Мини-футбол. Юрий Поклад. Четверть века в футзале
Карьера шла по синусоиде. После зала вновь довелось вернуться на большие стадионы.
С Покладом можно беседовать долго — и под диктофон, и просто за чашкой кофе, как говорится, не для прессы. Но кое-что мы решились вынести на всеобщее обозрение.
— Юрий Леонидович, давайте по-честному: трудно было оставлять мини-футбол и тренерскую работу?
— Я окончил БГАФК (Сейчас БГУФК. — “ПБ”.) в 1991 году и получил диплом тренера-преподавателя по футболу. Тогда был действующим футболистом, хотел играть. А тренером могу себя назвать с тех пор, как почувствовал, что мне это нравится, — примерно 2004 год. Теперь работаю в структуре “Динамо-Минск”.
— Что подтолкнуло перейти в мини- футбол?
— Я закончил с большим. Последней командой был “Шахтер”, а до этого “Торпедо”-БелАЗ и “Нива” из Самохваловичей, которая затем стала “Даридой”. Почему закончил? Случился психологический спад, поэтому принял такое решение. Наступил момент, когда ничего не получалось. Это были 1993-1994 года.
— А как возник мини-футбол и МАПИД?
— Я жил возле стадиона МАПИД. С детства играл там с друзьями. После команд мастеров меня позвал Владимир Богданов. Участвовали в производственных спартакиадах, занимали высокие места, а затем решили заявиться в первую лигу по мини-футболу, поскольку участвовали в любительских турнирах и у нас получалось неплохо. Мини-футбол затянул, и я отдал этому виду десять лет.
— Что подтолкнуло оставить зальную разновидность?
— Всегда интересовался футболом. Следил, общался с коллегами и специалистами. Еще в 1990-х познакомился с Олегом Дулубом, когда он завершил карьеру, а потом участвовал в различных мини-футбольных турнирах. В 2016 году у меня случился определенный перелом ментального характера. Проиграли в плей-офф ВРЗ, и произошло переосмысление того, что я делаю не так. Написал заявление об уходе: с таким составом команда не имела права вылетать на ранней стадии, поэтому взял всю ответственность на себя.
Некоторое время был тренером-консультантом в УВД-“Динамо” — мини-футбол никак не отпускал. Но параллельно плотно общался и с футбольными специалистами. И внезапно Олег Дулуб пригласил в “Карпаты”. Для меня это был новый вызов. Понимал, что нужно расширять кругозор, диапазон знаний, поэтому долго не раздумывал. Тем более находился в творческом поиске.
— Чемпионство с “Витэном” случилось в последнем сезоне, когда играли в регулярном чемпионате. Что в дальнейшем пошло не так?
— Затем мы проиграли два финала — “Столице” и “Лидсельмашу”. Это были 2014-й и 2015-й. Оба проигрыша — разные истории. Поражение от “столичников” считаю стечением обстоятельств — уступили в серии пенальти.
— Как полагаете, что наиболее дорого: стать победителем “гладкого” чемпионата или выиграть в серии плей-офф?
— Сравнивать, по сути, два разных турнира — дело неблагодарное. Но, считаю, плей-офф дал правильный толчок для развития белорусского мини-футбола. У нас стало больше игр “от ножа”, где решается практически все. Заметьте: все топовые чемпионаты проводят в подобном ключе. А чемпионат Беларуси смело готов включить в когорту “топ”. Понятно, что у нас своя специфика. Но, перейдя на режим нокаут-раунда, мы начали моделировать европейский формат. Появились игровое напряжение, градус, ажиотаж — это здорово!
Стать чемпионом по итогам “регулярки”, значит проделать огромную работу. Но здесь нужно выстраивать иную стратегию. В “гладком” чемпионате право на ошибку хотя бы один раз есть. В плей-офф — тоже. Но в плей-офф проиграл один раз — и уже чаша весов на другой стороне, игроки начинают нервничать. В чемпионате есть вариант, что конкурент оступится на ровном месте. Разумеется, на это не рассчитываешь, но футболисты подобное держат в уме. А плей-офф — все в твоих головах, руках и ногах. И, естественно, режим подготовки к матчам на вылет совершенно отличается. Если изначально играем раз в неделю, то затем два-три раза. Понимаете, что восстановление другое.
Еще заострю внимание: выиграть золото в чемпионате и в плей-офф — разная специфика. Заметил, что в других странах под плей-офф даже подбирают новых игроков, способных делать результат в короткий промежуток времени.
— В бытность главным тренером “Витэна” ваша команда была пилигримом — Минск, Витебск, Лужесно, Александрия, Могилев… Такая геолокация сказывалась на игре? Комфортно было команде?
— В Лужесно выступали в основном, когда жили в Витебске. В Могилеве — когда тренировались в Минске. На протяжении пяти лет, которые я провел в “Витэне”, существовала своя специфика. В Витебске было позитивно. Команда представляла город, были свои болельщики, хотя до Лужесно, который находился за пределами города, не всем удобно добираться. Тем не менее трибуны были полные. Но это, скажем так, проба пера, потому что в Витебске не было игрового зала, который соответствовал бы требованиям высшей лиги. Однако для решения высоких задач хотелось иметь лучшие условия. Хотя про Лужесно ничего плохого не скажу.
— Почему возник вариант со столицей? Неужели действительно минская “прописка” могла завлечь легионеров?
— Конечно! При общении с легионерами, когда они слышали город Минск, диалог становился намного проще. Приведу пример. Хотели подписать игрока сборной Сербии — фамилию называть не буду. Услышав название команды “Витэн”, он отказался. Но когда сказали, что его семья будет жить в Минске, через минут пятнадцать согласился. К сожалению, не сошлись по финансовым условиям, а игрок был очень сильным. Вот он фактор столицы.
— А кто был инициатором привлечения “легов”?
— В Украине много неплохих парней, которые прошли футзальные школы. Они хотели играть, но на родине не были востребованы. А чемпионат Беларуси хорошего уровня.
На определенном этапе смогли привлечь действительно отличных ребят из Украины. Серега Крыкун пришел к нам, когда мы базировались в Александрии. В то время я плотно общался с известным специалистом Евгением Рывкиным, который возглавлял молодежную, а затем и национальную сборную Украины. Благодаря его протекции удалось пригласить Крыкуна и Женю Клочко, который нам не подошел. Позже примкнули Максим Аветисян и Тарас Королишин. А затем уже транзитом через “Столицу” приезжали Дмитрий Сильченко, Евгений Юнаков.
Но я всегда придерживался принципа, чтобы к нам прибывали молодые и “голодные” игроки, которые хотели бы расти и добиваться результата. А Беларусь — хорошая площадка для роста.
— В плане финансов легионеры были дороже белорусов?
— Нет. Первые игроки зарабатывали на равных с нашими. Потом они раскрутились и благодаря нашему чемпионату стали известны. И если сначала мы диктовали условия, то затем, когда о них, недавно молодых, вспомнили, логично, что парни начали выдвигать свои пожелания.
Они понимали, что в молодом возрасте в топ-клубы Украины пробиться сложно, поэтому с радостью ехали к нам. А потом, когда случились определенные обстоятельства, поехали и более опытные сборники. Так и создалась легионерская конкуренция.
— У Гоголя есть “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”. Как поссорились в “Витэне” с десяток лет назад Юрий Леонидович с Виктором Константиновичем? Хочется услышать, почему пути двух друзей так резко разошлись?
— Не вижу смысла затрагивать этот давний эпизод. Не скажу, чтобы мы тесно общаемся. Да, здороваемся. Друг другу руки при встрече подаем. Уверен, что следим за карьерами. Что было, то прошло.
— Когда-то вы работали консультантом в УВД-“Динамо”. Теперь клуб возглавил Виктор Тарчило…
— Пути господни неисповедимы. Кто знал, что из Гродно я попаду в “Карпаты”.
— Охарактеризуйте чемпионский “Витэн” 2013 года. Команда ведь была неоднозначной по составу.
— За счет чего удалось стать чемпионами и успешно выступить в Кубке УЕФА? Было сумасшедшее единение игроков, тренерского штаба, руководства. Это был идеальнейший баланс, который я встречал на тренерском пути.
— Откровенные лидеры были?
— Безусловно. В первую очередь — Саня Черник и Юра Алейников. Хорошо, что удалось перед началом сезона убедить руководство, что нужны определенные игроки, — нам пошли навстречу. Александр Владимирович Озерец, Константин Иванович Путило выполнили все наши пожелания. При встрече нашли полное взаимопонимание, и наши старания дали результат.
— Многие организационные вопросы закрывал Денис Голубев…
— Он выполнял огромный кусок работы. За год до чемпионства нам его представили. На него взвалили широченный объем по выстраиванию финансовой структуры клуба. Недавно встречался с Константином Ивановичем Путило, вспомнили былое. Так он сказал, что благодаря Денису была создана глубочайшая документальная база для финансирования команды с пониманием, как распоряжаться государственными средствами. Жаль, что команде, в которую он был влюблен, больше не поможет. Уйти на ровном месте — до сих пор в голове не укладывается.
— В вашей тренерской карьере была и молодежная сборная Беларуси. В частности, “Петербургская осень”. Насколько серьезным был тот опыт?
— Это был первый созыв молодежной сборной. Серьезных задач перед нами никто не ставил. Собирать ребят было несложно, потому что их в принципе было немного. Но определяющим, анализируя спустя годы, стало то, что костяк национальной сборной был сформирован именно тогда — Гусаков, Дядичкин, Силивончик, Щербаченя, Жданович, Алейников, Гайдук… Парни 1986-1989 годов рождения. Затем на этой благодатной почве я решил организовать команду БГУФК-“Моноракурс”.
— Команды осталась без медалей. Чего не хватало? На то время коллектив и база были на уровне.
— На протяжении шести лет мы были близки к медалям, занимали места от четвертого до шестого. Четвертое — обиднее всего… Но тот тренерский период стал огромным опытом.
— Психологически тренерскому штабу было сложно?
— Очень! Особенно в конце существования команды. Нам нужно было вовремя сделать правильные выводы. Но мы не сумели. Костяк команды составляла молодежь. Да, парни могли при хорошем стечении обстоятельств побороться за медали — не получилось. Мне не хватало житейского опыта, а футболистам — игрового. Периодически приглашал поигравших — были Саша Даниленко, Саша Савинцев, Паша Дедюля. Но одного-двух недостаточно. Однако было приятно наблюдать, как росли Леша Юрага, Леня Шиловский, Паша Лихач, Вова Жданович.
— У руководителя не хватило терпения содержать клуб?
— У нас были разработаны глобальные проекты для развития. Но случился кризис. Возник вопрос о целесообразности финансирования команды. Да, можно было человека уговорить продолжить финансирование проекта. Но я не имел на это морального права, так как ситуация сложилась не самая хорошая. Тем не менее до сих общаюсь едва ли не каждый день с бывшим руководителем клуба и благодарен ему за то, что дал мне путевку в тренерскую жизнь.
— Многие в середине девяностых переходили в бизнес. Вас вроде бы это тоже затронуло. Вынужденная мера?
— Середина 1990-х, футбол закончился. Все пытались зарабатывать, чтобы содержать семьи. Я, молодой парень, с огромным количеством энергии, искал возможность заработать. Начал заниматься закупкой электротехнической и картонно-бумажной продукции с последующей перепродажей. Это позволяло содержать семью. Днем работал, а вечером тренировал.
Но однажды понял: если заниматься бизнесом, то нужны иные подходы и более серьезные финансовые вливания. И тогда пришло осознание, что футбол мне ближе, поэтому сконцентрировался на нем.
— Должность спортивного директора минского “Динамо” была громом среди ясного неба?
— Отчасти да. Позвонил Андрей Валерьевич Толмач: “Мне поступило предложение занять должность генерального директора. У тебя есть опыт, хочу видеть тебя в команде”. В большом футболе у меня в послужном списке “Карпаты”, “Черноморец”, “Нафтан”, команда БФФ 2004 года. Мы с Толмачем переговорили и поняли, что дальше нам по пути. Вы же понимаете, что такое “Динамо-Минск” — мечта! Я сразу, честно сказать, и не поверил. А потом осознал. И спустя пару дней сказал “да”.
— А вообще, почему лишили себя удовольствия работать в футзале?
— Больше четверти века отдал футзалу. Наблюдаю за развитием игры в Беларуси. Если предложение поступит — рассмотреть можно. Однако прежде я знал всех игроков, имел досье на них, был знаком со всеми залами, их размерами. Но сейчас немного выпал из обоймы.
— Какие задачи на сегодня?
— Цель всего динамовского коллектива вывести клуб на уровень, которому он должен ссответствовать. Не говорю конкретно про команду. Я имею в виду клуб — все возрасты. А это огромный пласт работы.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь