Мини-футбол. Сергей Кузнецов. Уроки, тренировки и груз воспоминаний

20:43, 23 сентября 2021
svg image
777
svg image
0
image
Хави идет в печали

Мы общались для газетного интервью в августе 2006-го. Спустя 15 лет кое-что вспомнили, но больше внимания уделили делам насущным. За 427 матчей в высшей лиге чемпионата Беларуси набралось уйма интересного. Сейчас Сергей Сергеевич, как и многие его коллеги по игровой площадке, работает с детьми. В академии “Столица”-ЮНИ. Физические кондиции позволяют на собственном примере передавать мастерство будущему нашего футзала. У мастера спорта международного класса есть чему поучиться.

— Насколько плотно сейчас завязаны с детским тренерством? Какие группы под вашим руководством?
— Группа ребят 2006-2007 годов рождения, с которыми работаю второй сезон. В августе был просмотр парней 2008 года. Это своего рода сборные, где есть и воспитанники академии “Столицы”-ЮНИ, и те, кто по разным причинам не смог проявить себя в большом футболе. При этом каждый игрок должен был предоставить справку о состоянии здоровья и, конечно, продемонстрировать технические возможности. Приоритет отдавался парням, которые уже занимались мини-футболом. Но при отборе, разумеется, обращали внимание на мышление на площадке. По той же схеме отобрали группу из 17-18 человек 2008 года.

— Каких успехов успели достичь в качестве наставника?
— Зимой участвовали в турнире, где играли команды 2004-2008 годов. Мы заняли четвертое место. Соперники были старше нас. Решили, что нам нужна игровая практика, поэтому и заявились. Понятно, что в этом возрасте физически парни существенно отличаются. Но пошли по принципу, что переходить от молодежного ко взрослому футзалу нужно безболезненно.
В июле съездили на турнир в Брест. Огромная благодарность организаторам — в частности Леониду Ковшу. Парни никому не проиграли, заняли второе место по разнице мячей. По сути, они впервые выехали без родителей, проявили самостоятельность. Так на мажорной ноте ушли на каникулы.

— Что движет футзалиста с именем связать свою судьбу с детьми? Ведь большая часть вашей плеяды работала либо работает в детских школах.
— Начинал заниматься с детьми в 2014-м. Первой ласточкой была “столичная” академия. У нас группа насчитывала 25 человек. Потом перешел в другой клуб и работать со “Столицей” уже не мог. После завершения карьеры понимал, что нужно что-то делать. Да, работал с любительскими командами, с которыми участвовали в различных турнирах. А затем понял: чтобы расти, нужно окончить тренерские курсы. Как раз в федерации футбола был набор для получения тренерской лицензии категории “В” УЕФА по футзалу. И после курсов предложили вернуться в академию “Столицы”-ЮНИ. Сначала был помощником Ивана Прокопца, а затем возглавил сборную 2006-2007 годов.

— Во время тренировок ваш принцип — показывать или рассказывать?
— Как нас учили на тренерских курсах, нужно придерживаться схемы: рассказ, показ, просмотр. Ошибки будут — парни учатся. Но всегда показываю, как нужно исполнять финты, как удобнее принять мяч.

— Вы слыли “двуногим” игроком. Прививаете подопечным умение работать в современном стиле?
— Обязательно! Все упражнения, которые даю, связаны с работой обеих ног. Приверженец того, что зальный игрок обязан уметь работать двумя ногами. Многих приходится заставлять, потому что в этом возрасте важно не упустить момент. И когда у парней начинает получаться, они очень довольны, что вторая нога “заработала”.

— Как считаете, молодежь нужно воспитывать, исходя из занимаемой позиции на площадке, или выращивать универсалов?
— На этом этапе существуют нюансы. Когда парни приходят, наблюдаю, в каком аспекте игры они более полезны. Но при этом прошу действовать разнопланово. И в процессе тренировок наблюдаю, где кому удобнее играть. Станут ребята старше, тогда можно будет определять функции каждого. Пока же идет процесс обучения. Задача — чтобы в профессиональной команде они понимали, как нужно действовать на той или иной позиции.

— В вашем послужном списке семь клубов в мини-футбольном чемпионате. Где было наиболее комфортно?
— Везде. Я нечасто менял клубы. Был сезон в “Итранзишэне”-БГУФКе, из-за того что за неделю до начала чемпионата в “Витэне” мне сказали, что не нужен. А играть еще хотелось, поэтому и попросился в команду. А потом была “Столица”. Владимир Левус собирал команду для высшей лиги и предложил мне, 39-летнему, еще поиграть. Было интересно, да и чувствовал в себе силы. А “Дорожник” и “Витэн” в то время были флагманами. В “Динамо”-БНТУ я просто доигрывал. Валерий Драчевский попросил в качестве “дядьки” поиграть в команде. Хотя тех финансовых условий, к которым привык, не было. Да, я периодически помогал команде, но нужно было искать работу.

— Вы долго не могли завершить карьеру. Что заставляло выходить на площадку?
— Исключительно любовь к мини-футболу. Это в крови. Даже сейчас, в 47 лет, постоянно двигаюсь, участвую в турнирах. Друзья приглашают. Помогаю им, чем могу.

— Какое из восьми чемпионств самое памятное, дорогое?
— Ой, все они такие разные. Пять чемпионств в “Дорожнике”! Эмоции такие: первый раз выиграл, хочется доказывать свою силу и дальше. “Витэн” до моего прихода долго не мог стать чемпионом. А при мне побеждал два года подряд.
И отдельно отмечу восьмое золото. Когда играешь в плей-офф и тебе уже сорок, в решающем матче финальной серии ты реализовываешь решающий пенальти, а Димка Поляков затем “тащит” — эмоции били через край. Хотя у меня с пенальти есть нюансы. Но тогда сказал, что должен поставить точку в этом противостоянии. Незабываемо!

— Самые крутые воспоминания в игровой карьере?
— Когда встречаемся с парнями из “Дорожника”, вспоминаем первую поездку на Кубок УЕФА в Испанию в 2003 году. Мы ехали четверо суток на автобусе. Во Франции нужно было сделать восьмичасовой перерыв в движении. Остановились в каком-то поле, где, кроме заправки и какого-то памятника, ничего не было. Водители спят, а мы сидим возле этого памятника. На дворе начало октября. Приезжаем в отель в семь утра, а нам говорят, что заселят только в двенадцать. Всей командой тусовались вокруг маркета, который был закрыт. А на следующий день игра. О восстановлении и речи не шло. Наши соперники банально спрашивали: как вообще могли играть? В первом матче обыграли румын 8:0, затем проиграли “Плайас де Кастельон” 1:7 и победили венгерскую команду 8:3.
С испанцами шансов не было. Там сплошь мировые звезды, такие как Алемао, Хави Родригес, Рафа. Мы забили сумасшедший мяч. Паша Дедюля бил штрафной, Дима Кадаков пробегал, не успел увернуться, ему попало в голову и мяч залетел в ворота — получился шедевральный гол.

— Наверняка хватало веселых историй в каждом из клубов…
— В “Витэне” была разъездная жизнь. Во вторник заезжали в Новолукомль и готовились к очередному матчу. Общежитие — столовая — зал. Основное время проводили в комнатах. Потому что выйти было некуда.
В “Столице” перед решающими матчами в финальной серии некоторые наши игроки подхватили инфекцию. При этом белорусов заболевание практически не коснулось. Меня так точно. “Витэн” возмущался: дескать, “Столица” выдумывает, просит перенос, чтобы залечить микротравмы. Но отравление действительно было.

— Существовало мнение, что вас тогда дополнительно восстанавливали.
— Нет, ничего такого не было. В мою бытность такие манипуляции были затратными. Помню, когда играл в “Дорожнике”, европейские клубы считали, что мы применяем допинг, потому что нюхаем нашатырь. Затем запретили это делать. Также давали витамины. Но я никакого эффекта не чувствовал.

— Награда лучшему игроку чемпионата 2005 года сохранилась?
— Конечно! Я ей горжусь, потому что нелегко отыграть весь сезон на высоком уровне. Считаю, тот год не был единственным хорошим в моей карьере. Например, после следующего сезона при голосовании я проиграл в один голос.

— Тогда вы заметили, что подобные награды редко дают игрокам оборонительного плана.
— Подтвержу это и сейчас. Никогда не был бомбардиром — старался играть в пас, чтобы партнер просто мог подставить ногу.

— Своим парням прививаете подобный подход?
— Да. Всегда твержу, чтобы не жадничали, а голова была поднята. Я им объясняю, что партнер, находясь в лучшей позиции, оценит пас и в первую очередь побежит благодарить ассистента. А это, на мой взгляд, вдвойне приятно.

— Мастер спорта международного класса… Как так получилось?
— Это было в другом виде спорта — футзале. С него и начинал зальную карьеру. Отыграл пять лет на высоком уровне. Клубный чемпионат мира, два чемпионата мира, Лиги чемпионов… За новолукомльский “Энергетик” завоевал Кубок кубков в Португалии. А в 25 лет уехал в московский “Спартак”, который ставил только высокие цели. Там дважды выигрывал чемпионат, Кубок и однажды Лигу чемпионов. Также у меня есть звание мастера спорта России. Не успел дооформить документы мастера спорта международного класса — уехал из Москвы.

— С кем из партнеров было наиболее комфортно на площадке?
— В “Дорожнике” у нас была сбитая четверка, которую все боялись: Лушковский, Кадаков, Дедюля и я. Затем добавился Иванютин. Мы приезжали с Кубка УЕФА и привозили новые “стандарты”. Тогда же видеозаписи было сложно достать, а мы многое видели вживую. Нас “возили”, а мы запоминали и анализировали, как нужно разыгрывать. Дедюля решал на площадке многое. Как “столб” он был просто шикарен. Да и вся четверка дополняла друг друга. Мы с Лушковским начинали атаки, а Кадаков и Дедюля или Иванютин уже разбирались впереди.

— А можно ли сравнить команды, в которых становились чемпионом: “Дорожник”, “Витэн”, “Столица”?..
— Если анализировать, то у “Дорожника” был один мини-футбол — не такой быстрый, не такой схематичный. “Витэн” пошел иным путем. Здесь нужно было учитывать при анализе специфику малых залов — тренируешься при одних размерах, а приезжаешь в другие. Это доставляло дискомфорт.
Первый год в “Столице” — специфический. Задача была попасть в восьмерку. Но я называю это — “ввалились”. Да, у нас были три хороших легионера: Поляков, Гуменюк и Юнаков. Они смотрелись здорово. И мы старались соответствовать. От нас руководство ничего не ждало. Но между собой мы решили: будем биться до конца, а дальше как пойдет. В итоге добрались до победы.

— 230 забитых мячей в 427 матчах — достойный результат для игрока разыгрывающего плана?
— Очень достойный! Получается, забивал через игру. Может, я и рано закончил. Мне было всего 43. Год-другой еще можно было бы поиграть. Но не могу напрашиваться: дескать, возьмите меня в команду. На любительском уровне готов играть, однако в высшей лиге с моей стороны это выглядело бы авантюрой. Не хотел бы выходить на площадку и в физическом плане не показывать то, что привыкли видеть болельщики. Нужно уходить красиво. А поставить “галочку”, что отыграл для статистики еще один матч, — это не про меня.

— Видно, нет ни толики сожаления, что провели всю сознательную жизнь в зальном футболе…
— Иногда проскальзывали мысли, что зря закончил с большим футболом. Но когда встречаешь знакомых, с которыми играл еще в юности, а у них серьезные травмы — начинаешь задумываться. Мне скоро 48, и у меня есть возможность продемонстрировать своим подопечным, что умею на площадке, показать элементы игры, поучаствовать в “двусторонке”. Детям важно, что тренер в хорошей форме и может научить работать с мячом на личном примере.
Мне непонятно, когда парни не могут назвать фамилию первого тренера. Они приходят ко мне, я спрашиваю: у кого тренировались? Имя-отчество называют, а фамилию — нет. У меня сразу вопрос: в ком причина — в ребенке или тренере?
В то же время мы проводим товарищеские матчи между родителями и детьми. Взрослые должны видеть, как растут их дети в футзальном плане.

— Какая у тренера Кузнецова мечта?
— Воспитать как можно больше ребят, которые смогли бы заиграть в хороших клубах. И чтобы я мог гордиться ими.

— Есть парни с большим потенциалом?
— На сегодня все равны. Я им прививаю основные навыки. А дальше все будет зависеть от ребенка. Он должен быть дисциплинированным во всех направлениях. Также отслеживаю учебный процесс. Сборная 2006-2007 годов в конце каждого полугодия приносит дневники. Плохо учишься — берем на контроль. Родители поддерживают подобный подход. Мне важно, чтобы парням хватало времени и на школу, и на тренировки. Довожу им, что нужно планировать подготовку к урокам и посещение тренировок. И чтобы не было такого: ай, сегодня тренировка, в школу не пойду. А через день возникнут проблемы в школе, и на тренировке его голова уже будет занята отметками. Такого быть не должно.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?