Мини-футбол. Дмитрий Некрашевич. Сказал ребятам, чтобы забыли про установку и били, кто как считает нужным. Сработало!
За двенадцать лет железнодорожники стали серебряными (2011 год) и дважды бронзовыми (2013, 2021) призерами чемпионатов страны. Также были завоеваны Кубки Беларуси (2014, 2020). Один из основателей “БЧ” — Дмитрий НЕКРАШЕВИЧ. Первое время был играющим тренером, затем переключился на административную работу. Не сказать, что на протяжении ряда лет тренеры часто менялись. Были Эдуард Деменковец, Александр Даниленко, Алексей Попов, Дмитрий Камеко… Предыдущий год Некрашевич отработал самостоятельно — бронза! При этом в начале сезона пришлось столкнуться с перекройкой состава.
— Дмитрий, как в вашей жизни возник мини-футбол?
— Начнем с того, что отец постоянно играл на любительском уровне. Все происходило на моих глазах, вместе смотрели телетрансляции. Я родился в Рогачевском районе, потом переехали в Петриковский, на его родину. И в 1983-м обосновались в Новой Гуте. Папа купил мяч, мы с парнями играли даже по колено в снегу. Тогда азы футбола лет до 14-15 я постигали во дворе.
Однажды решил попробовать самбо, но до зала нужно было добираться на автобусе, который ходил редко. Не успел — топой пешком два километра. Как-то опоздал — на этом самбо закончилось. Да, был еще картинг. Но его нужно было ремонтировать, а отмываться от мазуты то еще удовольствие. И если честно, к мячу был больший интерес.
— Всегда принято вспоминать первых тренеров…
— Александр Васильевич Сойчик. В 1994 году в Новой Гуте построили спортивный комплекс, была создана ДЮСШ, в которую входило отделение футбола. Тогда тренер только окончил БГУФК и приехал к нам по распределению. Поначалу ажиотаж был огромным, потом немного спал: кто-то выбрал иную секцию, кто-то уехал учиться в другой город. Нас стало меньше, мы начали больше времени проводить в зале. Тем не менее Сойчик сумел привить интерес к футболу, в том числе и зальному.
— Помните первую награду?
— Для меня не так важна медаль, как процесс ее добывания. Вручили, поздравили, дома в коробочку спрятал. Иногда перебираешь награды и вспоминаешь людей, места, которые связаны с ними.
— Как складывалась карьера?
— Профессиональной она не стала. Меня приметил тренер СДЮШОР-8 Виктор Дмитриевич Рыбин, который занимался с ребятами 1979 года рождения. Предложил тренироваться в Гомеле, перевестись в другую школу. Учился я хорошо. Дома решили ничего не менять. Поскольку до города 30 километров, то зимой ездил только на игры, участвовал в “Хрустальном мяче”. Хотел подать документы в университет имени Скорины, но годом ранее друг поступил в БГУФК, рассказывал, как в Минске классно. Я тоже решил покорять столицу. Но когда приехал и столкнулся с бытом, запал немного сник. А в Гомеле предлагали попробовать в ЗЛиНе, помочь с учебой в универе. Но хотелось в Минск.
Куратором был Юрий Федорович Мохов. Легенда! Такой позитивный наставник, историй из жизни — кладезь. Ему тогда было около 70, и он с нами “пулю” гонял. Не хотелось вникать в теорию. Придешь, минут тридцать послушаешь — и все, мне нужна “движуха”: “Федорович, пойдемте практикой займемся”. В ответ: “Тут Некрашевич предлагает уделить больше внимания практике. Никто не против?”
По его протекции я попал в ДЮСШ “Олимпия” к Борису Михайловичу Лазарчику. Там одно время тренировался с Димой Молошем. С Антоном Ждановичем, который сейчас судит высшую лигу по “минику”.
В БГУФКе познакомился с Андреем Толмачем. У него никогда не было никаких “понтов”, спокойный и уравновешенный. С ним всегда было приятно общаться. Он закончил карьеру из-за травмы, остался работать на кафедре и начал тренерскую карьеру в БГУФК-“Моноракурсе”. С тех пор постоянно общаемся.
— Чем же все-таки привлек зальный футбол?
— Впервые попал на матчи мини-футбольного чемпионата, когда играли по туровой системе на площадке БНТУ — шесть-семь матчей в день. Застал лучшие годы “Симурга” и “Дорожника”, ВА-БГУ, новополоцкого “Белавтосервиса”, молодечненского “Металлурга”, ЦКК. Тогда и заинтриговал мини-футбол. Играли на первенстве кафедры. В команде на два курса младше были Дмитрий Агейчик, Сергей Складановский, Алексей Попов. Даже Александр Глеб “пылил”.
Вернулся домой, полгода проработал с малышами в ДЮСШ — и в армию. Мальчишки пришли провожать, висели на заборе военкомата — чуть не до слез растрогался. Кстати, в армии без футбола не остался — на первенстве вооруженных сил по мини-футболу в “Уручье” стал серебряным призером. В том же году в составе “Слуцка”, выступавшего в чемпионате Минской области, стал чемпионом. Мне тогда выписывали маршрутный лист для тренировок.
— Предшественником “БЧ” была команда СМП-354, которая начинала свой путь с первой лиги. О титулах думали?
— Я устроился на комбинат “Сож”. Директор Анатолий Алексеевич Татаринов захотел создать футбольную команду. Ему подсказали, что есть такой Некрашевич. Собрали ребят, начали тренироваться, заявились в чемпионат области, играли с 2005-го по 2007-й. Три года были в призерах, дважды брали Кубок. Никак не могли одолеть Речицу, потому что там играли Серега Пырх и еще половина “Ведрича”. Тогда мы с Костей Кусковым познакомились. Благодаря ему и попал к железнодорожникам.
— Есть легенда, что СМП-354 — не единственная причина вашего переезда в Гомель.
— СМП и “БЧ” появились благодаря супруге. Я жил в Новой Гуте. Она работала в областном управлении спорта. Я приехал сделать дозаявку команды. Узнал телефон девушки, пригласил на свидание. Но она поставила ультиматум: если возникнут отношения, я должен переехать в Гомель. Это одна из главных причин, почему серьезно отнесся к созданию команд. Она послужила двигателем. А в СМП поспособствовал начальник Николай Владимирович Криволап. Команда предприятия участвовала в отраслевых соревнованиях. Я начинал подсобным рабочим, охранником, затем инструктором по спорту. Костяк состоял из футболистов, игравших в “Соже”. В следующем сезоне выступали в турнирах как в большом, так и в мини-футболе. Редко оставались без наград. Даже витрину пришлось купить, чтобы трофеи ставит.
Осенью 2008-го выиграли Кубок регионов, предложил руководству выйти на новый уровень. Познакомился с Владимиром Завадским, который порекомендовал заявиться в первую лигу по мини-футболу. Уже в следующие выходные после финала Кубка команда СМП-354 стартовала. Я был и тренером, и администратором. В первом же сезоне, в 2009-м, выиграли первую лигу. Вопрос об участии в высшей даже не стоял — только за. Тем более тогда состав пополнили опытные гомельские игроки Дима Кацубо, Дима Гончаров, Андрей Титаренко, Игорь Черняк, Леша Чеховский, Игорь Громыко.
— Кто сейчас MVP команды?
— Есть своеобразный символ, который прошел путь от рабочего СМП до капитана команды — Костя Кусков. Человек рос с командой, а команда росла с ним.
— В предыдущем сезоне спустя практически полтора десятка лет вы стали у руля.
— Мне трижды предлагали. Я оценивал возможности и отказывался. Сначала, когда уходил Саша Даниленко. Для новой команды нужен был опытный тренер. После ухода Саши необходимо было все организовывать заново. Связался с Сергеем Гупаленко, затем состоялся разговор с Алексеем Поповым. Он проработал год и ушел в “Витэн”. Снова поступило предложение. Но я год следил за покровским “Титаном” и за Дмитрием Камеко. Почувствовал, что мы на одной волне. В итоге разделили обязанности. Считаю, отработали продуктивно. Ну а в третий раз дал согласие возглавить команду.
— Что нужно тренеру в первую очередь?
— Профессиональное построение плана тренировок, игр, быть коммуникабельным, стремиться добиваться результата. От каждого из тренеров взял многое. От Эдуарда Деменковца — задор, амбициозность, импровизацию. Он не мешал ребятам. У Саши Даниленко другой подход. Я его увидел с кипой конспектов. Он, когда играл, начал все записывать. Все было разложено по полочкам, каждый знал свое место. Дима Камеко пришел и сразу сказал: “Мы будем бороться за чемпионство”. У многих эти заявления вызвали улыбку. Но он с ходу заразил идеей. К тому же амбиции были подкреплены игрой. Если вначале нас не ставили в один ряд с фаворитами, то затем мы заставили с собой считаться.
— Бронза “БЧ” неожиданная?
— А никто не ожидал. У нас ушли пять человек. Появились пробелы, старались их устранить. Да, мы выступали на том багаже, который остался после Камеко. Не было времени и смысла перестраиваться. Не было номинальных защитников. Но хотелось сыграть не хуже, чем в прошлом году. Считаю, и в Кубке мы выглядели достойно и могли показать результат.
— Принципиально было обыграть бывшего тренера “БЧ”?
— Нет. Не всегда получается сразу после матчей просто пообщаться с коллегами. Позднее созваниваемся, поздравляем друг друга.
— Какая она, “бронзовая” раздевалка команды?
— Песни пели. Я пришел, музыка звучит — подключился. Все пели “L»One” “Мы покоряем Марс”. Перед матчем ее включил Сергей Силивончик, сказав, что это будет наша тема. Эмоций не было, все осталось в игре. Столкнулся, что игроки знают об уходе в другие команды. Опасался, что будут играть не в полную силу. Но парни — профессионалы, ноги не убирали. Всем спасибо и успехов в карьере.
— Как можно мотивировать парней в матче за бронзу?
— Сказал, что от нас никто не ожидает результата. Надо завоевать медали спустя девять лет. Даже с “Витэном” не все было безнадежно. А в серии со “Столицей” я помнил ситуацию прошлого года, когда команда под руководством Камеко уступила в полуфинале ВРЗ. Информация о его уходе была — и команда оказалась подавлена. А теперь уже у “Столицы” ощущались проблемы психологического характера. Мы же ухватились за свой шанс. Последняя игра — идеал для болельщика, а мне дополнительные седины. Пропустить семь в решающем матче и завоевать бронзу — нужно постараться.
— Показалось, что серию пенальти в последнем матче вы не смотрели.
— Так и было. Просто сказал ребятам, чтобы забыли про мою установку и били, кто как считает нужным. Сработало!
— Приметы?
— Думаю, это не влияет. Если умеешь играть, побеждай. Кто-то выбирает шнурки, кто-то не ест в этот день, кто-то спит дольше положенного. К примеру, Денис Гуменюк говорил, что ложился спать ровно за 12 часов до игры. То есть в шесть вечера игра — значит, он в шесть утра ляжет спать. Но это больше вопрос режима. А так у каждого свои заморочки.
— Есть футбольная жизнь и личная. Какая служит катализатором?
— О роли супруги и отца в моей жизни мы уже вспоминали. Сын и дочь также спортивные. Парень — точная копия меня, дочь к мячу также неравнодушна.
— “БЧ” образца сезона-2021/22?
— От бронзовых наград немного тревожно. Все будут ждать повторения результата. Ушли четыре основных игрока. Как их заменить — план на будущее. Пополнят команду Олег Носаль, Ваня Новский. Скорее всего, вернутся Дима Гончаров и Егор Чипулис. Был разговор с Димой Клочко, Димой Шамли, Арчилом Себисверадзе, но пока говорить о подписании кого-то из них преждевременно.
— В городе две железнодорожные мини-футбольные команды. Как удается конкурировать?
— Конкуренция — двигатель совершенствования, мотиватор. Мы разные команды, со своими историями и традициями. Соперничаем только на площадке, за ее пределами у нас нормальные отношения.
— Как обстоит ситуация с железной дорогой?
— Все члены команды “БЧ” — штатные сотрудники культурно-спортивного комплекса РУП “Гомельское отделение Белорусской железной дороги”. Мы отраслевая команда. Вопрос структуры и объема финансирования не в моей компетенции. Если сравнивать бюджеты ВРЗ и “БЧ”, то у меня нет информации. Да и никогда не интересовался этим. Но если на протяжении шести лет состав ВРЗ практически стабилен, думаю, футболистов все устраивает.
— Из кого складывается болельщицкий десант?
— Контингент разный: старожилы, железнодорожники, молодежь, родственники, руководство. Кстати, хотелось, чтобы наш фан-сектор возродился и поддерживал команду, как и раньше.
— Насколько легко в клубе расстаются с игроками?
— Мне тяжело. Несмотря на время, проведенное в команде, важны вклад в достижения, отношения в коллективе. Но если игрок получает более выгодное предложение, понимаешь: это его решение. Морально трудно прощаться по собственной инициативе. Кажется, оставил бы всех, но понимаешь, что нужно двигаться дальше.
— Ставка делается на местных или приглашенных?
— Скорее на командные взаимодействия. Понятно, что в каких-то ситуациях полагаешься на более опытных. Если говорить о молодых, возникают сложности. Мало мини-футбольных школ, одаренные игроки выступают либо за команды лицензирования гомельских футбольных клубов, дубль, либо уезжают в другие футбольные команды.
— Насколько “БЧ” долгоиграющий проект?
— Хочется, чтобы он существовал как можно дольше. Чтобы появились группы подготовки юношей для первой команды. Чтобы трибуны “Локомотива” заполнялись, а футболисты радовали болельщиков зрелищной игрой.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь