ДЕНЬГИ. Федкомспорт Беларуси

11:41, 17 марта 2006
svg image
6182
svg image
0
image
Хави идет в печали

Куда полезнее будет побеседовать с Федорычевым после того, как он, надеемся, в ближайшее время проведет переговоры с руководством белорусского футбола и Национального олимпийского комитета. Тогда можно будет говорить не только о спортивной составляющей фигуры самого олигарха, но и о серьезности его намерений инвестировать суммы порядка 50-100 млн. долларов в наш спорт.

На футбол не обижаются

Начал Алексей Михайлович с того, что “на днях купил старейший московский еженедельник “Футбол — Хоккей” и еще все права на национальный футбольный чемпионат Украины”. И тут же закончил предложением поговорить после того, как Байдачный организует ему встречу “наверху”: “Анатолий Николаевич обладает всей информацией, мы давно знакомы и я ему доверяю. С удовольствием побеседую с “Прессболом” более обстоятельно, можете приехать и ко мне в Москву, примем, но сейчас все вопросы к Байдачному — я наделил его полномочиями”.
В тот же день Федорычев улетел в первопрестольную, а вчера мы связались с Анатолием БАЙДАЧНЫМ, который к тому времени предложения Федорычева уже довел до сведения исполнительного директора Ассоциации “БФФ” Леонида Дмитраницы.
— Я попросил Леонида Федоровича рассказать главе БФФ и Администрации президента Беларуси Геннадию Невыгласу следующее. Во-первых, белорусский спорт может сделать качественный шаг вперед. Во-вторых, ему для этого не придется прикладывать особых усилий — это сделают деньги, инвестированные извне. Речь идет о покупке всех коммерческих прав на национальный футбольный чемпионат и сборную, а также олимпийскую команду страны. Также Алексей хочет создать здесь спортивный телеканал.

— О каких суммах может идти речь?
— Это зависит от готовности наших властей к сотрудничеству с российским олигархом, от их желания продвигаться дальше и дальше.

— Порядок цифр…
— Недавно Федорычев заключил контракт с Олимпийским комитетом России на 100 миллионов долларов. Столько он инвестировал в ОКР накануне Турина. Во сколько оценит себя НОК Беларуси, судить трудно, мне сподручнее заниматься футбольными параллелями.

— Во сколько обошелся Алексею Михайловичу чемпионат Украины?
— 40 миллионов долларов. Думаю, на половину этой суммы наш чемпионат потянет.

— О какой перспективе говорим?
— Инвестор готов платить хоть завтра.

— А что, собственно, продаем, каков товар? Ведь качество нашего чемпионата ничуть не улучшилось. И кто получает за него выручку?
— Речь идет об очень серьезных вещах, о революционных шагах в белорусском футболе. Это была моя давняя мечта, еще будучи главным тренером сборной, я делал все возможное, чтобы привлечь в наш футбол инвестиции извне. Потому что местный капитал, это мое глубокое убеждение, спорт N 1 из ямы не вытянет. Государственная поддержка — это здорово, но она позволяет поддерживать лишь местечковый уровень. Для того чтобы встать на ноги, нужен совсем другой порядок цифр, нежели тот, которым оперируют бюджеты белорусских клубов и сборных.
Я давно говорил на эту тему и с руководством белорусского футбола, и с иностранными инвесторами, в том числе и с Федорычевым. И мне, разумеется, очень обидно, что предложение пришло, когда мои полномочия как главного тренера сборной истекли. С ними я сделал бы гораздо больше. Но в то же время я рад за преемников. Вы подумайте, что такое 20 миллионов! Для России — ничто. Для нас — хороший старт. Представляете, каждый клуб высшей лиги просто за то, что его будут показывать по телевизору с соответствующей рекламой титульных спонсоров на стадионе, получит по миллиону. Плюс еще шесть останутся в федерации. Эти деньги можно пустить на что угодно: развитие инфраструктуры, детской школы, в конце концов, на зарплату игрокам. В российском футболе к этому давно пришли, и теперь там совсем другой уровень чемпионата. Пора и нам начинать.

— Анатолий Николаевич, простите за вопрос: вы все время говорите “мы”, “наш футбол”… Разве вы в нем еще работаете?..
— Знаете, сегодня, когда я позвонил Дмитранице и рассказал все, что сейчас говорю “Прессболу”, услышал в ответ что-то типа смущения, мол, спасибо Анатолий Николаевич, что вы на нас не в обиде. Я ответил, что на футбол не обижаюсь.
И вы то же самое напишите: футбол — это жизнь, это моя судьба, а на судьбу кивают только слабые, каковым себя не считаю. В Беларуси живут прекрасные, талантливые люди, у страны есть великолепные футболисты и перспективный резерв. Беда, что ими порой руководят непрофессионалы, но это не повод, чтобы опускать голову. Надо не обижаться, не оглядываться, а дело делать и идти вперед. Тогда и жизнь наша изменится к лучшему.

Калийные берега

Газ и нефть. Пожалуй, только эти два слова до недавнего времени ассоциировались с огромными финансовыми вливаниями в российский футбол. До тех пор, пока в этой сфере не появился Алексей Федорычев с его минеральными удобрениями. Впрочем, сначала бизнесмен продавал шпалы, за которые ему предложили рассчитаться аммиаком. Последний пошел на удобрения. Затем появилась целая корпорация…
“Fedcom” — такое название носит компания россиянина. Оно же красуется на форме французского “Монако”, игравшего два года назад в финале Лиги чемпионов. Тогда, правда, русскоязычное население особого внимания на титульного спонсора команды не обращало. До того времени, пока не стало известно, что Федорычев с детства болеет за московское “Динамо”, куда с недавних пор и вбухивает громадные деньги.
Знакомство с генеральным директором “бело-голубых” Юрием Заварзиным “король минеральных удобрений” завел в Монте-Карло весной 2004 года. На пути за Кубком чемпионов “Монако” повстречался английский “Челси”, вскармливаемый Романом Абрамовичем. Наверняка Заварзин собирался посмотреть как раз на лондонское предприятие. Поездка же увенчалась откровенным разговором с Федорычевым. С того дня последний инвестировал в “Динамо” около 150 млн. долларов. Теперь его невольно сравнивают с Абрамовичем. Как раз на этом потенциальном сравнении, возможно, и сыграл Заварзин. Ведь вопрос “Кто богаче?” изначально имел ответ не в пользу будущего хозяина “бело-голубых”. Скажем, в реестре самых богатых людей России по итогам минувшего года Абрамович занимает первое место, Федорычев — 55-е. Можно, конечно, рассуждать о прозрачности бизнеса обоих. А лучше просто повествовать.
На вершину европейской бизнес-элиты Федорычев взобрался 12 лет назад. Его фирма специализировалась на весьма противоречивых регионах: арабских странах, Южной Америке, Израиле. Кроме производства и продажи удобрений, “Fedcom” также стал крупнейшим поставщиком серы из России. Офисы компании располагаются в Москве, Женеве, Киеве, Одессе, Мариуполе. Основной, само собой, — в Монте-Карло. На Украине в собственности бизнесмена несколько заводов, независимый терминал для сыпучих грузов, суды, баржи и даже собственный порт в Ильичевске. Родился же Федорычев в российском Красногорске, где и созрело решение стать футболистом. По этой стезе он прошел довольно далеко — до дубля московского “Динамо”. На том, правда, дело застопорилось. Однако об апартаментах с видом на пляжи юноша мечтать не перестал.
Теперь Федорычев располагает видом на Средиземное море и двумя гражданствами — российским и венгерским. Не так давно он хотел приобрести в собственность и клуб “Монако”, который спас от банкротства, избавив от долга в 60 миллионов долларов. Сделке воспротивился князь Ренье, сославшийся на неоднозначную репутацию рожденного в СССР. Еще в 1997 году спецслужбы Франции предположили, что за “Федкомом” скрывается русская мафия. Это версия стала раскручиваться, как только директор одного из отделений компании Александр Клюев попался на торговле поддельными паспортами. На него тут же пало подозрение и в подпольной торговле оружием через подставную итальянскую фирму. Прямых доказательств связи Федорычева с криминальным миром не обнаружилось, но, как говорится, не важно у кого украли шубу, главное — факт. Пока “Монако” так и не сменил собственника. Наверняка это дело ближайшей перспективы, ведь главный антагонист князь Ренье не так давно ушел в мир иной.
…На упомянутом матче Лиги чемпионов они сидели в разных ложах. Федорычев в собственной, коронованные особы — в сановной. Князь Ренье не принял приглашение главного спонсора “Монако”, предпочтя расположиться рядом с принцем Альбером и четой Абрамович. Чукотский губернатор не был посвящен в таинства рассадки — российские миллионеры так и не познакомились. Монегаски преградили лондонцам путь к финалу наиболее престижного еврокубкового трофея. Сами они, правда, также остались без оного, уступив в решающем поединке португальскому “Порту”. Тогда никто не мог предположить, что вскоре ведущие футболисты пиренейцев окажутся в составе московского “Динамо”.
Сотрудничество с российским клубом официально было оформлено в сентябре того же года. В этот же период появилась компания “Fedcom Media”, ставшая правообладателем всех трансляций футбольного чемпионата России. На телевидении показывают гораздо больше рекламы. Этот момент несколько неприятен для зрителя, но в финансовом плане положительная динамика на лицо. Компания заняла нишу и на украинском рынке. Спонсорские пакеты пришлись ко двору “жовто-блакитной” сборной, пробившейся в финальную часть мирового первенства, и киевскому “Динамо”. Совместно с боссом последних Игорем Суркисом есть затея создать медиа-холдинг, чье влияние распространится на страны Восточной Европы. В первую очередь речь идет о Румынии и странах бывшей Югославии.
Безусловно, Федорычева ждут и в хоккейном московском “Динамо”, переживающим безденежье. На одном из матчей российского первенства Федорычев даже появился в VIP-ложе Малой арены Лужников. Диктор объявил о его присутствии с таким пафосом, как будто речь шла о мессии. Продолжения пока не последовало.
Зато в футбольном элитном дивизионе у Федорычева появился фактически второй клуб. Компания “Агрофест-Дон”, через которую россиянин в основном ведет зерновой бизнес, экспортируя из России пшеницу и ячмень, стала основным акционером клуба “Ростов”. Блуждает информация об интересе бизнесмена к ярославскому “Шиннику” и клубу “Орел”.
Зато с полной уверенностью можно писать о самом крупном финансовом контракте в истории всего спорта наших восточных соседей. Олимпийский комитет России (ОКР) передал “Fedcom Media” коммерческие права вплоть до Олимпиады-2014. За восемь лет сотрудничества ведомство выручило 110 миллионов долларов и избавилось от необходимости самостоятельно вести переговоры со спонсорами. Теперь этим займется Федорычев со товарищи. Говорят, шансы Сочи принять ЗОИ-2014 резко повысились. По сравнению с Солт-Лейк-Сити выросли и медальные “надои”. В дополнение к государственным премиальным бизнесмен посулил 50 тысяч долларов за золотую медаль, 30 — за серебряную и 20 тысяч — за бронзовую. Помимо того, он пообещал поощрить добытчиков драгоценного металла сверх оговоренного соглашением.
Вложения Федорычева в российской спорт приближаются к полмиллиарда долларов…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?