевич, Максим Луцкий, 17-летний Максим Касараб во главе с вожатым Концевым. Сергею искренне благодарен — настоящий лидер, которого беспрекословно слушают как на поле, так и в раздевалке. Выполняет огромную роль в воспитании подрастающего поколения, никому не дает спуску.
Выйдет ли у “Минска” симбиоз молодости и опыта — посмотрим. С одной стороны, Концевой, Остроух, Зенькович, с другой — юность и задор.
В поединке с БАТЭ в заявке — девять своих воспитанников, в предыдущей встрече со “Спутником” — восемь. Не в нынешнем году, так в следующем эти парни нам помогут. Да, показатель эффективности любого специалиста — место в таблице. Но ведь нужно смотреть и вперед. Может, стоит решиться на шаг назад, чтобы потом сделать два вперед?..
Мы нашли понимание с руководством в этом вопросе. Надеюсь, удастся сработать продуктивно. Люблю возиться с молодежью, наблюдать за ее ростом. Честно говоря, поначалу в эту затею в “Минске” не верил — ребята показались сыроватыми. Какое-то время трудился без настроения и радости, регулярно проскальзывала мысль: смогу ли здесь что-нибудь построить? Но сейчас улучшение налицо.
— Когда ехали в Минск, держали в голове имена тех, к кому можно обратиться за советом?
— У меня сложились прекрасные отношения с Юрием Пунтусом, Игорем Криушенко, Георгием Кондратьевым, Сергеем Горлуковичем, Леонидом Кучуком. Приятно, что и другие знакомые белорусы сейчас при деле, работают тренерами. Эдик Тучинский играл у меня в “Кубани”, Сергей Яскович — в “Томи”. Футбольный мир тесен. Мы одной ментальности, хорошо понимаем друг друга. Мне приятно общаться со всеми.
А с белорусским футболом знаком хорошо. Прошлый год выдался экстремальным. Из-за пандемии все чемпионаты были приостановлены, только белорусы не прекращали. Поэтому смотрел много матчей. С особым вниманием следил за своими знакомыми игроками. Рад за Виталия Устинова, который завоевал бронзу с “Торпедо-”БелАЗом. Петр Тен выступал за “Минск”.
— Многие российские звезды откровенно насмехались над нашим турниром…
— Это абсолютно некорректный и неконструктивный подход. Оскорбить и обидеть можно кого угодно. Особенно без причины. Каждый чемпионат — своеобразный. Что в Казахстане, что в Армении, что в Беларуси. История знает тысячу примеров, когда такая вот звезда приезжал во второсортный, по ее мнению, турнир, но ничего не мог продемонстрировать, потому что уровень соревнований оказался серьезным. Я действовал по-иному. Звонил друзьям. Спрашивал оценку тех, кто хорошо знает белорусский чемпионат. Тот же Сергей Ташуев подробно рассказал о солигорском “Шахтере”. И отметил: здесь есть несколько лидеров, однако все остальные команды очень мотивированы и за счет самоотдачи способны сотворить сенсацию — поэтому случается немало неожиданных результатов.
— Для любой команды лакмусовая бумажка — поединки против лидеров. До 82-й минуты “Минск” во встрече с БАТЭ вел 2:0, и фавориту стоило огромных усилий вырвать ничью.
— После финального свистка сказал подопечным: нельзя впадать в эйфорию. Ничего существенного мы не добились. Вели 2:0 и упустили победу. Хорошо играешь, только когда владеешь инициативой, включаешь аритмию. Здесь же мы действовали, отталкиваясь от соперника. А вообще у меня прежде все команды проповедовали свой футбол, под нас подстраивались. Нужно быть реалистами: пока с “Минском” это невозможно.
Критики отмечают, что у нас нет плеймейкера. Да, хотелось бы иметь в составе исполнителя вроде Дмитрия Комаровского из “Ислочи”, который может и мяч придержать, и передачу выдать на 40 метров, и отправить партнера в отрыв, и сам забить. Такие мастера — большая редкость, причем не только в Беларуси.
Нам сейчас сложно еще и потому, что межсезонье провели не так, как планировали. Много новичков, отсутствие возможностей тренироваться дважды в день. В итоге к старту сезона подошли не готовыми. Особенно в части “физики”.
Ответный кубковый матч с “Ислочью” это подтвердил. В первом тайме действовали как надо, второй же провалили, особенно когда выбыл из-за травмы Евдокимов, капитан и лидер команды. Затем стали повышать нагрузки. И по результатам тестов вижу: прогресс есть.
— Кого считаете фаворитом в борьбе за золото чемпионата?
— Думаю, “Шахтер” вряд ли свое упустит. Там в межсезонье очень правильно распорядились деньгами. Грамотно работает тренер, все выстроено. Бывает так, что команда лидирует, а включать телевизор желания нет. Так вот “Шахтер” смотреть хочется. А за второе место будет серьезная борьба.
— Вы много лет проработали в России. Скажите, кому пришла идея перейти на систему “осень-весна”? В июне и июле, когда поля зеленые, погода в том же Томске и Красноярске отличная, команды отдыхают, зато в декабре играют в лютый мороз. Не абсурд ли?
— Это вообще дикость. Такое решение продавили несколько богатых клубов, которым якобы требовалось быть в форме к еврокубкам. В итоге единицы выиграли, сотни пострадали. Ведь в первой и второй лигах нельзя играть по такому расписанию. Обещали построить стадионы, манежи, в которых уютно зимой. По сути, только в Санкт-Петербурге появилась арена, соответствующая всем требованиям и где в любую стужу +17.
— Сейчас за ходом российского первенства следите?
— По мере возможностей. Все отмечают преображение “Локомотива”, который одержал столько побед подряд. Вот отличный пример. Там стали доверять собственным воспитанникам. Это принесло результат. У железнодорожников всегда были способные ребята в дубле и “Казанке”, но в ту сторону никто не смотрел. А здесь заметили, привлекли к основе, молодежь расцвела.
Нужно доверять своим. У меня был хрестоматийный случай. С “Мордовией” победили в ФНЛ. В Саранске — торжественное чествование. Девятое мая. Меня награждают орденом Славы III степени. Рядом за столиком сидела женщина, ветеран войны. И вдруг спрашивает: сколько наших, местных в команде? Я со стыда чуть не провалился под землю. Пару человек: один на замене, другой в дубле. Так сложилось. Дал слово, что больше подобная ситуация не повторится. И уже в следующем сезоне в одной из тренировок приняли участие сразу 37 собственных воспитанников одновременно.
“Локомотив” выпускает на поле Куликова, Рыбчинского — правильный и перспективный путь. ЦСКА отлично работает с молодежью. “Динамо” стоит похвалить. У “Зенита” таких воспитанников нет, у “Спартака” тоже.
— А откуда им взяться? Тот же “Спартак” вернул Промеса, и в глухой запас отправился футболист сборной России Залимхан Бакаев.
— Здесь не совсем правильный пример. Промес — лидер команды, которая завоевала золото чемпионата России. Он вернулся на позицию первого номера и обязательно поможет команде. А тому же Бакаеву нужно еще больше работать. Место на поле тренер найдет всем, кто хорошо себя проявляет.
— Чего хотите добиться с “Минском”?
— Мечтаю, чтобы болельщики на трибуны пошли. Сделаю все, чтобы на поле появлялись талантливые воспитанники академии. Их хватает. А ребята, которые работают в юношеских командах, пусть видят, что у тех, кто трудится, есть шанс на попадание в основу.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь