ЧЕ-2020. Свой взгляд. Плавильный котел
А затем преподнесла настоящую сенсацию, выбив из розыгрыша чемпионов мира французов. Пожалуй, эта победа — величайшая в истории швейцарского футбола.
Альпийцы регулярно пробиваются на топ-турниры — за последние 17 лет они пропустили лишь EURO»2012. “Нати” нередко выходит из группы, но раньше постоянно вылетала в первом раунде плей-офф. На чемпионате Европы-2016 центральноевропейская дружина в 1/8 финала уступила по пенальти полякам, а два года спустя на мировом первенстве в России на аналогичной стадии минимально проиграла шведам — 0:1. Однако сейчас этот барьер наконец взят.
Особенность нынешней “Нати” — в предельной мультиэтничности. Швейцария сама по себе многонациональная страна: не зря в ней четыре государственных языка — немецкий, французский, итальянский и ретороманский. Но сейчас этот плавильный котел подвергается значительному внешнему воздействию. Хотя Швейцария никогда не была колониальной державой вроде Великобритании, Франции или Португалии, а ее правительство регулярно вводит ограничительные меры для желающих переселиться в страну, в наши дни ее население на четверть состоит из иностранцев.
Правда, нельзя сказать, что состав сборной полностью отражает происходящие в обществе процессы. Ведь большинство иммигрантов в Швейцарии — выходцы из Германии, Португалии, Италии, Франции и других довольно благополучных европейских стран. Косовская община — лишь пятая по величине, а сербов, боснийцев, турок, африканцев и иже с ними еще меньше. Однако в национальной команде значительные роли играют именно футболисты балканских и неевропейских кровей.
Их родители бежали в сытую Швейцарию от войн и неустроенности в своих странах, и для детей футбол стал средством выбиться в люди и обеспечить себе комфортную жизнь. Джердан Шакири родился в Косово, но в раннем детстве переехал с семьей в район Базеля. Гранит Джака — также потомок косовских албанцев. Адмир Мехмеди появился на свет в Северной Македонии, но по национальности и он албанец. Родители Хариса Сеферовича из Боснии и Герцеговины, а Марио Гаврановича — боснийские хорваты. У Эдимилсона Фернандеса корни в Кабо-Верде, у Рикардо Родригеса — в Испании и Чили, отец Рубена Варгаса — из Доминиканской Республики. Брель Эмболо родился в Камеруне, но его родители развелись, мама уехала во Францию, где вышла замуж за швейцарца, — так семья переехала в Базель. У Мануэля Аканджи отец из Нигерии, а мать — швейцарка, у Дениса Закарии отец из Южного Судана, а мама из Конго. И это еще не полный список…
В общем, у каждого футболиста своя семейная история, порой непростая. Но сейчас все они объединены под красно-белым швейцарским флагом. Это вполне законно: в сборную берут лучших, а так получилось, что выходцы из иммигрантских семей здорово играют в футбол. В хоккее, например, ситуация другая: там на ведущих ролях в сборной именно “коренные” представители альпийского государства.
Впрочем, есть такие и в футбольной команде. На ведущих ролях в “Нати” голкипер Янн Зоммер, среди ассистентов нет равных Стивену Цуберу, в защите уверенно действуют Нико Эльведи и Сильван Видмер. Но в целом сборная Швейцарии символизирует футбольную глобализацию даже сильнее, чем поверженные ею французы, которые обычно больше всех ассоциируются с этим трендом. Хорошо это или плохо — пусть каждый ответит сам. Как есть, так есть — таковы современные реалии. Но вряд ли кто-то из жителей Швейцарии согласился бы променять сенсацию в матче с “трехцветными” на возможность наблюдать за “чистокровной” национальной командой. Более того, такие победы объединяют нацию. На каком бы языке ни говорили дома жители страны, какую бы религию ни исповедовали, вечером в понедельник многие из них чувствовали сопричастность к Швейцарии больше, чем в обычные времена.
Состав альпийцев не назовешь звездным. Да, Шакири выступает в “Ливерпуле”, Джака — в “Арсенале”, но остальные игроки до суперклубов не дотянулись. Тот же Сеферович, так здорово проявляющий себя на нынешнем EURO, уже четыре года защищает цвета “Бенфики”, а до этого три сезона провел в “Айнтрахте”. Гавранович и вовсе предпочел строить карьеру на родине предков — он регулярно забивает за загребское “Динамо”. Удачной игре Цубера не перестает удивляться российская пресса — в свое время этот парень ничем не проявил себя в ЦСКА, да и в различных клубах Германии потом выходил на поле нерегулярно.
Тем не менее швейцарцы играют не на родине за “Цюрих” и “Базель”, а в более сильных чемпионатах. Многие из них представляют бундеслигу, а “Боруссия” из Менхенгладбаха стала чуть ли не базовым клубом “Нати”. Так повелось еще с тех пор, когда “жеребцов” тренировал Люсьен Фавр. Зоммер, Эльведи, Закария, Эмболо — все они выступают за гладбахцев. Уже упомянутый Цубер провел минувший сезон в “Айнтрахте”, Мехмеди — в “Вольфсбурге”, Варгас — в “Аугсбурге”. В Италии не последние роли играют Фройлер (“Аталанта”) и Родригес (“Торино”). То есть клубное представительство у швейцарцев довольно солидное — хотя и недотягивает до уровня признанных грандов.
Но в успехе команды велика роль не только тех, кто выходит на поле. Главным архитектором победы над французами стал рулевой Владимир Петкович, воплощающий амбиции, упорство и уверенность в себе. При счете 1:3 он отказывался верить, что все кончено и его настрой передался футболистам. Коуч привык настраивать игроков на победу, атакующий футбол и активный прессинг — пусть даже это не всегда получается.
Петкович — такой же продукт глобализации, как многие его подопечные. Он родился в Боснии и Герцеговине, входящей тогда в состав единой Югославии, но в 1987 году эмигрировал в Швейцарию и впоследствии получил гражданство этой страны. Он владеет семью языками, причем неплохо говорит на русском, который учил еще в сараевской школе.
Когда Владимир стал у руля сборной Швейцарии в 2014 году, считалось, это ненадолго. Но босниец вывел “Нати” на три подряд крупных турнира, причем в каждом из них команда преодолела групповой барьер. Во главе альпийцев он провел уже 77 матчей, повторив “вечный” рекорд легендарного наставника 1930-1960 годов Карла Раппана. Четвертьфинал с испанцами станет для Петковича поединком номер 78, и он установит единоличное достижение…
Казалось бы, такого персонажа должна любить вся нация. Но в прежние годы в его адрес звучало немало критики. Пресса упрекала его в холодности и необщительности — так, на следующий день после поражения от шведов на мундиале-2018 Петкович отказался давать интервью. Журналисты из немецкоязычных регионов (а их в стране большинство) были недовольны, что Владимир предпочитал общаться по-итальянски. Хотя Петкович давно обосновался в италоязычном кантоне Тичино — к слову, в 1990-х годах он совмещал там футбольную деятельность с работой в благотворительной организации “Caritas”.
В общем, любимчиком СМИ этого тренера не назовешь. Но, может, сейчас все изменится? Швейцарцы раньше никогда не побеждали сборную Франции на топ-турнирах, однако шокировавшая футбольный мир победа в Бухаресте явно придала им сил. Конечно, вряд ли “Нати” станет чемпионом Европы — велика вероятность, что уже испанский барьер в четвертьфинале окажется ей не по плечу. Однако в любом случае команда заслуживает хороших оценок за выступление на EURO. Теперь все знают: в Швейцарии есть не только вкусные сыр и шоколад, надежные банки, красивые горы и альпийские луга, но и сильная футбольная сборная.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь