Настольный теннис. С трех до нуля, или Надежда на МОК

21:17, 13 мая 2021
svg image
1090
svg image
0
image
Хави идет в печали

Увы, традиция прервется. В том плане, что никто из партнеров нашего ветерана не сумел добиться путевки на Игры-2020. Впрочем, и сам Самсонов ни в чем не может быть уверен — пока его карман пуст.

БЕЛАРУСЬ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ НА ОЛИМПИАДАХ

ИГРЫ ЛИЦЕНЗИИ АТЛЕТЫ МЕДАЛИ
Атланта-1996 2 2 0 (0+0+0)
Сидней-2000 7 5 0 (0+0+0)
Афины-2004 4 5 0 (0+0+0)
Пекин-2008 4 4 0 (0+0+0)
Лондон-2012 3 3 0 (0+0+0)
Рио-2016 3 3 0 (0+0+0)

Слава без медалей
Тоска по советским традициям во многих национальных сборных страны — излюбленное занятие. В давние времена, мол, бесперебойно готовились кадры, способные завоевывать медали на топовых турнирах, включая чемпионаты мира и Олимпиады. Соревнования мастеров малой ракетки — явно не из этого числа. Потому что впервые белорусы дебютировали в них именно после обретения независимости. Даже в Барселоне-1992, где наши спортсмены выступали в составе Объединенной команды, никого из “настольников” не было. Хотя ведь не скажешь, что россияне, которые могли бы теоретически занимать все места в союзной делегации, и тогда, и сейчас были бы сильны в этом виде спорта.
А здесь самостоятельное плавание будто придало внезапный толчок появлению целого ряда одаренных атлетов. Естественно, первым делом вспоминаем уже упомянутого Самсонова, принимавшего участие в каждой Олимпиаде начиная с Атланты-1996. Таким образом, если 45-летний Владимир отберется и на грядущие Игры, они станут для него рекордными для настольного тенниса — седьмыми.
На всех предыдущих он соревновался в одиночном разряде, а на первых двух — еще и в парном. В обоих случаях — в тандеме с Евгением Щетининым. Тем и объясняется относящийся к Сиднею-2000 максимум стартов. Взгляните на приведенную таблицу: пять атлетов завоевали суммарно семь лицензий. Дело в том, что, помимо Самсонова и Щетинина, тогда также объединял усилия женский дуэт Виктория Павлович — Татьяна Костромина, дошедший, к слову, до 1/8 финала — дальше, чем парни.
Горестная тенденция: с Игр-2000 численность наших олимпийцев пикировала вниз. Не стремительно, конечно: в Пекин, как понятно из все той же графики, отправились четыре теннисиста. Причем все были заявлены сугубо в одиночный разряд: Самсонов, Костромина, а также сестры-близнецы Вероника и Виктория Павлович.
Лондон-2012, как и чуть позднее Рио-2016, приняли только трех белорусских “настольников”. Состав был неизменен: Самсонов, Виктория Павлович и Александра Привалова. К дамам, прямо скажем, успехи не приходили.
В отличие от Самсонова. На стыке столетий он имел реноме одного из лучших мастеров малой ракетки на планете. Какое-то время возглавлял рейтинг ITTF. Трижды (1995, 1997, 1999) брал медали в личном первенстве на чемпионатах мира. Одним словом, вполне объективно входил в число претендентов на медаль ОИ. Статус фаворита, к сожалению, по разным обстоятельствам оправдывать не удавалось.
В 1996 году Самсонов в упорной четвертьфинальной борьбе (2:3) уступил будущему обладателю серебра Ван Тао из Китая. Аналогичная ситуация сложилась и спустя четыре года: обидчик белоруса Ян-Уве Вальднер из Швеции, также одержавший над ним победу только в решающей партии (3:2), позже проиграл только в финале.
Думалось, что сильнейшему в стране теннисисту уже никогда не добраться до олимпийского пьедестала. Однако самый осязаемый шанс взойти на него представился, когда особых надежд и не было — в 2016-м. Тогда Владимир одолел Кристиана Карлссона, Пола Дринкхолла и Дмитрия Овчарова с одинаковым счетом 4:2, причем последнего — уже играя с травмой ребра. Легко предположить, что во многом именно она помешала Самсонову зацепиться за медаль. Сначала в полуфинале против китайца Чжан Цзике (1:4), затем — в поединке за третье место с японцем Дзюном Мизутани (1:4). Травмы стали преследовать белоруса все чаще…

Один за столом
Календарь отборочных состязаний для попадания в олимпийский Токио предлагался достаточно широкий. Это и командный чемпионат мира, где предоставлялась наилучшая возможность завладеть несколькими индивидуальными пропусками в японскую столицу, и Европейские игры, и планетарная, и континентальная квалификации. Последняя, она же заключительный лицензионный турнир, завершилась в конце апреля в португальском Гимарайнше. И вместе с тем подвела черту под неутешительной действительностью: белорусская сборная осталась без билетов на Олимпиаду.
На прекрасную половину команды, безусловно, расчет был закономерно меньший. Особенно после того, как в 2019 году приняла решение завершить карьеру Виктория Павлович — спустя шесть лет после сестры. Она, собственно, и не мыслила о том, чтобы самой полететь в Страну восходящего солнца, в чем изначально признавалась, — просто рассчитывала помочь команде и подругам обзавестись лицензиями. Это не удалось, в связи с чем девушкам надлежало искать индивидуальные лазейки. Ни Дарья Триголос, ни Надежда Богданова, ни тем более Екатерина Боровок задачу не выполнили.
Весьма схожая диспозиция и у мужчин. За лицензии спорили фактически четверо: Самсонов, Александр Ханин, Павел Платонов и Глеб Шамрук. Ханину, теперь 22-летнему спортсмену, в начале текущего олимпийского цикла раздавали немало авансов. В юниорском возрасте он демонстрировал достаточно высокие результаты на международной арене, отчего существовала надежда, что в ближайшем будущем Александр выйдет на уровень твердого второго номера команды, каким некогда был Щетинин, не испытывавший в конце 1990-х проблем с отбором на Игры. Не вышло: роль второго после Самсонова как раз таки за собой теннисист закрепил, однако переход во взрослую категорию до сих пор дается с трудом. Вот и результат — отсутствие лицензии в Токио. Равно как и нет их у его товарищей по сборной. На ответственных стартах до ключевых стадий, где и вручаются заветные приглашения, не доходил никто.
Это не касается Самсонова, который доныне не уверен в попадании на Олимпиаду. Возможно, у него все удалось бы, но в мировой и старосветской квалификациях он участия не принимал. Причины обыденны для его ветеранского возраста: перестает тревожить одно — начинает другое. В частности, сейчас Владимира беспокоит плечо. Конечно, представься шанс, он найдет в себе силы выступить в Токио. Представится ли?
Безо всякого риска сглазить, отметим: скорее всего, да. Для тех, кто не обналичил вакансии, сохраняется последняя возможность, и заключается она в следующем. Международный олимпийский комитет (МОК) на свое усмотрение, хотя основываясь на мировом рейтинге, вручает оставшиеся восемь квот тем, кто пока их не удостоился. Их обладателями не обязательно станут наиболее высоко расположившиеся в соответствующей табели о рангах — учитываются прошлые результаты, в том числе на топовых турнирах, а также репутация спортсмена.
Благо с этим у Самсонова порядок. Он — один из самых известных джентльменов не только в пинг-понге, но и в спорте вообще. Это раз. Славен благотворительской деятельностью — два. И три: регалий имеет больше, чем многие вместе взятые, кто находится рядом в рейтинге. Наконец, даже если не учитывать изложенное, Владимир все равно входит в необходимую зону по спортивному принципу. Есть подозрение, что именно поэтому он не форсировал во что бы то ни стало восстановление к той самой континентальной квалификации — ибо держал в уме путь отбора через расположение МОКа.
Финальный перечень будущих олимпийцев, как заявляется, опубликуют в начале июня. Тогда и прояснится, найдется ли в нем место для Самсонова. Хотя даже в таком случае ни один смельчак не решится прогнозировать белорусу выход хотя бы в четвертьфинал.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?