Мини-футбол. Ольга Павлють. 18-е правило — “масло в голове”. Только начинаю его осваивать

21:17, 13 мая 2021
svg image
891
svg image
0
image
Хави идет в печали

Не будем юлить: многие топ-команды рады, что на их матчах будет работать Ольга. В мужскую судейскую обойму она попала как-то вдруг и случайно. Но без понимания игры случайности быть не может. Юноши, девушки, мужики — а потом рефери ФИФА. Бежит Ольга, аки лань, — не зря играла в футбол. Звание мастера спорта получила в качестве защитника, играла в сборной.
История, как Павлють стала рефери ФИФА, удивительная. Женская национальная команда по мини-футболу находилась на сборах в Столбцах, где готовилась к отборочному турниру чемпионата Европы. Ольга была основным голкипером. На электронный адрес БФФ пришло письмо о развитии женского футзала в Европе. Руководство Белорусской ассоциации мини-футбола остановилось на кандидатуре Павлють — только она из девушек судила высшую лигу. Однако в БФФ было сказано, что женщины мужской футзал вроде бы не судят. Тогда генеральный секретарь БАМФ Владимир Завадский предоставил конкретные факты, что женщины-арбитры обслуживают матчи международного масштаба, указав при этом страницы в буклете ФИФА. Аргумент оказался убедительным. При этом ситуация была в режиме цейтнота — последний день подачи документов. Успели. И буквально спустя считанные дни пришло подтверждение вместе со всей полагающейся экипировкой для рефери ФИФА. Спустя полгода Ольга решила завершить игровую карьеру и сосредоточиться на судействе и тренерстве.
Не пообщаться с первой девушкой-рефери ФИФА по футзалу от Беларуси было бы неправильно. Тем более недавно она вернулась с литовского города Ионава, где работала на матчах отборочной группы “А” к чемпионату Европы.

— Судейство… С чего бы вдруг?
— Вопрос и сложный, и простой одновременно. Думаю, главное, чтобы появился в жизни человек, который сделает толчок в то или иное направление. В моей жизни таким был Аркадий Обелевский — мой преподаватель в университете. Тогда в Гродно женской футбольной команды не стало. А я, человек с футбольной душой, искала, чем себя занять, ходила на тренировки с парнями. Вот и заинтересовалась судейством.
У судей непростая работа. Она интересная и сложная. Это меня и подкупило. Виктор Мухлядо, в то время главный судья, привлек к судейству в пляжном футболе, а уже затем порекомендовал в футзал.

— Какими были ваши первые шаги в судействе?
— Начинала с простых студенческих соревнований. И только приобретя судейский опыт, могу утверждать: чем выше уровень соревнований и мастерство футболистов, тем легче судить. Но цена ошибки выше. Аркадий Григорьевич привлекал меня к различным соревнованиям: первенства “Белпочты”, городские и областные Спартакиады, чемпионаты области и города, затем ССУЗов, чемпионаты Беларуси среди МЧС и МВД. Это давало колоссальный опыт для будущей карьеры. В 2008 году даже удалось побывать на судейских сборах по большому футболу и успешно сдать все физические и теоретические нормативы. Но чаша весов перевесила в пользу футбола. А судить мини-футбол и играть вполне допустимо.

— Сразу работали с девушками или парнями?
— Женских турниров практически не было, а на большой футбол даже не засматривалась. Если откровенно, будущее с судейством связывать не собиралась. Сознательную судейскую карьеру провожу с мужчинами. В Беларуси я обслуживала только один матч между женскими коллективами — финал Кубка страны в 2019 году.

— Изначально как позиционировали себя в работе с мужчинами: как рефери или как девушка-рефери?
— Разве об этом задумывалась? Для меня судья, как и врач, — бесполое существо. Поэтому не понимала разницы “мужчина-женщина” — здесь же не это основное. Главное, знать правила, понимать игру, трактовать моменты. Разве есть разница, какой врач поставит диагноз? Возможно, позицию сторонних людей пойму: футбол в принципе не женский вид спорта. Дескать, что она может понимать, это наши мужские разборки. Но, считаю, разницы нет, потому что сама играла и знаю, насколько важно для команд принять верное решение.

— Насколько успешной была футбольная карьера?
— Большой футбол достижениями меня особо не баловал. Первый тренер до сих пор смеется, что я вышла от него, выбивая мяч “пыром”. С десяти лет в футболе. В Лиде тренировки проходили в основном в зале. Отсюда, наверное, и любовь к футзалу. И соревновались в залах. Я много перебрала видов спорта, но остановилась именно на футболе, влюблена в него с детства. Пыталась играть в поле. Жаждала забивать много голов. Но однажды в спортивном лагере почувствовала себя не очень и решила постоять в воротах — получилось и там поиграть. Тренер оценил мое бесстрашие и начал работать со мной именно как с голкипером. Как итог — была признана лучшим вратарем ОДМ в 2003 и 2005 годах, поиграла в молодежной сборной — и на этом все.
Не удалось поиграть в топ-командах и быть чемпионом либо призером. Тем паче с моим ростом в больших воротах делать нечего. В 2010 году вернули команду в Гродно. Я стала играющим тренером, переквалифицировалась в защитника.
После большого футбола начала ездить на различные турниры в составе мини-футбольной команды Калининградской области. И тут поняла: мини-футбол — моя любовь. Многократно признавалась лучшим вратарем и мечтала о появлении соревнований в Беларуси. И вот результат — женская “премьер-лига 5х5”, и я в составе команды “Вортекс”. Мои звездные годы, я порхала и кайфовала от игры. Затем чемпионат Беларуси, и я уже в составе своей собственной команды. Дважды бронзовые призеры, попадание в символическую сборную первого чемпионата страны, выполнение норматива мастера спорта, обладатель Суперкубка, игра в составе национальной сборной. Выступление на пути к финальному этапу первого чемпионата Европы среди женских команд считаю успешным. Вот она благодарность за такое количество лет преданности футболу. Обрела себя в этом виде спорта.

— Одно время вы совмещали игру и судейство. Когда пришло осознание, что пора акцентировать внимание на чем-то одном?
— Опять же совпадение интересов. Все-таки двадцать лет в футболе. Уйти без ничего я не могла. 2018 год преподнес два сюрприза: получение статуса рефери ФИФА и выполнение норматива мастера спорта. Поняла, что этого достаточно и можно строить карьеру в судействе.

— Дебютный матч в высшей лиге среди мужчин запомнился?
— Еще бы! Но, честно говоря, не помню, кто и с кем играл. Судила матч с одним из моих хороших наставников Максимом Дейкало. А запомнился тем, что без сомнений и страха смело просвистела шестой фол. На меня налетели, а я не понимала, в чем проблема. Помню вопрос от Максима: “Ты уверена?” Я ответила: “Да”. Тогда “масла в голове” еще не было. Что видела, то и свистела.

— Колотило?
— Думаю, да. Потому что не было ни одного поединка любого уровня, за который не переживала бы.

— Как изначально относились мужики: “пихали” или сжимали зубы? Со временем ситуация изменилась?
— Ой, да всякое разное было. Как и любого новичка, не только потому что я девушка, фуболисты проверяют на прочность. Главное, не поддаваться на провокации. Игроки, как сверло: до последнего давят, пытаясь вывести тебя на эмоции. Бывало, конечно, когда чисто по-женски хотелось бросить свисток, расплакаться и убежать. Но понимание того, что столько уже пройдено, заставляло доказывать свое место на площадке.
После региональных соревнований уже не так страшно. Там можно было не только о себе многое узнать, но и то, что с тобой собираются сделать. Иногда и с конвоем доводилось уходить.

— Как появилась возможность стать рефери ФИФА?
— Не знаю, что решали в федерации, но на сборах сказали, что подадут мою кандидатуру на рефери ФИФА. Обрадовалась, но не придала значения. Возможно, до конца не понимала, реально ли это?

— Были удивлены?
— Была шокирована, что все случилось очень быстро. Носила наклейку рефери, была в списке судей, но всегда говорила, что статус пойму только после выступления на международном уровне.

— Знание английского — одна из главных основ. Пришлось подтягивать?
— Несомненно. Когда узнала, что я среди рефери ФИФА, сразу же активизировалась. Ходила в студию разговорного английского. Но этого недостаточно — необходима практика. Постоянная прокачка языка — путь к продвижению.

— Но самое главное — это “физуха”. Какие нормативы нужно выдерживать?
— Здесь, как с английским, — само не придет. Чтобы сдавать нормативы, нужен постоянный тренинг. Было проще, когда тренировалась, находилась в тонусе. С окончанием карьеры пришлось переходить на индивидуальные тренировки. Моя работа позволяет иметь доступ к спортивной арене и инвентарю, поэтому основная проблема — перебороть лень. У нас есть фитнес-тренеры в УЕФА и БФФ, которые в любой момент помогут. А поскольку работаю на матчах мужских команд, то и норматив для меня тоже мужской, поэтому нужно заниматься вдвойне.

— Первый выездной матч в Европе?
— Это незабываемо: восторг от получения назначения, эйфория, поток эмоций и чувств. Страх и нервозность сохранялись до стартового свистка. Нас вызвали с еще одним моим наставником — Виталием Ракуцким на матч 1/32 футзальной лиги чемпионов в Андорру на встречу команд “Энкамп” и боснийского “Салинеса”. Для Виталия это был последний международный матч в карьере, а для меня первый. Пост сдал — пост принял. Его поддержка и наставления очень помогли.
Но настоящим испытанием стала следующая поездка. Спустя буквально пару дней после Андорры мне нужно было лететь одной в Мадрид, работать с неизвестными арбитрами. Я была назначена главным судьей на игру сборных Испания — Латвия. Было очень ответственно и волнительно. Этот матч запомнился. Поняла, что работой можно наслаждаться. В итоге за полгода отсудила уже семь встреч на международной арене.

— Вы ездили на евроматчи как в составе женской бригады, так и с нашими парнями. Есть ли в таких ситуациях различие во взаимоотношениях с представителями УЕФА?
— Приходится работать с разными арбитрами, делегатами и инспекторами. У всех отличаются подходы и общение — разные менталитеты. Поэтому каждый выезд особенный.
Главное, что всегда защищена, ты официальное лицо матча, тебя учат объективно принимать решения. Международные матчи — это другой мир, он отличен от нашего.

— А с кем проще работать в паре: с мужчинами или женщинами?
— С первыми проще находить общий язык. Женщин-судей не так много, и опыт работы с ними небольшой. С Ракель из Испании было просто фантастически работать — у нее огромный опыт. Сами понимаете, какие в их чемпионате страсти. Жаль, не удалось поработать с Ирой Великановой из России. Она присутствует в расширенных списках на чемпионат мира. Главное — найти общий язык и действовать в команде, не перетягивая одеяло на себя. Тогда можно смело положиться на любого арбитра.
Есть опыт работы с арбитром из элитной группы Дэниэлем Матковичем. Проще партнера и не придумаешь. Поэтому здесь все зависит не от пола и статуса, а от человека.

— На международной арене все просто. А в нашем чемпионате как делите раздевалку с коллегой-мужчиной?
— И на международной арене порой приходится делить раздевалку. Все эти представления — ерунда. Времени для подготовки достаточно: один переоделся, потом второй. Да и арены позволяют найти место для переодевания.

— Знать правила игры для арбитра — притча во языцех. А что поставите на первое место в так называемом 18-м правиле?
— 18-е правило — “масло в голове”… Я только начинаю его осваивать. Года два назад понятия о нем не имела, не понимала, о чем говорят. Ведь судейство — это не только верная и последовательная трактовка правил, это еще техника и тактика судейства, манера управления игрой. И это может понять далеко не каждый арбитр. “Common sense” — так говорят на английском.

— Каких целей вы хотели бы достичь в судействе?
— Самых высоких. А почему нет? Финалы чемпионата мира или чемпионата Европы, серия Лиги чемпионов. Нужно мечтать и ставить нереальные цели, чтобы шаг за шагом покорять их. Разве все, что я сейчас имею, не было моей мечтой? Может, раньше это казалось несбыточным. Но вот сейчас получаю новый опыт. Счастлива.

— Есть ли судьи, за которыми вы наблюдали?
— В футзале всегда примером были наши наставники, более опытные коллеги. У каждого можно чему-то научиться: стилю, жестам, языку тела. У нас хорошая команда. Максим Дейкало, Миша Прохоров, Виталик Ракуцкий всегда помогают становиться лучше. Знают, когда похвалить, а когда поругать. Я люблю критику, но объективную. На протяжении многих лет формируются стиль и манера, ты рисуешь себя, но берешь многое у других. А в большом футболе наблюдала за работой Пьерлуиджи Коллины и Ховарда Уэбба.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?