На пути к Токио. Велоспорт. Поколение Last
Потому что при всем уважении к Елене Омелюсик и тем более Александру Рябушенко их не назовешь претендентами на награды. Как среди главных, так и в числе тех, кто может преподнести сюрприз.
Берет тоска…
Если касаться исключительно шоссейного варианта велоспорта, то первым представителем БССР, принявшим участие в Олимпиаде, был Александр Дохляков — в Мехико-1968. Он входил в советский квартет, который занял девятое место в 100-километровой командной гонке.
Внутренний отбор в аналогичной дисциплине накануне Монреаля-1976 прошел Владимир Каминский. Заявленная в итоге союзная четверка вышла многонациональной: наш Каминский, эстонец Ааво Пиккуус, россиянин Валерий Чаплыгин и украинец Анатолий Чуканов. Борьба с поляками была упорнейшей, однако завершилась в пользу атлетов из СССР. Таким образом, Каминский стал обладателем золота.
Спустя четыре года его примеру последовал другой белорус — Олег Логвин. Причем их даже могло быть двое. Всерьез на попадание на Игры по спортивному принципу отбирался Александр Кисляк, чемпион-1980 СССР в гонке на время, хотя тренерский штаб принял иное решение. В итоге только борисовчанин Логвин был включен в обновленный квартет для шоссейной гонки. На сей раз равных советскому квартету не было совсем — и второй воспитанник нашей велосипедной школы вернулся с главного старта четырехлетия с самой ценной наградой в карьере.
Игорь Сумников и Игорь Пастухович представляли соответственно еще союзную сборную в Сеуле-1988 и Объединенную команду в Барселоне-1992 в шоссейной четверке. Ни тот ни другой до призов не добрались. Хотя четвертое место, на котором финишировал вместе с партнерами тогда Пастухович, — результат, по которому доныне приходится ностальгировать. Потому как больших успехов на Олимпиадах у белорусов на шоссе нет. Хотя и гонщики с именем имелись, и побед на прочих стартах добивались, а вот на ОИ — никак.
На убыль до удручающего нуля пошли не только медали. Постепенно сокращалось и количество путевок на страну. В суверенной истории максимум относится к Атланте-1996 — шесть человек, минимум, то есть отсутствие — к Сиднею-2000. Повторение той квалификационной неудачи не грозит — в связи с тем, что теперешние правила квалификации, на которых подробнее обязательно остановимся, вручают по одной вакансии абсолютно всем желающим, чьи граждане хотя бы время от времени появляются на стартах международного календаря. Иначе говоря, чтобы не попасть в заявку, нужно просто не захотеть.
В хвосте пелетона
Вскользь этой темы мы касались в прошлую пятницу, а развернуто говорили в материале “Пике белорусских шоссейников: от побед до выжженной земли” в номере “ПБ” от 30.06.2020. Ключевой посыл: прямо сейчас в этом виде спорта у нас времена непростые, ибо одаренных атлетов все меньше, а участие на топ-соревнованиях сродни победе, так как туда еще необходимо отобраться, с чем ранее не возникало никаких препятствий.
Раньше вообще не было забот, чтобы сформировать заявку на чемпионаты мира или Олимпиады. Даже существовала конкуренция, потому что в командах Профессионального (а позже его преемника Мирового) тура имелось довольно белорусских гонщиков — Александр Усов, Александр Кучинский, Евгений Гутарович, Константин Сивцов, Василий Кириенко, Илья Кошевой… Спринтеры, раздельщики, специалисты однодневок и гор. В зависимости от рельефа можно было даже варьировать тактику, не говоря уже о том, чтобы делегировать на групповую шоссейную гонку по четыре (в худшем случае — три) человека. Да, к наградам это не приводило, но было пространство для маневра, иллюстрирующее, что не все так плохо в нашем шоссейном хозяйстве.
А вот в нынешнем цикле ситуация круто поменялась. Понятное дело, век чемпиона мира в гонке с интервальным стартом Кириенко был не вечен, однако он внезапно завершил карьеру из-за проблем с сердцем, чтобы работать на благо отечественного велоспорта в качестве тренера. Константин Сивцов схлопотал четырехлетнюю дисквалификацию. Гутарович завершил карьеру еще раньше — что любопытно, он, как и Кучинский, пробует вести к успехам созданный в 2013 году клуб “Минск”. Получается не сказать чтобы слишком здорово.
Вряд ли кто-то поспорит: квинт- эссенция работы — это число спортсменов, взращенных для элитных команд. А таковые, увы, отсутствуют. В который раз констатируем: помимо Александра Рябушенко, в 19 коллективах Мирового тура сейчас наших парней больше нет. Соответственно, и оспорить его право стать единственным олимпийцем в Токио-2020, по сути, никто не может — не тот, что называется, уровень. Возможности могли бы быть, затянись восстановление Рябушенко после травмы. Но он нынче в строю, пусть и доверием в “Эмирейтс” не обличен — наиболее рейтинговые состязания пропускает.
К слову, о рейтинге. Для того чтобы заполучить две вакансии на групповую гонку, Беларуси требовалось располагаться в так называемом Кубке наций на позициях с 22-й по 32-ю. Не удалось — на момент заморозки квалификационного рейтинга она оказались на 33-м месте. Как итог — та самая скромная одна лицензия.
Что касается женщин, то здесь мы на протяжении целого десятилетия связываем надежды исключительно с одной персоной — Омелюсик. Если у прочих мужчин существовали хотя бы теоретические шансы отнять у Рябушенко билет в Страну восходящего солнца, то, приключись некий форс-мажор с Омелюсик, найти ей замену, кажется, было бы невозможно. Так и живем.
БЕЛАРУСЬ В ВЕЛОШОССЕ НА ОЛИМПИАДАХ
ИГРЫ | АТЛЕТЫ | МЕДАЛИ |
Атланта-1996 | 6 | 0 (0+0+0) |
Сидней-2000 | 0 | 0 (0+0+0) |
Афины-2004 | 3 | 0 (0+0+0) |
Пекин-2008 | 4 | 0 (0+0+0) |
Лондон-2012 | 4 | 0 (0+0+0) |
Рио-2016 | 3 | 0 (0+0+0) |
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь