ФРИСТАЙЛ. Шаги по облакам Пьемонта

14:12, 25 февраля 2006
svg image
2425
svg image
0
image
Хави идет в печали


Как известно, при подсчете минимальный и максимальный баллы за фигуры отбрасываются. После чего сумма оставшихся трех и усредненных за приземление оценок умножается на коэффициент сложности. Олимпиада показала, что нынешний эквивалент “стоимости” прыжков не соответствует тенденциям развития спорта. Слова Дащинского о том, что лыжная акробатика должна совершенствоваться и быть зрелищным видом, процитировали многие североамериканские журналисты. В самом деле, это неправильно, когда стремление к прогрессу не поощряется должным образом. Представитель США Джерет Петерсон, занявший седьмое место, заявил, что он не чувствует себя проигравшим. 24-летний спортсмен во второй попытке делал сверхсложный прыжок с коэффициентом 4,900. Казалось, бесчисленное множество кульбитов он прокрутил на одном дыхании, сумел приземлиться на ноги, однако арбитры не оценили по достоинству этот трюк. Амплитуду сочли недостаточной, линии нечеткими, а стоило американцу коснуться склона рукой, как его опустили ниже плинтуса. Для фристайлистов “звездно-полосатых”, родоначальников “свободного стиля”, Олимпиада в Турине вообще закончилась плачевно. Только Тоби Доусону в могуле удалось разжиться бронзой. Сравните степень деградации: в Солт-Лейк-Сити у янки было три серебра, в Нагано — три золота. И сейчас американцы рассчитывали на повторение успеха восьмилетней давности. У них есть полные основания быть недовольными существующим арбитражем. В качестве аргумента фигурирует и такой. Занявший четвертое место на Олимпиаде в штате Юта Джонни Мосли не добрался до пьедестала, однако благодаря фирменному off-axis прыжку, названному “Dinner Roll”, увековечил собственное имя.
И как бы ни нахваливал своего подопечного Хань Сяопена канадский тренер Дастин Уилсон, превознося до небес его талант и трудолюбие, “три с тремя” не тянут на золотой олимпийский полет. В схожей ситуации на мировом первенстве 2003 года белорус Алексей Гришин уступил чемпионское звание россиянину Дмитрию Архипову только потому, что не имел в арсенале второго варианта тройного сальто с четырьмя винтами. Сейчас история повторилась с точностью до наоборот.

Антон КУШНИР, фристайлист, из Турина
Не могу понять судейского решения. Когда увидел прыжок Димы, был уверен на сто процентов, что ему отдадут золото. Он все исполнил на высочайшем уровне. Микроскопическая ошибка на приземлении роли не сыграла — это две десятые балла. А вот куда делись заслуженные очки за фигуры — ума не приложу.
Что касается моего выступления, то для первой Олимпиады совсем неплохо. Хотя имел шансы на большее. Первую попытку выполнил хорошо — четко и без помарок, а вот на второй немного сплоховал. После касания меня чуть повело в сторону. Надо было на зубах держать траекторию, но не сумел. Что ж, это только первые Игры в моей карьере.

Алексей ГРИШИН, фристайлист, из Турина
Сейчас трудно подобрать слова. Не могу понять, что случилось с моей первой попыткой. Точнее, с ее оценкой судьями. Вы же видели, мне все удалось. Не представляете, как обидно: ты же готовишься четыре года. Да какие четыре?! Можно сказать, всю жизнь идешь к этому дню. И все летит прахом из-за того, что кто-то из арбитров что-то недосмотрел или неправильно понял. Кошмар. Верно говорят: лучше быть десятым, чем четвертым.
Я своим выступлением доволен. Исполнил сегодня лучший прыжок в карьере. Один из лучших — однозначно. Другое дело, как и почему его так низко оценили. Что дальше? Привычная жизнь. Этапы Кубка мира, другие соревнования. Четыре года работы над ошибками. Само собой, не утверждаю, что моя техника идеальна и не имеет слабых мест — будем совершенствовать. И ждать Ванкувера. Я тверд в желании хотя бы на следующих Играх исправить сегодняшнюю несправедливость.

Николай КОЗЕКО, главный тренер, из Турина
Испытываю двоякие чувства. Прежде всего, конечно, удовлетворение от проделанной работы. И все-таки досадно, что она была оценена, на мой взгляд, не совсем правильно. Дима исполнил хороший прыжок, но… И Гришин также заслужил медаль. Там было два достойных выступления и два плотных результата. Леша был на уровне, но то же можно сказать и о Лебедеве. Кому ни отдай бронзу, другая сторона имела бы право на обиду. Увы, повезло не нам.
Очень доволен Кушниром. Ни разу не будучи в мясорубке Олимпийских игр, он показал себя настоящим мужчиной. Кстати, и он, считаю, по итогам своей программы вполне мог рассчитывать на более высокое место. Однако судьи пока его плохо знают. А это во фристайле, к сожалению, тоже немаловажный фактор. Да, присутствовала ошибочка при приземлении во второй попытке, но арбитры рубанули парня неадекватно — там ведь не было касания. Это не только мое мнение. Коллеги из других команд его высказали первыми. Хочется считать, что у Кушнира взяли аванс, который отдадут в следующие годы.
Что касается усложнения программ, то с этим не надо перебарщивать. Американец Петерсон сегодня попытался исполнить сложнейший прыжок, стать вторым Валентой. Вы видели, чем это закончилось: фигуры получились невнятными, сальто недокрученным. В итоге — только седьмое место. Я вообще опасаюсь чрезмерного усложнения. Все-таки наш вид спорта находится на грани экстрима, и гонка за сложностью может бог знает чем обернуться для здоровья спортсменов.
В ближайших планах — этап Кубка мира в Швейцарии и финал в канадском Апексе. В Давос вылетаем уже в пятницу рано утром. Естественно — без Димы, который присоединится к нам позже. Он заслужил почести чемпиона, а уж серебряного призера — и подавно. У него награждение.

Эльмира ХОРОВЕЦ из Минска
Позвонив по телефону родителям г
ероя Турина, мы застали их не в лучшем расположении духа. Оно и понятно: золото было на расстоянии вытянутой руки. Елена Юрьевна ДАЩИНСКАЯ хоть и не специалист фристайла, за столько лет научилась разбираться в этом виде спорта.

— Вы имеете по поводу финала свое суждение? Многие считают, что китайского спортсмена вытянули за уши.
— Об этом все говорят: и иностранные тренеры, которые нам звонили, и Николай Козеко, и Виктор Грошев. Николай Иванович был вообще очень расстроен, сетовал, что нельзя подать апелляцию. Судьи сделали все очень грамотно — формально не придерешься.

— Сына вы знаете как облупленного. Вам достаточно одного взгляда, чтобы понять, что у него творится на душе. Хотя Дима очень сдержанный, даже он не смог совладать с эмоциями. Переменился в лице, увидев свою сумму баллов.
— Дима очень расстроился. Мы ведь тоже были уверены в том, что он выиграет золото. Чуть ли не кричали: первый, первый! Окончательные оценки нас просто подкосили. Долго не могли прийти в себя, были в шоке. Благо Владимир Иванович быстро очнулся, сосредоточился и начал нас всех успокаивать: мол, все нормально, серебро есть. А со вторым местом уже ничего не поделаешь.

— Смотрели трансляцию в большой компании?
— Кроме нас с мужем, были Димина девушка Оля со своей мамой и друг сына с женой. Они, как и я, до сих пор не могут отделаться от ощущения какой-то подавленности.

Отца и тренера Дмитрия Владимира Ивановича ДАЩИНСКОГО мы разыскали по мобильному в Раубичах.

— Поздравляем вас! В первую очередь не с олимпийской наградой, а с тем, что вы вырастили такого сына — трудягу, умницу, настоящего мужчину. Как наставнику вам тоже можно позавидовать: не каждый ученик в столь травмоопасном виде спорта выдержит третий олимпийский цикл. Признайтесь, серебро вас огорчило?
— Сразу — очень. Честно говоря, медаль получилась с грустинкой. Как только Дима исполнил вторую попытку, я засомневался в его победе. Когда ближайшее окружение поспешило проявлять бурную радость, сказал: “Да вы хоть оценку подождите!” Табло высветило совсем не то, что мы ожидали.

— А по прошествии времени, когда эмоции улеглись, можете взглянуть на события, развернувшиеся в финале, беспристрастно?
— На приземлении арбитры Диму сильно не “прихватили”. А вот за то, что два винта поздно закончил, сделали сбавку по полной программе — они это строго судят. Правда, сына наказали, а на подобные огрехи других закрыли глаза.

— Кого вы имеете в виду?
— Да всех, кто прыгал до Димы. У остальных помарок не замечали, ставили нормальные оценки. А здесь почему-то прозрели. Правда, врать не буду: китаец последний прыжок сделал здорово. Этого у него не отнять. Но коэффициент-то ниже, чем у Димы. Если бы каждый рефери поставил белорусу на одну десятую больше, то даже разговоров не возникло бы.

— Вам не кажется, что система судейства несовершенна? Более сложный прыжок надо оценивать иначе, производя расчет по другой формуле.
— Надо еще и исполнять правильно. Я же говорю, что выступление сына рассматривали под лупой. У того же Шолдайса, который делал три винта во втором сальто (в прыжке бланш — три винта — винт) разделения в плоскостях тоже практически не было. Однако с него никто баллов не снимал.

— Знаете, мы смотрели трансляцию по каналу “НТВ плюс”. И комментатор предположил, что накануне судьи обидели одну из китайских фристайлисток, а во время мужского финала решили загладить свою вину.
— Я думаю, это шутка. (Смеется.) Или не более чем предположение.

— С медалистом успели пообщаться?
— Сын позвонил очень поздно: долго держали на допинг-контроле. Так вот там он успел перекинуться парой слов с Хань Сяопеном. Тот ему признался: “Как я вообще мог у тебя выиграть?” Олимпийский чемпион сам не мог понять, каким образом стал первым.

— Вы не находите, что пальму первенства в лыжной акробатике отдали спортсмену без имени? Ни на чемпионате мира, ни на Олимпиаде китаец не блистал.
— На Кубках мира он выступал неплохо. Плюс сказалась канадская подготовка. Прыгает Сяопен чистенько, становится на ноги. Все вместе взятое и принесло свои плоды.

— Владимир Иванович, мы знаем, что вы настолько верили в Дмитрия, что заключили с кем-то из зарубежных специалистов пари. Дескать, быть белорусам с золотом. Много проиграли?
— Сколько конкретно, сказать не могу, но довольно большую сумму. Придется с человеком разговаривать. Может, найдем какое-то компромиссное решение.

— Ваша супруга сообщила нам, что на протяжении суток у вас был Смольный — звонки раздавались всю ночь напролет. Чьи слова пролили бальзам на рану?
— Даже не знаю, кого выделить. Присылали очень много SMS-сообщений примерно такого содержания “Дима, ты все равно лучший”. В этом вопросе проявили единодушие все белорусы, с кем мне довелось разговаривать. Спрашивал: “Что это, дань патриотизму?” Люди отвечали: “Нет, мы на самом деле так думаем. Гордимся Димой, рады за него”. Признаться, я чуть не заплакал.
А с китайцами мы еще поквитаемся. В начале марта предстоит ехать на Красное Озеро под Санкт-Петербургом, на юниорский чемпионат мира, где нашими основными соперниками будут как раз-таки ребята из Поднебесной.

— Что ж, желаем взять реванш! А Дащинского-младшего будем встречать с оркестром.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?