Якуб Крейчик. У нас будет сильная команда

21:06, 2 сентября 2021
svg image
670
svg image
0
image
Хави идет в печали

В разное время он выступал за пражский “Лев”, хорватский “Медвещак”, а минувший сезон провел в составе финского “Йокерита”. Летом “джокеры” решили прервать сотрудничество с Крейчиком, и хоккеист подписал контракт с “Динамо”. В белорусскую столицу он прилетел почти две недели назад. Уже 3 сентября у “зубров” начинается выездная серия по маршруту Москва — Череповец — Ярославль. В преддверии старта очередного чемпионата КХЛ Крейчик дал обстоятельное интервью корреспонденту “ПБ”.

— Как проходит адаптация на новом месте?
— На удивление легко. Иностранные игроки здорово помогают, и ребята из Беларуси и России тоже относятся ко мне хорошо. На прошлой неделе, правда, из-за олимпийской квалификации мы тренировались в неполном составе, но сейчас все на месте.

— Уже выучил одноклубников по именам-фамилиям?
— Только легионеров, ну и некоторых белорусов. Чтобы запомнить всех, необходимо время.

— Успел составить впечатление о предсезонке?
— Я прилетел в Минск не так давно. Но могу сказать, что все эти дни мы много работали, усердно тренировались. Спарринг с рижским “Динамо” начали неважно, но затем прибавили и в овертайме вырвали победу. Думаю, у нас будет сильная команда. Состав хороший.

— Кого из динамовцев знал раньше?
— Только двоих. С Патриком Рыбаром вместе выступали в Финляндии за “Кярпят”. А с Кириллом Ворониным пересекались в “Медвещаке”. Кроме того, я давно дружу с Домиником Фурхом, проведшим в Минске минувший сезон. Он рассказывал о “Динамо” и белорусской столице много хорошего.

— А о Крэйге Вудкрофте прежде был наслышан?
— Не совсем. Первое впечатление — у него интенсивные занятия, и наш тренер очень любит выигрывать. Это видно сразу.

— Совсем скоро стартует чемпионат КХЛ. Какие ожидания?
— Первый матч будет трудным — в гостях с московским “Динамо”. Но он покажет, как мы готовы к сезону. Надеюсь, удастся продемонстрировать лучшие качества. В полном составе за минувшие две недели тренировались лишь несколько дней, так что придется нелегко. Но, конечно, хотелось бы начать с победы.

— Есть вообще разница, где стартовать: дома или на выезде?
— На своей площадке проще, но сезон длинный — поединки следуют один за другим. Скоро сыграем и в Минске.

— В курсе, как “Динамо” выступало в КХЛ раньше?
— Знаю, что в прошлом чемпионате команда пробилась в плей-офф. В первом раунде Кубка Гагарина уступила СКА, но смотрелась неплохо — питерцам пришлось постараться. В общем, сезон получился удачным, но я надеюсь, что мы сможем пройти еще дальше.

— А что тебе запомнилось из прошлых визитов в Минск?
— Сразу на ум приходит шайба, которую я здесь забросил за “Медвещак”. Помнил и саму арену, и торговый центр поблизости. Недавно зашел туда и подумал: “А ведь здесь уже бывал!”

— Контракт с “Йокеритом” у тебя был еще на сезон. Решение финского клуба разорвать его стало неприятным сюрпризом?
— Да, немного даже разозлился. Ведь узнал об этом лишь за полторы недели до начала предсезонки, а клуб, как я понял, решил прекратить со мной сотрудничество раньше. Но мне об этом не сообщили.

— Стремился в любом случае остаться в КХЛ?
— Это было приоритетом. Звали и на родину, но возвращаться в Чехию, считаю, пока рано. Сказал агенту, что хочу продолжить карьеру в Континентальной лиге, и предложение из Минска поступило первым. К тому времени выбор не отличался разнообразием, ведь многие команды уже укомплектовались. Я знал, что минское “Динамо” — хороший клуб, поэтому решение принял довольно легко.

— Три последних года ты провел в Финляндии. Понравилось?
— Очень. Жилось там легко, люди приятные. Удалось поездить по стране, многое посмотреть. Больше всего впечатлила природа. Особенно в районе Оулу — это север, там красивые национальные парки.

— По-фински знаешь много слов?
— Ха, в первую очередь ругательства и простые фразы — “как дела?”, “доброе утро”. Могу посчитать до десяти. В основном, конечно, общение шло на английском. В Финляндии не встречал ни одного человека, который не владел бы им. Некоторые, может, говорят неважно, но все равно способны объясниться.

— А в “Динамо” столкнулся с языковым барьером?
— Нет. Я понимаю русский — возможно, не все слова, но общий смысл. Надеюсь, через какое-то время смогу и говорить. Может, в конце сезона дам интервью на русском! Хотя, пожалуй, для этого понадобится учитель. Пока же использую “инглиш”. Несколько человек в команде его не знают, но и с ними можно общаться — скажем, при помощи жестов.
Я учил английский в школе, но до того, как уехал играть в Швецию, говорить особо не мог, хотя многое понимал. Где-то элементарно стеснялся. Однако жизнь за границей заставила овладеть языком лучше. Ведь приходилось общаться на нем постоянно.

— Ты ведь универсальный защитник. Это твое главное достоинство?
— Пожалуй, да. Я не мощный игрок обороны, который регулярно проводит силовые приемы. Но хорошо обращаюсь с шайбой и вижу площадку.

— В июне тебе исполнилось тридцать. Расцвет сил для хоккеиста?
— Для защитника — да. За плечами уже много опыта. Надеюсь, лучшие годы еще впереди.

— Где отпраздновал юбилей?
— Дома, в Праге. Устроили с друзьями небольшую вечеринку. А на следующий день решили махнуть в Будапешт — там в матче футбольного чемпионата Европы сборная Чехии как раз встречалась с нидерландцами.

— Билеты достали легко?
— Сам этим не занимался. Все организовал друг через своих знакомых. Я заплатил, и все. Цена, кстати, нормальная. Поездка случилась довольно спонтанно, ведь мы не знали заранее, что наша сборная в 1/8 финала будет играть именно в Венгрии. Но Будапешт от Праги не так уж далеко, и многие мои соотечественники хотели отправиться на этот матч. Что ж, мне повезло купить билеты. Мы сидели на хороших местах, близко к полю. Тем более наша команда победила, и игроки праздновали голы недалеко от нас. Неплохой подарок ко дню рождения!

— Что еще тебе подарили?
— Например, тележку для гольфа — чтобы возить на ней сумку с клюшками. Теннисную ракетку. Я человек спортивный. В отпуске охотно играю и в гольф, и в теннис, и в футбол.

— А почему твоей профессией стал именно хоккей?
— Отец играл — правда, не на профессиональном уровне, а в чемпионате Праги. Он меня и поставил первый раз на коньки на льду озера, которое располагалось возле нашего загородного дома. А затем отвел на арену пражской “Славии”. Заниматься хоккеем я начал в четыре года. Первые тренировки уже забылись. Врезалось в память лишь, как катался на озере.

— Кто твои родители по профессии?
— Отец занимался установкой и продажей пластиковых окон. Мама же владела магазином одежды. Есть и брат — он на любительском уровне играет в индорхоккей. К слову, мне этот вид спорта не нравится. Предпочитаю не бегать по площадке, а скользить по льду на коньках.

— Ты вырос в Праге. Со времен твоего детства город изменился?
— Конечно. Хотя для меня он по-прежнему самый прекрасный в мире. Но в последние лет десять туда приезжают очень много туристов, и их становится все больше. Пражане к этому приспосабливаются, и в центре города сейчас почти не слышно чешского языка. Печально, но это тоже бизнес, и я ничего не могу с этим поделать. Наверное, было бы лучше без такого количества гостей. Но уже слишком поздно. И я не удивлен, что люди хотят приехать в Прагу, потому что там очень красиво.

— Кто был твоим кумиром детства?
— Не могу кого-то выделить. Просто нравилось наблюдать за действиями классных мастеров. Когда занимался в школе пражской “Славии”, регулярно ходил на матчи взрослой команды. Особое внимание обращал на действия защитников, но кумира как такового не было.
Хотя, конечно, в те времена в чешском хоккее номером один был Яромир Ягр. Я им восхищался, но его постеры в своей комнате никогда не вешал. Потом познакомился с Яромиром лично, мы вместе играли за сборную на чемпионате мира в Праге. Ягр — особенный человек, очень преданный хоккею. Невероятно, как ему удается продолжать карьеру даже сейчас, в возрасте 49 лет. Хотя не скажу, что я сильно удивлен. У Яромира ведь нет семьи, он заботится только о себе. Любит хоккей и жертвует ради него всем.

— Ты воспитанник “Славии”, но одно время поиграл и за пражскую “Спарту”. Как так вышло? И вообще, между этими командами такое же соперничество, как и в футболе?
— Да, принципиальная конкуренция. Но у меня было как? Начинал карьеру в “Славии”, а затем подписал контракт на два сезона с пражским “Львом”, выступавшим тогда в КХЛ. Один год отыграл там, а на второй не попал в состав, и меня отправили в фарм-клуб, которым как раз и была “Спарта”.
Ни о чем не жалею, но, конечно, в юности не ожидал, что однажды надену форму злейших врагов моей “Славии”. Хотя каких-то проблем с болельщиками из-за этого не возникало. Я ведь не был звездой, который провел в “Славии” десять сезонов и затем отправился в “Спарту”. А до молодого парня фанам в общем-то не было никакого дела.

— Огорчает, что сейчас в КХЛ нет чешского клуба?
— О да! Было здорово играть в Континентальной лиге в родной стране. Жаль, что “Лев” вообще прекратил существование.

— Твоим первым заграничным опытом стал шведский “Эребру”. Швеция похожа на Финляндию?
— В плане жизни — да. А вот хоккей в этой стране другой. В Швеции в игре больше структуры, там уделяют серьезное внимание деталям. В Финляндии же упор делается на катание, скорость, там более вертикальный хоккей.

— На драфте НХЛ тебя не выбрали, и за океаном ты не играл…
— В сильнейшую лигу планеты меня никогда не приглашали. А вот в AHL звали, предлагали двусторонний контракт. Но мне уже было 25 лет, и ехать туда не захотел. Предпочел “Медвещак”, который тогда выступал в КХЛ.

— Ты говорил, что хорошо знаком с бывшим динамовцем Лукашем Крайчеком…
— Верно. Не скажу, что мы друзья, но вместе играли за сборную. Знаю, что в Минске он выступал долго и стал легендой. Иногда схожесть наших фамилий вызывала путаницу, особенно в национальной команде. Помню, на одном чемпионате мира в составе были я, он и еще Давид Крейчи из “Бостона”. Журналисты с чешского телевидения тогда говорили, что их иностранные коллеги все время путали нас троих. Что касается Крайчека, то даже не знаю, чем он занимается после окончания карьеры — мы не общаемся. Помню, что несколько сезонов после “Динамо” он провел в “Оцеларжи” из Тршинеца.

— Уже знаешь, кто такой Якуб Колас?
— Как ты сказал? Якуб Коларж?

— Нет, Колас. Он белорус.
— А-а, ваш известный писатель! Работник “Динамо”, который встречал меня в аэропорту, рассказывал о нем. Вроде бы в Минске есть площадь, названная в его честь? Надо там обязательно побывать.

— Ты играл на четырех чемпионатах мира — в 2012, 2015, 2017 и 2018 годах. А почему пропустил минский в 2014-м?
— Не попал в состав. Вообще самым памятным для меня стал дебютный турнир в 2012-м, когда сборная Чехии завоевала бронзовые медали. Увы, последние годы я тоже не ездил на мировые первенства. В 2020-м турнир не состоялся из-за коронавируса, а в прошлом сезоне меня вообще не приглашали в сборную. Что поделать, тренер выбрал других.

— Достигнув тридцатилетия, чего еще хотел бы добиться?
— Было бы здорово и почетно принять участие в Олимпиаде. Всегда мечтал попасть в НХЛ, но в таком возрасте это едва ли реально. Заокеанская лига ведь сейчас делает ставку на более молодых. Впрочем, нынче в любом случае фокусируюсь на минском “Динамо”. А еще у меня в активе 99 матчей за сборную Чехии, и хотелось бы добраться до сотни.

— Ты женат?
— Да, и у нас подрастает маленький сын Оливер, ему год и два месяца. Через неделю семья приедет в Минск. Я уже подыскал квартиру — в том же доме, где живут большинство динамовских легионеров.

— Летом куда-нибудь ездил, кроме Будапешта?
— В начале отпуска выбрались на две недели на Канары. Было здорово сменить обстановку, побыть на океане. Правда, с маленьким ребенком особо не расслабишься. А так оставались в Праге.

— Чемпионат Европы ты смотрел. А Олимпиаду?
— Тоже. Хотя и не так много, как хотелось бы. Чехи завоевали одиннадцать медалей — считаю, неплохой результат. Некоторые наши атлеты преподнесли приятный сюрприз.

— А белорусских спортсменов знаешь, если не считать хоккеистов?
— Хм, с ходу никого не вспомню. Кто самые известные?

— Например, Александр Глеб. Футболист.
— Глеб… Не припомню. Кажется, я его не знаю.

— Арина Соболенко.
— Это прыгунья в высоту?

— Нет, теннисистка.
— Не знаю… Все, больше никого не называй. Знаний у меня пока явно не хватает.

— А чем увлекаешься, кроме спорта?
— Люблю читать книги — детективы, автобиографии. Недавно с интересом ознакомился с произведением одного чешского писателя о забытых историях из прошлого. Понравилась книга Алекса Фергюсона, ведь я фанат “Манчестер Юнайтед”. С удовольствием прочел и о Златане Ибрагимовиче. Еще люблю хорошие фильмы и пешие прогулки. Но сейчас, когда в семье маленький ребенок, свободного времени мало.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?