Виктор Бекша. Движение вверх
Обыграв в группе команды Чехии и Черногории, наша дружина так и не смогла выйти в плей-офф.
— Итоги турнира применительно к белорусской сборной предлагаю подвести по пятибалльной системе. В плей-офф мы не вышли, но впервые добились в группе двух побед, что довольно солидно. Какую оценку вы как главный тренер можете поставить подопечным за выступление?
— Понимаете, учитывая, что команда молодая, само попадание в финальную часть чемпионата Европы — это очень хорошо. Изначально такая задача перед нами и стояла. Конечно, мы хотели выйти в плей-офф, хотя жеребьевка преподнесла нам очень серьезных соперников. А говорить о пятибалльной системе… Не могу, конечно же, сказать — неудовлетворительно. Поскольку у нас в истории позади четыре чемпионата Европы, и мы никогда дважды не выигрывали. Впервые победили в 2019-м, взяв верх над финнами. В этом году — виктории в матчах с чехами и черногорцами. Получается, что сыграли лучше. Но говорить, что результат хороший, нельзя. И сказать, что у нас не получилось, я ребятам тоже не могу. Наверное, выступление удовлетворительное, хотя есть понимание того, что задачу выхода из группы выполнить не удалось.
Хочу также выделить молодых ребят, которые бились, старались, моментами показывали очень неплохой волейбол. Не мне судить о результате. Проделанную нами работу оценят в Министерстве спорта и туризма, в федерации волейбола.
— Когда прощались с ребятами после заключительного матча в группе с болгарами, что им сказали?
— Всех поблагодарил, дал понять, чего нам не хватило, и указал, над чем надо работать. Мы играли неплохо. Поблагодарил за выход из квалификации, за пятое место в Золотой Евролиге — это тоже достойный результат. В принципе были ведь и травмы, хотя жаловаться не хочу. Тот же Леша Кураш играл не полностью готовым из-за повреждения. Владислав Бабкевич, который выступил на позиции доигровщика вместо Максима Богатко, тоже здорово себя проявил.
— Определение “движение вверх” подходит, если вести речь о выступлениях сборной Беларуси на всех чемпионатах Европы?
— Конечно. Ведь в нас же мало кто верил, даже когда мы проходили квалификацию. Практически никто надежд не возлагал и в Золотой Евролиге. Хотя уступили сборной Турции, которая ее выиграла и сейчас побеждает россиян. В этом году взяли верх над чехами, которые в 1/8 финала оказались сильнее французов! Мы реально растем, и я верю в молодых ребят. В будущем сборная Беларуси может замахнуться на большее.
— В национальной команде много молодых парней, которые, фигурально выражаясь, еще вчера сидели за школьной партой, — особенно это касается Бабкевича, Морозова и Богатко. За последние месяцы работы с вами они из мальчишек превратились в зрелых волейболистов?
— Да, так говорить можно. Я это заметил, когда мы победили в конце августа в Санкт-Петербурге на турнире Платонова. Они тогда поверили в себя. У нас ведь в августе не было до этого ни одного спарринга, тогда как другие команды перед чемпионатом Европы провели по шесть-восемь таких матчей. И мы выиграли турнир Платонова: тогда я видел в их глазах желание побеждать — даже когда мы боролись с топовыми российскими клубами. Парни добавили в своей игре.
— Владислав Давыскиба, который выступает в Италии, уже впитал в себя сильнейшие стороны тамошней школы волейбола?
— Он во всех поединках был лидером. Подчеркну: во всех. Пусть Влад немногословен, но своими действиями, полной самоотдачей и доигрыванием каждого эпизода до конца позволил говорить о себе как о настоящем вожаке. Конечно, Италия ему дала многое — он там многому научился и прибавил в мастерстве. И еще долго будет развиваться и показывать более классный волейбол. Давыскибу действительно стоит отметить, поскольку он провел все матчи и редко был на замене. Место в составе работой и игрой Влад завоевал честно.
— Что касается Владислава Бабкевича, то, кажется, ему при огромном таланте не хватает спортивной злости.
— Все люди разные. По темпераменту Владислав действительно более спокойный, не сильно разговорчивый. Но характер у Бабкевича есть, что он доказал еще в “Шахтере”, когда мы играли в плей-офф. Я ему тоже советую, чтобы он больше заводился, общался на площадке. Но мы же не можем повлиять на каждого. А возьмите, например, Лешу Кураша: он тоже не такой разговорчивый, хотя лидер, который всех ведет за собой. При этом надо понимать, что у Бабкевича карьера развивается стремительно. Тем более на чемпионате Европы он вынужденно встал на непривычную позицию доигровщика — и справился! И со сложной подачей, и с приемом. Отыграть на сложной позиции доигровщика при росте 2,10 — это здорово.
— Когда у Максима Богатко тест на коронавирус перед чемпионатом Европы оказался положительным, вы больше тревожились за сборную либо переживали, что парень не поедет на турнир?
— За всю команду, конечно, переживал. Но также слышал ранее, что бывает много ложноположительных тестов, и до последнего надеялся, что повторный тест будет отрицательным. Но этого не произошло.
— Этот EURO мог стать его чемпионатом?
— Думаю, Максим нам как минимум помог бы. Не могу сказать, что он входит в основную шестерку, но то, что он здорово блокирует, — это точно, и мог бы усилить у нашей сборной этот компонент. На игре у сетки он в будущем станет волейболистом высокого класса.
— Еще один молодой в национальной сборной — Илья Морозов из минского “Строителя”. Мне кажется, интеллект у него среди волейболистов выше среднего. Учитывая это и физические данные, можно предполагать, что Морозов станет нашей суперзвездой?
— Конечно, ведь все в его руках. Но замечу: у нас все волейболисты с интеллектом. Да, Илья — парень умный. И он 2002 года рождения — был одним из самых молодых среди всех участников чемпионата Европы. Это уже говорит о многом. У него есть все, чтобы стать игроком мирового уровня.
— На этом чемпионате Европы хочется выделить сборные Словении, за десяток лет поднявшуюся на вершины рейтингов, и Чехии, которая обыграла олимпийских чемпионов французов.
— Меня поразили итальянцы, с которыми мы встречались в первом матче, но я смотрел все их поединки в группе. У них ушли лидеры Зайцев и Хуанторена, но благодаря своей национальной школе они продолжают показывать волейбол высочайшего уровня. Игра итальянцев меня именно поразила, и они заслуженно стали первыми в группе, победив всех. Ну а словенцы удивляют тем, что выступают одним составом после тяжелого сезона в Лиге наций. С ними было интересно играть. Команда из такой небольшой страны заняла четвертое место в Лиге наций и дважды стала второй на двух последних чемпионатах Европы. Это достойно уважения.
— С нападающими в сборной Беларуси мы разобрались. А как обстоят дела с блоком, связующими и либеро? Где, на ваш взгляд, наша команда проседает больше всего?
— Алексей Кураш на позиции пасующего — лучший на сегодня игрок. Как и Костя Тюшкевич. А рассуждать о других смысла нет. Конечно, хотелось бы в будущем видеть конкуренцию. На позиции центральных блокирующих нам не хватало Сергея Бусела. Как и Павла Куклинского, который не успел восстановиться к чемпионату Европы. Бусела нам точно не хватало, поскольку на блоке тогда могли бы сыграть лучше. Что касается либеро, то и Петя Лазуко, и Макс Будюхин проявили себя очень здорово. Взять того же Лазуко: одно дело выстрелить в квалификации и совсем другое — достойно провести финальную стадию чемпионата Европы. И он не стушевался! Тем более никогда до этого не привлекался в сборную. Будюхину Петр навязал очень серьезную конкуренцию. Но на самом деле важно выделить Артема Масько, который также стал открытием сборной Беларуси. Он пробился в основной состав и нес большую нагрузку.
— Стоит ли в таком случае федерации волейбола как-то искусственно лимитировать на площадке волейболистов того или иного амплуа, как, например, когда-то гандбольная федерация вводила “правило левши”?
— Нет. Считаю, искусственные меры ни к чему хорошему не приводят. Но мы испытываем дефицит высоких игроков. У словенцев — Урнаут за два метра, у чехов — Васина. В сборной Италии есть Микеллето. Легче найти и подготовить либеро, чем высокого игрока.
— Суммируя впечатления, делаю вывод, что вам с этой командой очень интересно работать и дальше.
— Да. Поскольку реально вижу перспективу у этой сборной. Но нам нужно больше спаррингов, различных турниров. Важно также, чтобы игроки больше выступали за свои клубы в еврокубках.
— У вас уже 30 сентября игра во главе “Шахтера” против “Строителя” за Суперкубок. И все это проходит в таком цейтноте… Успеваете перезагрузиться?
— После чемпионата Европы четыре дня отдохнули. Но сейчас не так сложно, как в 2019 году, когда выступали на турнире претендентов за выход в Лигу наций. Тогда отдохнуть практически не получилось. А сейчас летом — около месяца отпуска. До Суперкубка мы летим в Уфу на второй этап Кубка России, а октябре играть и второй раунд квалификации в Лиге чемпионов в Польше.
— Задачу на Лигу чемпионов вам руководство “Шахтера” поставило? Допустим, выход в группу.
— “Шахтер” — та команда, в которой максимальные задачи ставят во всех турнирах. Но надо понимать, что перед Лигой чемпионов у нас поменялся состав, поэтому будем двигаться от матча к матчу. Что касается состава, то Бабкевич уехал в российский “Факел”, также ушли Радюк и Шмат. А Павел Авдоченко уже работает с нами.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь