Маскевич в фокусе. “В 2008-м я пришел заниматься в ту же школу, где воспитали Арямнова”
Выступающий в весовой категории до 87 кг 22-летний борисовчанин шел по турнирной дистанции так же уверенно, как и в декабре 2020-го, когда на Кубке мира в Белграде одолел всех. Сейчас споткнулся: грузин Зураб Датунашвили, выступающий за Сербию, взял реванш за поражение пятимесячной давности. Этому Кирилл находит объяснение, о чем в том числе рассказал корреспонденту “ПБ”.
— Кажется, серебро на “Европе” — вполне неплохо. Как оцените выступление на польском ковре?
— Получается, в тот день выход в финал был моим потолком.
— Думаю, от вас после кубкового триумфа в столице Сербии уже ждали чего-то подобного и на чемпионате Европы.
— Многие хотели, чтобы у меня снова все получилось как нельзя лучше. Но наверняка были и те, кто не желал успеха. Всегда ведь найдутся “доброжелатели”, да и банальную зависть никто не отменял. Впрочем, об этом говорить много не хочу. Давайте лучше о чем-нибудь более приятном и касающемся непосредственно стартов и борьбы.
— Силы покорять новые горизонты после Кубка мира и чемпионата Европы чувствуете?
— Само собой, медали придают уверенность в своих силах. Понимаю, что недостижимых целей нет. Все близко, все возможно.
— В Белград вы приехали на первые для себя столь представительные соревнования. Сильнейшие оппоненты со всего мира — это обстоятельство вдохновляло, судя по итогу?
— Еще в ноябре в календаре у борцов значился чемпионат мира, но сейчас все настолько неопределенно, что изменения могут произойти буквально за день. Так и получилось: из-за пандемии японцы и американцы отказались от участия. Хотя в борьбе представители этих стран не на ведущих ролях. В общем, планетарное первенство решили назвать Кубком мира, но на мне это почти не сказалось. В весе 87 кг боролись практически все главные соперники, за исключением нескольких.
— Не стушевались даже перед решающим поединком с именитым россиянином Давидом Чакветадзе?
— Настраивался на него, спокойно вышел на ковер. Так получилось, что между полуфиналом и финалом у меня были сутки, время поразмыслить и подумать над тактикой на схватку имелось. Чувствовал себя спокойно, так же и вел поединок. Все же понимал, что я молодой — терять нечего, пусть переживает соперник. Сейчас, заимев некоторый опыт, знаю, что подтверждать статус гораздо сложнее, чем его достигать. Думаю, Давиду было из-за этого тогда тяжелее.
— И все-таки что стало главным фактором того, что вы победили чемпиона Игр-2016?
— Скажу банальность: это спорт, дело случая. В тот день все пошло по моему плану, плюс удача благоволила.
— Сравните схватки с Датунашвили — прошлого года и апрельскую. Тогда вы выиграли у грузина в полуфинале, сейчас уступили ему золото…
— Все зависит от текущей формы. Проанализировал с тренерами и понял, пусть это не звучит как оправдание, что перед “Европой” подготовка оказалась ломаной. За три недели перед стартом случился рецидив травмы — выпал на некоторое время из процесса. В общем, сделали вывод, что на второй день, когда и боролся с Зурабом, не хватило мне запаса — психологического и эмоционального. В этих аспектах готовность была не на все сто. Самочувствие же было неплохим, но тактически противник меня переиграл.
— Когда к молодым спортсменам приходят первые значимые успехи, от них начинают ждать большего. На вас это не давит?
— Едва ли. Вообще чувствую себя комфортно и не думаю, что после Кубка мира и чемпионата Европы что-то изменится. Я никому ничем не обязан, кроме семьи и тренера. С их стороны давления никогда не было, надеюсь, и не будет. Спокойно иду к своим целям.
— Звездная болезнь еще не цепляется?
— Наверное, нужно спросить у моего окружения. А так… Вот стал на чемпионате Европы вторым и не почувствовал, будто произошло нечто грандиозное. Мало что понял, хотя, если задуматься, еще два года назад даже и мечтать не мог, что выиграю у борцов, за которыми наблюдал по ТВ. Жизнь идет дальше. Погодите, сейчас у Саши спрошу по поводу звездной болезни у меня (Александр Леончик — “греко- римлянин”, выступающий в весе 67 кг. — ПБ.). Говорит, что нет, может, врет. (Улыбается.)
— Кто из тренеров на вас повлиял больше всего?
— Конечно, очень много мне дал как мужчине и борцу первый наставник — Ажигов Олег Хаматханович, заслуженный тренер Беларуси. Поддерживает и переживает за меня до сих пор, за что ему безмерно благодарен. Последние четыре года со мной работает Элбек Тожиев. Кстати, тоже ученик Ажигова. Он как молодой тренер может многое показать из собственного технического арсенала, это ценно. На протяжении всей моей взрослой карьеры всегда помогает словом и делом Николай Амброжевич — он работает в областном УОРе. В промежутках между сборами прихожу к нему в зал.
— Впереди Игры в Токио, и у “греко-римлян” всего одна неименная квота.
— Отбор на Олимпиаду еще не завершен, поэтому тренируемся и готовимся к любым вызовам. Стараемся не обращать внимания на пандемию и карантин. Жизнь идет своим чередом.
— Но ведь вы в основных претендентах на уже имеющуюся квоту?
— Тяжело сказать. После Кубка мира и чемпионата Европы, думаю, я заработал немало плюсиков — даже больше, чем Николай Стадуб, который и завоевал для страны эту лицензию. Мы с ним, к слову, общаемся и дружим.
— И конкуренция на это никак не влияет?
— В целом нет. И это правильно. У нас ведь все честно.
— Кстати, по поводу того, что лицензия не принадлежит тому, кто ее выиграл. Это нормально?
— Знаете, у нас, борцов, на Игры отбор необъективный. Квоту взять, даже неименную, очень непросто. У “греко-римлян” шесть олимпийских весовых категорий, а лицензия у Беларуси лишь одна. А ведь наши спортсмены всегда претендуют на медали ЧЕ и ЧМ. Вчера наши ребята улетели на последний отборочный старт в Софию, по итогам которого можем прирасти еще несколькими пропусками. Мне грех жаловаться, поскольку пандемия отсрочила Токио-2020. Пройди она в 2020-м — я шел бы мимо. А так есть вероятность, что попаду на японский ковер. Сложно судить о нормальности устоявшихся правил, можно только их принимать и придерживаться.
— Для вас перенос Игр — это хорошо, а для других?
— В сборной возрастные ребята, конечно, без энтузиазма восприняли новость. Может, даже и болезненно. Выходит, олимпийский цикл продлился на год — соответственно, они тоже стареют на такой срок, нужно держать себя в форме. Кстати, возможно, сейчас многие пребывают не в таких хороших кондициях, как в 2020-м. У кого-то уже планы на жизнь без спорта прорисовались — а тут на тебе. Поэтому их чувства понять нетрудно. Молодежи — да, хорошо, есть возможность подтянуться к уровню опытных атлетов и составить им конкуренцию.
— Вы родом из Борисова — родины чемпиона Пекина-2008 Андрея Арямнова.
— Как раз в том году и пришел в местную СДЮШОР, чьим воспитанником он и является. Конечно, тогда бум в городе по поводу олимпийского золота Арямнова стоял долго, я тоже гордился таким достижением земляка. Как спортсмена Андрея уважаю. Рад, что он возвратился в большой спорт и претендует на поездку в Токио. Не каждый после серьезных травм и простоя может вернуться на высокий уровень и еще раз громко заявить о себе. Приятно, когда белорус выигрывает большой старт, а если он еще и из твоего зала — впечатление умножается на два.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь