ПАРАЛИМПИАДА. ЛИЦО ЛАУРЕАТА. Девушка мечты

12:30, 16 марта 2006
svg image
4411
svg image
0
image
Хави идет в печали


Если взяться сзади за ручки ее коляски, то она поедет куда быстрее по весеннему талому снегу. Туринские секьюрити и волонтеры почтительно расступаются перед нами, и их совсем не волнует, что моя аккредитация путешествия к пьедесталу отнюдь не предполагает. Они радуются вместе с призерами в предвкушении предстоящего награждения и потому трогательно предупредительны.
Если бы Люда выиграла, то в ее честь играл бы гимн. Но она вторая, и это тоже здорово. Потом она скажет, что не таит обид на тех, кто перевел ее в другую группу и лишил тем самым золота. Может, оно и к лучшему. Это я уже добавлю от себя. Если тебя считают здоровее, чем вчера, значит, завтра ты можешь стать лучше, чем сегодня.
Паралимпийские игры для того и придуманы, чтобы люди могли соревноваться в первую очередь с собой. И победителей здесь всегда больше, чем чемпионов. Она призналась мне, что больше всего в жизни ей не хватает бега…
“Если у тебя что-то не ладится в жизни или просто плохое настроение — пошел себе в парк и бегай, сколько душе угодно. Думай, о чем хочешь”… Я раньше слышал что-то подобное: четыре года назад, после золотого успеха в Солт-Лейк-Сити, Ядвига Скоробогатая сказала о временах своей юности: “Когда все надоест, возьмешь лыжи, уйдешь в лес, и никто тебе не нужен”…
Наверное, чемпионский характер предполагает такое странное единение с природой, когда вокруг никого, только ты, ели, березы, хвоя, трава… Последнюю приятно чувствовать тренированными ногами, которые несут тебя, как пружины, мгновенно реагируя на любую команду мозга…
Я могу сказать, что хорошо ее понимаю, но это будет глупо. Потому промолчу. И все-таки задам вопрос. Тоже не самый умный. “А снова начать бегать, ну когда-нибудь потом, — это реально?” Люда будто ждет его и в ответ грустно улыбается: “Ходить бы начать…”
Так я прикоснулся к ее мечте.
Мы говорим много, вспоминаем Ольгу Кравцову, наделавшую много шума на летнем чемпионате мира по легкой атлетике. Помните, как она упала в квалификации, но не сдалась и ринулась в погоню? Вот он, белорусский характер, реальная, а не призрачная национальная идея, мечта — именно такая, не нарисованная, нам и нужна. Когда-то они вместе бегали, и вполне возможно, что в Хельсинки девчонки тоже могли бы стартовать в одном забеге — ведь побеждала же юная Волчок на Кубке Европы, да и до “международника” ей, девятнадцатилетней, оставалось всего ничего…
Люду тоже не возьмут в рекламу, даже если к своей серебряной медали в спринте она присовокупит еще несколько. Страна такая — не было по этому поводу соответствующего указа. Хотя, на мой взгляд, модельный декрет как раз про нее. Красивая ведь…
И веселая! Забавно рассказывает о том, как впервые увидела украинок, которые в ее категории давно уже считаются непререкаемыми авторитетами. Подытоживает: “У них — сила, тренируются круглый год, у каждого своя винтовка и квалифицированный тренер. А с нами никто работать не хочет… Возиться надо много, а отдача, сам понимаешь, вещь непостоянная. Никогда наперед не знаешь, будет она или нет…”
Любимых наставников у Люды два: Валерий Коломиец, с которым начинала заниматься танцами на колясках, и Тамара Шиманская — главный тренер сборной Беларуси. “Благодаря Тамаре Николаевне я увлеклась лыжными гонками. Она опекает меня и все вопросы решает. Я за ней, как за каменной стеной”.
Ездит Люда на специальных саночках — сочла, что они больше подходят ей по менталитету, чем танцевальная коляска. Крутится Волчок… Она сама не знает, откуда у ее прадедов взялась такая фамилия, но кажется, что кто-то очень давно не ошибся, предположив, что у представителей этого рода живой характер. И резюмирует: “Танцы — это не мое. Лучше штангу отжать, плавание вот тоже нравится. Хотели, чтобы ядро толкала и копье метала, но тоже что-то душа не лежит. Конечно, резонно предположить, что летом лучше тренировать себя на коляске. В программе пекинской Паралимпиады много заездов, причем на разные дистанции, только разве у нас хорошую коляску найдешь? Да и где тренироваться-то? На шоссе не хотелось бы — уже один раз в историю попала. Больше не хочу…”
Люда будто знает, что журналисты любят спрашивать о планах. Тем более что до встречи с китайцами всего-то два года осталось. А наши колясочники на летних Паралимпиадах… Нет, гнусная это привычка, советская, наверное, вытягивать из людей обещания: мол, сколько медалей из Пекина привезешь? Просто констатируем: Волчок молода, талантлива, трудолюбива, да и функциональная база за спиной — будь здоров…
А ведь она с легкостью поменяет все свои медали на ту самую пробежку по весенней траве… Нет, по талому снегу. И не пробежку, а просто прогулку.
Кажется, Люда нравится людям. Ее пригласили реабилитироваться в один из российских центров. Она говорит, что там лучше, чем у нас. Больше шансов. А еще есть центр Дикуля в Москве, где лечение стоит “огромных денег”. “А много, это сколько?” — спрашиваю я. “Десять тысяч долларов за три месяца. И результата никто не гарантирует”.“А если бы у тебя были эти деньги, ты бы поехала?” — “Да…”
Даже если Люда потратит все свои заработанные пока на Паралимпиаде деньги, их хватит только на два месяца. Конечно, за мечту надо платить, но цена, наверное, все же слишком высока. К тому же в жизни эти деньги весьма пригодятся Люде на множество вполне насущных приобретений. Ведь она же не дочка олигарха, и в ее родных Смиловичах ни у кого таких сумм в карманах отродясь не водилось…
Никогда не понимал, почему и отчего белорусским паралимпийцам всегда платили за медали лишь пятую часть средств, которые зарабатывали за аналогичные успехи их здоровые коллеги. Почему не шестую, седьмую или третью? Следует полагать, так удобнее делить. Но ведь на два еще лучше. Хотя справедливее, по-моему, давать столько же, сколько и призерам “здоровой” Олимпиады. Этих денег наш щедрый на всякие патриотические акции бюджет явно не заметит, тем более сейчас, когда завоевывать медали становится все труднее…
Странно, но друзей у Люды после того злосчастного сентябрьского дня 2001 года стало еще больше. Название одного из туристических минских агентств переводится так: смени окружение. Теперь ее окружают другие люди из новой жизни, которые изо всех сил желают ей вернуться в старую. Давайте и мы будем думать, что это всего лишь странное путешествие, зачем-то и кем-то придуманное для Люды Волчок. Во всяком случае, мне очень хочется, чтобы мечта девчонки сбылась. Пусть даже если кто-то считает ее неосуществимой…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?