Вадим Лисица: пересадка в маршрутку

11:37, 17 марта 2006
svg image
3416
svg image
0
image
Хави идет в печали


— Нынешний отборочный цикл оставил двоякие впечатления. Плановые очки взяли без проблем. Но, при всех оговорках — дескать, в мире не осталось слабых команд, так и должно быть. Сборные Турции и Бельгии показались типичными середняками. Мы тоже звезд с неба пока не хватаем, но все же классом выше. А вот о шведской дружине — разговор отдельный. В ее послужном списке столько высочайших титулов, что дух захватывает. Если объективно, о том, чтобы зацепить скандинавов на их площадке, и речи не велось. А дома шанс был. Сражались на пределе и нервы фаворитам потрепали. Зрители — молодцы, создали в урученском манеже потрясающий антураж. Играть в такой атмосфере да еще против такого соперника — огромное удовольствие. И школа отменная. Жаль, что на ключевом отрезке шведы нас дожали. Снова приходится учиться на набитых шишках…

— Как оцениваешь собственную игру в этом цикле?
— На площадке появлялся эпизодически, большей частью в концовках таймов, чтобы дать передышку основному диспетчеру — Васе Островскому. Да еще семерики давали бросать. Короче, ничем особым не отметился. Естественно, осталась неудовлетворенность. А еще — желание пахать. Приглашение в национальную команду одним потенциалом не заслужишь. Авансы нужно постоянно отрабатывать.

— Отметил особенности у сборной последнего созыва?
— На мой взгляд, она заметно отличается от предшественниц. В первую очередь — желанием играть и бороться, а также дисциплиной при выполнении тренерских указаний. Короче, коллектив хороший, заводной. Видел, как у ребят горели глаза? Никакой дрожи в коленях. Каждый рвался на площадку. Вот говорят, что в этой сборной не было явных лидеров. Зато главным козырем стали командные действия, никто в отчаянии не тянул одеяло на себя. Жаль, не клеилась игра в позиционном наступлении. Все-таки сказалось отсутствие травмированного Сереги Горбока. Эффективно поливать сзади, как это делал, скажем, шведский левша Ким Андерссон, оказалось некому. Зато неплохо смотрелись в обороне. Тот же Максим Бабичев, считаю, стал открытием турнира, образовав прочную защитную связку с Максом Нехайчиком.

— Резюме относительно перспектив сборной Беларуси нынешнего образца?
— В одном интервью Спартак Петрович Миронович обмолвился, что эту команду вряд ли ждет радужное будущее. Возможно, слова были другими, но за смысл ручаюсь. Наверняка наш тренер имел в виду те проблемы, которые испытывает весь белорусский гандбол. Все это так. Да не совсем. Во-первых, разведи нас жребий на групповом этапе со шведами, шансы на попадание в финальную стадию чемпионата мира выросли бы вдвое, со всеми вытекающими отсюда перспективами. А во-вторых, внимательно смотрел матчи недавнего чемпионата Европы в Швейцарии и убедился: гипотетически белорусы не выглядели бы там безнадежно. Во всяком случае, выступили бы не хуже тех же украинцев, с которыми не раз играли на равных, или швейцарцев.

— Кстати, какая из элитных дружин континента тебя наиболее впечатлила?
— Поразился заоблачному уровню турнира в целом. Похоже, силовой гандбол окончательно уходит в прошлое. Сейчас в цене бешеные скорости и индивидуальное мастерство. Всегда симпатизировал стилю датчан. Как они оснащены технически, как тактически готовы!

— А если коснуться персоналий?
— В Швейцарии всех затмил Ивано Балич. В гандболе для хорватского лидера не осталось секретов. Потому он так часто практически в одиночку решает исходы матчей. Восхищаюсь его мастерством. А еще впечатлен игрой Стефана Левгрена, капитана шведов, хотя их на турнире не было. Он великолепно видит площадку, раздает филигранные передачи, отлично дирижирует командой. При этом сам забрасывает, и немало.

— Каково было после месяца в сборной и теленаблюдений за лучшими командами континента окунуться в будни родного национального чемпионата?
— Не спрашивай. Все равно, что покататься месяц на лимузине, а потом пересесть в маршрутку. К сожалению, наш чемпионат, где мы по полсезона варимся в неизменной четверке, давно приелся, стал рутиной. В том числе и для болельщиков. Хотя и здесь еще есть место подвигам. Достаточно вспомнить сюрпризную февральскую победу СКА над брестчанами. Когда узнал — не поверил. Мешковцы ведь осенью привозили всем минимум по двадцать мячей. И вдруг так опростоволосились. Расслабились, недооценили соперника?.. Это не оправдание. Команде, которая ставит целью плей-офф Лиги чемпионов и которой руководит такой матерый тренер, негоже допускать проколы на внутренней арене, где она во всех отношениях вне конкуренции. Армейцы — молодцы. Подали и нам маячок: с БГК можно сражаться не без шансов на успех. Понятно, что оппонировать чемпионам в глобальном отношении сегодня нереально. Наша задача скромнее: наконец-то отвоевать у СКА серебро. В нынешнем сезоне “Виктория-Регия” сменила не только название. Мне кажется, мы существенно добавили во многих компонентах. С приходом в клуб Леонида Бразинского, опытного специалиста, долго трудившегося за границей, наша команда поумнела, что ли. Сделали акцент на надежности защиты. Как следствие, стали получаться осмысленные контратаки. Конечно, пока ладится далеко не все. Но новая искра в игре появилась, это точно. Ну а бойцовских качеств нам всегда было не занимать.

— Отток за границу гандболистов, не числящихся даже в национальной сборной, продолжается. Вадим Лисица не засиделся в родных пенатах?
— Такие мысли посещают. Давно одолевает желание попробовать силы в заметном зарубежном клубе, где можно добавить в мастерстве. Но дело в том, что достой- ных предложений еще не было. А бросить все и рвануть в заштатный чемпионат — подобные авантюры не по мне. Хочу играть на хорошем уровне. Да и, чего скрывать, подзаработать. В Беларуси ведь только БГК материально состоятелен. Остальные прозябают на хилых бюджетах. Остается ждать своего часа. Появится заманчивый вариант — постараюсь не упустить.

— Твоя коронка — отточенный опорный бросок. Она обусловлена природными данными?
— Пожалуй. К броскам без прыжков душа лежала с малых лет. Все-таки антропометрия у меня — так себе: не высок, не крепок. А играть приходится, как правило, в розыгрыше. Там на пути преграда из мощных центральных защитников под два метра ростом — куда уж сверху молотить? Вот и приходилось искать щелочки. То снизу бросишь, то с отклонением, то под руку сопернику. В этом плане многое почерпнул у разыгрывающего сборной России Игоря Лаврова. Опорные броски в его незабываемом исполнении просто идеальны. Поэтому держал в голове эту учебную картинку, ставил на тренировках перед собой габаритного защитника и отрабатывал атаки. Сейчас пытаюсь развиваться, больше упражняюсь в прыжковых действиях. Но коньком по-прежнему считаю именно бросок с опоры.

— Немалая доля твоих бомбардирских свершений приходится на реализацию пенальти. Обладаешь железными нервами?
— Не думаю. Наоборот, с детства не люблю подходы к семиметровой отметке. А на поверку это получается лучше, чем у других. Так тренеры до сих пор и доверяют бросать пенальти.

— Любимое место на площадке.
— В последнее время меня нередко используют на позиции полусреднего. Но все же считаю себя игроком центра. Там действую наиболее уверенно. Дирижерские обязанности мне не в тягость. Особенно, если выдается возможность взаимодействовать с такими умными партнерами, как Вася Островский или Андрей Курчев. С линейным Юрой Громыко понимаем друг друга с полуслова. Не один пуд соли с этими парнями съели. Отсюда и сыгранность.

— К сожалению, травмы тебя стороной не обходят…
— Есть такая напасть. Серьезные неприятности начались в 2003-м. Помню, сломался в первом же туре первенства страны, долго лечился, не играл в квалификации за сборную. После операции на колене был длительный восстановительный курс. Вроде бы пошел на поправку, заканчивал чемпионат, летом захватил тур ПГЛ. А потом случился рецидив. Пришлось вторично обращаться к хирургам. До сих пор ощущаю дискомфорт и боль даже при обычных столкновениях. Две операции на колене бесследно не проходят. Кроме того, после простоев, вызванных повреждениями, медленно и тяжело возвращаю форму. Поэтому даже с не залеченными болячками стараюсь нагружаться. Но что удивительно: никогда не возникало желания все бросить. Обида и горечь из-за того, что не можешь помочь команде, сыграть в полную силу, получить удовольствие, — это да. Но повесить кроссовки на гвоздь… Кто-то сказал, что большой спорт сродни наркотику. За десяток лет гандбол стал для меня и работой, и хобби.

— На трудовую вахту ты заступил…
— …по сути, в двенадцать годков. Это когда Сергей Валентинович Зайцев предложил заниматься гандболом в родном Глуске, что на Могилевщине. Как водится, отправились в секцию толпой пацанов. А через какое-то время друзья разбежались: кто в футбол, кто в легкую атлетику. А я к этой незнакомой игре сразу прикипел. После уроков пулей летел на тренировки. Вскоре проявились кое-какие способности. И поехало: сборные района, области… А в пятнадцатилетнем возрасте удостоился приглашения от Виктора Петровича Косинского — в столичный РУОР. Оттуда вскоре попал в СКА. Не знаю, как сложилась бы судьба, если бы в 2002-м, по окончании училища, не оказался перед выбором: либо натягивать армейские сапоги, либо продолжать образование. Выбрал второе и поступил в университет физкультуры. За его команду теперь и выступаю. А параллельно учусь, уже на четвертом курсе.

— Не было сожаления, что разменял СКА на менее престижный бренд?
— Это было взвешенное решение. Спартак Миронович — мудрый человек, тонкий психолог и превосходный тренер. Других таких в Беларуси нет, и тренироваться под его началом — большая честь. Но желание учиться перевесило перспективы, связанные со СКА. И я не разочарован. Тем более что и в нашем клубе трудятся квалифицированные специалисты. Мне интересно. К тому же так или иначе остаюсь на виду у Мироновича. Ведь не лишен шансов проявить себя в его сборной.

— Наверняка наиболее памятные матчи в твоей карьере связаны именно с национальной командой?
— Особняком стоит минский поединок плей-офф чемпионата Европы против хорватов. Играли летом 2003-го. Соперники носили тогда титул чемпионов мира. В официальной встрече добиться ничьей с сильнейшей сборной планеты, забросить в ее ворота больше трех десятков мячей — такое не забывается. Помню, как после финальной сирены Александр Владимирович Каршакевич, знавший немало великих побед, прыгал за скамейкой запасных, как мальчишка. Многое отдал бы, чтобы еще раз пережить такие эмоции.

— Все впереди — какие твои годы…
— Вот и верю, что до окончания игровой карьеры еще далеко. Но не сомневаюсь, что желание заниматься любимым делом не пропадет и после завершения активного спортивного этапа. Поэтому образование получаю с прицелом на будущее, не ради наличия диплома в пыльном шкафу. Надеюсь, в зрелом возрасте смогу чему-то научить других.

— Расскажи о своей семье.
— Родители живут в Глуске. Бывает, выбираются в столицу на гандбол. Например, на тот памятный матч с хорватами приезжали. А сестра, которая учится в Минске в технологическом университете, так вообще главная моя болельщица, не пропускает ни одной игры.

— Нет намерений порвать с холостяцкой жизнью?
— Похоже, созрел для такого решительного шага. Как и любимая девушка.

— Уж не линейная ли “Аркатрона” Таня Стельмашок? Частенько доводится видеть вас вместе.
— Точно, она и есть. Работает преподавателем в БГУФКе, а в гандбол продолжает играть для удовольствия. Даст бог, летом справим свадьбу.

— Сугубо гандбольная специализация будущей семьи не смущает?
— Напротив. Полагаю, это только сближает. У нас один круг интересов, много общих знакомых. Таня прекрасно понимает проблемы спортивной жизни: бесконечные тренировки, отлучки на сборы и прочее. Правда, иногда она берется меня критиковать: не туда побежал, не так бросил. Даже советы давать пытается. Но я к ним редко прислушиваюсь. Не люблю махать кулаками после драки и разбирать людей по косточкам. Доверяю разве что рекомендациям тренеров.

— Досуг уходит на их анализ?
— Не только. Когда свободен, не прочь позабавиться детективом или с компьютером. К другим видам спорта не равнодушен. Особенно к хоккею. Следил за олимпийским турниром. Чемпионатом Беларуси тоже не брезгую. Его уровень здорово вырос. Болею за “Керамин”. В прошлом году ходил на его матчи с “Юностью”, где решалась судьба золота. Жаль, не кераминовцам оно досталось.

— А ведь бывали времена, когда и хоккеисты ходили в Минске на гандбол. Причем с удовольствием…
— Было бы здорово их вернуть. Может, получится?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?