Паралимпиада. Плавание. Дмитрий Кошель: тешу себя надеждой…
Однако надолго в бассейне как действующий спортсмен не задержался. Зато нашел себя в качестве тренера: сначала — здоровых атлетов, теперь — паралимпийцев. О подготовке вторых к ближайшим Играм, которые стартуют 24 августа в Токио, и шла речь.
— Почему так рано завершили карьеру?
— Роковое стечение обстоятельств. Результаты стояли на месте. Прогресса не было. Тогда же, в 2004 году, окончил институт и одновременно отслужил в армии. Нужно было что-то делать, и так совпало, что от приятеля поступило предложение перейти на тренерскую работу в РГУОР. Какое-то время параллельно со здоровыми ребятами занимался с паралимпийцами. И постепенно пришел к тому, чтобы больше сосредоточиться именно на них.
— Сколько человек у вас занимается?
— Десять, из них двое — чемпионы Паралимпийских игр Владимир Изотов и Дмитрий Солей. К Токио-2020 готовятся они плюс талантливый парень Владимир Сотников. Есть еще несколько одаренных учеников, но уже на следующий цикл. Что касается этих троих, то у них совсем скоро чемпионат Европы — заключительный отборочный старт на Игры, после чего останется только три месяца, чтобы внести какие-то коррективы.
— Отбор на Паралимпиаду аналогичен олимпийскому?
— Система нормативов мало чем отличается. Разница одна: Международный паралимпийский комитет определяет количество лицензий для каждой страны. Достаточные секунды, например, показывают восемь человек, но чиновники могут ограничить нас семью. Тогда старшему тренеру Геннадию Вишнякову, на котором все держится в нашем паралимпийском плавании, придется крепко поломать голову, кого оставить за бортом.
— Сейчас такой риск есть?
— Еще три недели назад думали, что состав делегации предстоит изрядно сократить. Но вроде все справившиеся с нормативами должны поехать на Игры.
— Каким образом их перенос сказался на перспективах ваших воспитанников?
— Нет таких, кто спрогрессировал бы за сезон. Напротив, Изотов из-за гормональной перестройки показывает не очень стабильные результаты. Главное — чтобы в нужный момент был должным образом готов. И его, и Солея излишне мотивировать не надо — опытные спортсмены. Не стану утверждать, что они отправятся в Токио только за золотом, но оба, безусловно, нацелены на пьедестал. А как иначе, если имеют статус неоднократных призеров Игр? А вот Сотникова в силу молодости и некоторой рассеянности постоянно следует подстегивать.
— В скольких дисциплинах они будут участвовать?
— Планируется, что Изотов в двух, а Солей и Сотников — в трех. Плюс кто-то в эстафете. Может, и прибавится число участий, ведь на ближайшем старосветском форуме будут разыгрываться еще лицензии. Кстати, там для Солея предусмотрена комиссия. Кому-то она назначается раз в два года, кому-то — раз в год, а то и чаще. На основании заключения устанавливается класс, в котором может выступать паралимпиец. Их три: 11-й — это тотальная слепота, 12-й — плохое зрение с патологиями, а 13-й — самый “лайтовый”. Допустим, Володя Изотов получил 12-й. Что касается Солея, то ему, скорее всего, поставят 13-й, хотя он несколько лет выступал и в 12-м.
— Почва для предвзятости…
— Несомненно, субъективизм присутствует. Например, на этапе Кубка мира в Италии одна из шести сертифицированных докторов из Бразилии очень многих девчонок перевела из 12-го класса в 13-й. В том числе нашу Настю Зудилову, которая всегда выступала в 12-м. Как потом выяснилось, врач расчищала дорогу молоденькой бразильянке, которая в случае отсутствия сильных конкуренток в брассе может претендовать на медаль. Немецкая сборная, кстати, тоже возмущалась.
Или еще пример. В сборную входит Лиза Соломинная — единственная, кто пока не получил допуска вообще. Ей дали статус “ревью”. Мол, мы видим, заболевание действительно присутствует, однако пока даже к 13-му классу отнести нельзя. Ситуация, аналогичная той, что была у Солея пятнадцать лет назад.
— Наших представителей в аттестационной комиссии нет?
— Нет, да и не было никогда. Честно говоря, затрудняюсь сказать, как туда попасть и что для этого нужно сделать. Хотя человека, который был бы там точно на своем месте, знаю. Это Юрий Руденок. Он в нашей команде курирует вопросы документации. Ведь чтобы атлет отправился на международные соревнования, необходимо пройти лечебный осмотр, съездить в Москву, потому что в Минске нет определенной аппаратуры. Короче говоря, требуется кропотливый труд, за который целиком отвечает Руденок.
— Вернуться к работе со здоровыми не тянет?
— А я не бросал ее. Просто, увы, очень многие, пусть и хотят заниматься плаванием, склонны это делать на любительском уровне. Именно для здоровья, а не ради спорта высоких достижений. Хотя одна очень способная девчонка у меня есть — Валерия Смирнова, 2002 года рождения. Чемпионка страны-2018 на дистанции 200 метров брассом. Определенные надежды на нее возлагаю, хотя выход на секунды, которые хотелось бы видеть, пока дается с трудом. Впрочем, тешу себя мыслью, что все возможно.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь