ФРИСТАЙЛ. 12 лет спустя

14:13, 25 февраля 2006
svg image
3140
svg image
0
image
Хави идет в печали

Хотя в Турине вновь были к ней очень близки. Наверное, за Дащинского немного обиднее. С точки зрения арбитража, конькобежный спорт, несомненно, куда менее субъективен, чем фристайл. Думается, немало стрел в ближайшее время будет пущено в адрес судей, оценивавших позавчера мужской финал XX Игр. Но это ничего не изменит. Как минимум до Ванкувера-2010. Как чувствовал: готовясь к Турину, выписал в блокнот цитату из “ПБ” 12-летней давности: “Сам Железовский, уже стоя на пьедестале, пытался выглядеть уравновешенно-корректным: жал руку ошалевшему Дженсену, махал, как и положено по ритуалу, наградным букетом, терпеливо прослушал американский гимн. Но бесстыдная камера неожиданно выхватила крупно его глаза и миллионно растиражировала на весь мир грусть, грусть, грусть”… Написано в феврале 94-го, а все, как в 2006-м, — спираль истории.

— Дима, ты все-таки вошел в историю. Стал первым фристайлистом-акробатом, завоевавшим две олимпийские медали.
— Серьезно? Здорово! Хотя утешение действительно слабое. Отлично помню бронзу Нагано — она была для меня приятным сюрпризом. И понимаю чувства, которые сейчас переполняют Вову Лебедева, хотел бы я оказаться на его месте. Не на пьедестале, разумеется, а в смысле ощущений безграничного восторга. У меня нынче его и близко не наблюдается. На Играх в Солт-Лейк-Сити из-за травмы выступил не в полную силу. Сегодня же чувствовал себя в превосходной форме, должен был брать золото. И ощущал уверенность в нем после приземления во второй попытке…

— …настолько, что приготовился совершить круг почета с белорусским флагом?
— Это был экспромт. Не знаю, кто мне вручил флаг, когда я подъехал за поздравлениями, — кто-то из нашей делегации. Может, поспешили, но, в конце концов, нужно уважать родину и прославлять ее, какое бы место ты ни занял.

— Согласен, что все-таки дал судьям повод для придирок?
— Разве что мизерный. А вообще, при желании придраться можно всегда. Я, конечно, не видел в деталях прыжка китайца — со стартовой позиции это невозможно. Обычно он исполняет программу хорошо, но очень уж она нехитрая. Спортсмены Поднебесной в последнее время так и выезжают: напрыгают что-то до автоматизма — и вперед, за призами. Не спорю, такая тактика тоже имеет право на жизнь. Но, что обидно, слишком уж у нее на поводу идут арбитры. Люди отдают все силы, чтобы сделать фристайл более зрелищным, привлекательным для зрителей. Рискуя здоровьем, крутят пять винтов, а им говорят: “Мы это оценивать не будем, исполняйте проще”.

— Неужели так и говорят?
— Не прямым текстом, само собой, но исподволь дают понять. В предварительных соревнованиях позарубали всех, кто старался отойти от стандарта. Ребята в панике: как прыгать, что этим судьям нужно?! Кстати, кое-какие разговоры все-таки доходили. Например, что с нового сезона запретят крутить три винта в одном сальто. Потому что арбитры, видите ли, не успевают их отслеживать. Но это же абсурд! Не успеваете — пересмотрите принцип комплектования судейских бригад. Вводите туда тренеров или, скажем, арбитров прыжков на батуте, умеющих рассмотреть именно технику прыжка. А уж остальные пускай оценивают его эстетичность. И это лишь один из путей решения проблемы, а вообще их полно. Хотя не думаю, что дело только в этом. Та же бригада на соревнованиях в Штатах поставила мне за прыжок, исполненный несравненно хуже, примерно те же баллы, что и сегодня. Тогда в полете ноги подогнул, приземлился кое-как. Сейчас же все было сделано на порядок лучше и четче. Вот и разберись. Не видел прыжка Леши Гришина, но могу понять, как он обескуражен и обижен. Хотя за Лебедева тоже рад и, повторюсь, отлично знаю, что он чувствует.

— Твоя первая попытка уже позабыта?
— Нет, конечно. Она удалась на все сто — сделал то, что было задумано. Во второй, согласен, на приземлении почти незаметно повело в сторону — не более того. Даже десятые доли баллов, снятые из-за этого, не оспариваю. Но за что меня так зарубил американец — понятия не имею.

— Первые мысли при взгляде на табло после второй попытки?
— Словами передать сложно. Наверное, досада и опустошенность. Второе из-за того, что все закончилось. Первое — закончилось не так, как хотел и мог. Уже начинаю понимать цену упущенного шанса. Впервые осознание этого пришло в ходе Олимпиады в Солт-Лейк-Сити. Готовился самым серьезным образом — и стал лишь седьмым. И сегодня нечто подобное. Я же так мечтал о золоте и столько для него сделал!

— Но впереди Ванкувер.
— Это если хватит здоровья. Ощущаю не только цену упущенного шанса, но и уходящего времени. Не верьте тем, кто говорит, что с приходом опыта можно сократить тренировки — полная чушь. Природу не обманешь: молодой приземлился на голову, отряхнулся и опять полез на гору, как ни в чем не бывало. С возрастом же понимаешь: любое неверное движение чревато большими неприятностями и куда более долгим восстановлением.

— Ощущаешь себя аксакалом?
— Что-то вроде того. Многие мои известные в недавнем прошлом одногодки уже завязали с трамплином. В сегодняшнем финале я оказался самым возрастным. Да и в квалификации ровесников было раз-два и обчелся: Алеш Валента да Джефф Бин. Само собой, аргентинскую экзотику оставляю за скобками. Но это не значит, что я подумываю о завершении, фристайл мне точно не надоел. В Минске еще нужно поискать людей, которые за неделю испытывали бы столько эмоций, сколько я во время соревнований.

— Особенно когда в довесок к эмоциям есть еще неслабый груз ответственности. Он тебя не сковывал?
— Нисколько. То есть я, конечно, понимал, чего от меня ожидают и какие надежды связывают. И едва ли не главное, чего хотел — не подвести этих людей. Тренеров, партнеров по команде, болельщиков, страну, в конце концов. Слава богу, нашими стараниями Беларусь не осталась на этой Олимпиаде вовсе без медалей. В общем, ответственность ощущал, но гирями она на ногах не висела, был спокойным и сосредоточенным.

— Кто делит с тобой успех?
— В первую очередь, естественно, команда и тренерский штаб, он у нас отличный. Раньше, когда Николай Иванович Козеко работал один, приходилось тяжелее: в ходе соревнований он и за трамплином должен присмотреть, и погоду отследить. Сейчас все по-другому: есть Вася Воробьев, Максим Эдуардович Самойлов и грамотное разделение обязанностей между ними. Мы в этом смысле, кстати, опережаем многих конкурентов. Тот же Самойлов во время прыжков следит за нашей собственной мини-метеостанцией, которая для большинства команд еще в диковинку. Они привыкли по старинке ориентироваться только на сигнальную кишку, показывающую ветер. Благодарен партнерам — мы всегда поддерживаем друг друга… Ну и не устану благодарить отца, которой привлек меня когда-то к спорту и довел до определенного уровня мастерства.

— Успел ему позвонить?
— Какое там! Сразу же после предварительной церемонии награждения попал в плен: то в одну сторону тянут, то в другую. Повели по микст-зоне с остановкой у каждой телекамеры, в которые должен был улыбаться. Потом — пресс-конференция, после нее почти час мариновали на допинг-контроле… Сейчас, конечно, выйду на связь с родными.

— Несмотря на окончание Олимпиады, они тебя, судя по всему, увидят нескоро.
— Да уж, придется задержаться. Прямо из Турина едем в Швейцарию на очередной этап Кубка мира. Может, хоть с его помощью получится сгладить горечь от теперешнего разочарования. У меня же еще есть шансы первенствовать в общем зачете. Хрустальный глобус окажется как нельзя кстати.

— Соревнования, разъезды, кубки… Эдак ты еще долго не расстанешься с холостяцкой жизнью. Или будешь ждать золота Ванкувера?
— Ну, так уж затягивать не нужно. Возможно, после финала Кубка мира в Канаде и подумаю над этим вопросом.

— 30 тысяч долларов олимпийских призовых и новенький “Фольксваген” — хороший свадебный подарок!
— Ничего себе свадьба получится на такие-то деньги! Нет уж, сообразим что-нибудь поскромнее. Вот если бы квартиру дали — точно женился бы сразу.

— А что, с этим проблемы?
— Не катастрофические, но есть. Крыша над головой имеется, однако она мало приспособлена для проживания в ней большой семьей. Хочется надеяться, что сейчас обещанные премиальные не затеряются так надолго, как после Олимпиады в Нагано. Я же нынешнее жилье купил за свои кровные. Долго обещали, мол, все возместим, а в итоге пришлось самому и покупать, и ремонт делать. Ну да ладно, не об этом речь. Нынешние Игры завершены, а я все же подумываю добраться до Ванкувера. Осторожно, без спешки, учитывая, что все-таки не молодею. Но мечта пока осталась неосуществленной.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?