Мертвая точка
Все действительно так, хотя ни о каком программном развитии этого вида в Беларуси сей факт не свидетельствует, а говорит разве только о том, как акцентированно и массово наша сборная вновь вернулась к практике приглашения российских спортсменов.
Специалисты из соседней страны во главе тренерского штаба (ранее — государственными тренерами, перед реорганизацией) трудились в нашей национальной команде испокон веков. Точнее, с зари суверенитета. Достаточно вспомнить заслуженного тренера России Елену Чайковскую, которая была здесь первым лицом у бортика в середине 2000-х. Приезжали специалисты и с менее громкими именами. Однако роднило их одно — российский паспорт, к чему в принципе можно было отнестись с пониманием. Как ни крути, а собственных не то что атлетов, но наставников у нас не было — по крайней мере тех, чей бэкграунд и авторитет были бы хоть в какой-то степени соизмеримы с титулованными российскими тренерами. В общем, одного россиянина сменял другой…
Другое дело — “материал”, с которым им приходилось заниматься. До определенной поры акцент также делался на невостребованных восточнее белорусской границы фигуристах. Тем не менее порой там конкуренция была столь велика, что пропускали не заурядного, а талантливого спортсмена. И тогда Беларуси счастливо удавалось заполучить не просто того, кто занимает вакансию местных учеников, а способного демонстрировать завидные результаты на международных турнирах атлета или целую пару. Наиболее яркий пример — Сергей Давыдов родом из Ростова-на-Дону, который выступал в Турине-2006. Это и был последний случай, когда в олимпийских протоколах фигурировал белорусский флаг.
Теперь он, повторимся, там будет значиться вновь, причем не единожды. Во многом потому, что после полутора десятков лет БСК возвратился к систематичному зазыву в Минск российских фигуристов. Этот период, можно сказать, начался в нынешнем четырехлетнем цикле и связан с именем Олега Васильева — очередного тренера из страны-соседки. В прошлом Васильев — чемпион Сараево-1984 в парном катании (вместе с Еленой Валовой) и серебряный призер Калгари-1988. Среди самых известных его воспитанников — Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин, завоевавшие золото все в том же Турине.
Спору нет, оттачивать мастерство под началом такого специалиста — большое подспорье. Только делают сейчас это в основном составе сборной преимущественно его же соотечественники. Так, ведущий одиночник страны — Константин Милюков, 27-летний уроженец Казани, выступавший за первую родину до 2019 года, после чего убежавший от жесткой тамошней конкуренции на ледовую площадку “Минск-Арены”.
У женщин действующая чемпионка Беларуси — 18-летняя москвичка Виктория Сафонова, покинувшая Белокаменную из тех же соображений, что и Милюков. Ее выбор был вполне объясним, коль скоро такая возможность, иначе говоря — предложение из Минска, представилась: если у мужчин еще можно пробовать отыскать себе место под солнцем, то девушек, готовых штурмовать мировые пьедесталы, у соседей огромное количество. Национальные чемпионаты там сродни планетарным первенствам.
В спортивных парах в течение 2021-го отечественную сборную представляли Богдана Лукашевич и Александр Степанов, также принявшие наше спортивное гражданство по приглашению Васильева. Но и это не самое примечательное. Дело в том, что главными тандемами-соперниками для Лукашевич и Степановой в нашей стране выступают также российские дуэты. Не национальная команда, а своего рода филиал российской! Остается только поработать над “импортзамещением” в танцевальных парах — и доступ доморощенных фигуристов на заграничные Гран-при будет закрыт вовсе.
Собственно, именно названные спортсмены и претендовали на олимпийские лицензии в Токио на протяжении текущего четырехлетия. С задачей справились одиночники Милюков и Сафонова. На что они будут способны в в Пекине? Едва ли на что-то большее, чем право выступить в произвольной программе после короткой. Да и вообще сути дела это кардинально не меняет: никто из новоприбывающих фигуристов все равно не способен претендовать на медали на мировом и даже континентальном льду — крепких противников всякий раз оказывается предостаточно. Натурализация служит в этом случае исключительно в качестве ретуши неблагополучного положения дел со своим молодым поколением.
Такова данность: здешних фигуристов мало-мальски приемлемого класса как не было, так и нет. Импульсом к развитию не становится ни постоянная работа у нас авторитетных российских наставников, ни занятия белорусских талантов бок о бок с более мастеровитыми “легионерами”. И как разорвать этот замкнутый круг и сдвинуться с мертвой точки, остается загадкой. Разве что для начала со смирением осознать: предоставление места россиянам — отнюдь не панацея, что многократно доказано опытом иных зимних видов в Беларуси. Взять хотя бы лыжные гонки. А сам факт поездки на Олимпиаду кого-то под белорусским флагом — слабое утешение.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь