Дети. “Мотивировать детей сложнее”
С чего там начиналась улыбка в известной детской песне? Так вот в этот раз мы поговорим о том, с чего начинается футбол. “ПБ” запускает серию материалов о фундаменте игры N 1, и первым героем этой серии стал Александр КАЛИНИЧЕНКО, обладатель международной “А”-лицензии УЕФА, в прошлом руководитель ДЮСШ ФК “Смолевичи”, основатель и руководитель школы “Funny Kickers” Александр проходил стажировку в академии бельгийского “Брюгге” и получил сертификат о прослушивании зарубежного курса “Specialist in the planning and programming of youth football”.
— Как получилось, что ты работал с детьми на базе бельгийского “Брюгге”?
— Изначально бельгийцы организовывали специализированный детский лагерь на базе “Огонек” под Минском. При содействии белорусов, живущих в Бельгии, сюда приглашали специалистов европейского уровня, вместе с ними мы работали в этом лагере, и по его итогам отбирали лучших для поездки в Европу. Сам кэмп был на платной основе, но уже в Бельгию мы возили детей бесплатно. Так получилось, что грант выиграли двое борисовских ребят, поэтому я как тренер, который с этими детьми занимался, сопровождал их.
— В чем глобально различается наша и бельгийская подготовка детей?
— Во-первых, хочется отметить массовость. Там очень много детей интересуются футболом. А чем больше детей — тем богаче выбор. У нас этот момент, к сожалению, хромает. Мы набираем в ДЮСШ ребят от шести до восьми лет по определенным критериям и начинаем с ними работу. А что делать остальным шестилеткам? Вот и получается, что ребенку некуда идти. Да, есть частные школы, но не все готовы их оплачивать. И этот парень может позволить себе… максимум какие-то любительские турниры и игру во дворе. А в Бельгии работает огромная система скаутинга, в которой следят за перспективными подростками. И в 13-14 лет этот “забракованный” ребенок может попасть в академию условного “Брюгге”, потому что сумел зарекомендовать себя. Во-вторых, профессиональная подготовка тренеров. Более того — их узкая специализация. Если говорить простым языком: каждый занимается своим делом и делает это хорошо. Тренер по физподготовке, специалист-психолог… В работе детских тренеров приветствуется творчество: они могут сами составлять программу тренировок и согласовывать ее с координатором в клубе. Еще один важный момент — координатор возрастов. Несущественная, но очень важная деталь — это человек, который ориентирован на определенный возраст детей в академии, ему не нужно распыляться на сотни ребят, и это приносит результат.
— Как у бельгийских детских тренеров обстоят дела с оплатой труда?
— Дело в том, что им не так уж много платят. Многие тренеры считают своим основным местом работы совсем не детский футбол. Но сюда они приходят, потому что разбираются в своем деле и кайфуют от него. К тому же для многих из них работа в “Брюгге” — это большая честь и статус. Да и не только в этом городе. А когда человек любит то, чем занимается, — успех придет. Менталитет людей в том, что они готовы работать бесплатно только ради того, чтобы помочь клуб. Так, некоторые скауты “Брюгге” за свой труд денег не получают, но это им не мешает. А у нас главный вопрос любого специалиста: сколько я получу? Однако и это имеет право на жизнь. Но для бельгийцев, которые занимаются старшими возрастами, это и долгосрочная ставка, и хорошая оплата труда, ну и плюшки в виде имиджа.
— Наверняка там и инфраструктура получше нашей…
— Не сказал бы, что разница заключается в ее качестве. Я не увидел в Брюгге ничего экстраординарного, чего не могли бы себе позволить белорусы. Нет сказочного миллиона полей с современными комплексами для восстановления. Безусловно, их больше, чем у нас, но вся загвоздка в том, что эти поля постоянно заняты детьми, будь то процесс обучения или просто игра. Стандартная синтетика и натуральный газон, обычные раздевалки с душевыми — все, что мы и так имеем. Если брать, к примеру, школу ФК “Минск” — наши “горожане” не уступают по инфраструктуре. Но все дело в том, что элементы такой инфраструктуры повсеместно — от большого до маленького города. У нас же этим могут похвастаться только областные центры.
— Если вычленить проблему: залог успеха бельгийских футболистов — тренеры, которые не обременены денежным вопросом, и точечный подход к разным аспектам становления футболистов. Правильно?
— Да, так и есть. Экономический фактор для нашего детского тренера очень важен. Ему приходится пахать на трех работах, чтобы прокормить семью, и, как бы он ни хотел, энергии и запала на детский футбол остается немного. Но эта проблема решаема. В Минске сейчас открываются много частных школ, в которых на этом деле можно зарабатывать. Более того, эти школы довольно-таки успешно функционируют. Конечно, мы не можем сказать, что через пять лет эти школы подарят нам футболистов европейского уровня. Но я не знаю ни одной белорусской, будь то частная или государственная, школы, которая работала бы по одной программе и философии. Каждый тренер одной и той же школы закладывает в головы детям свои идеи. Хотя с этого года федерация внедряет российско-немецкую программу и будет требовать от детских тренеров ее соблюдения.
— А ты читал эту методичку? Как тебе?
— Мое мнение: любая программа хороша как структуризация действий. Какой бы она ни была, всегда будут минусы и плюсы. Да, мы попробуем ей следовать и будем надеяться на успех. Но в нашей стране нужно начинать с другого. Многие тренеры задают вопрос: “У меня на группу три мяча и четверть поля для тренировки — как работать по программе?” Людям элементарно не хватает инвентаря. То есть вопросы с инфраструктурой все же живы. Огромный вопрос с этим в маленьких городах и деревнях. А ведь там растут такие же талантливые дети, как и в областных центрах. Более того, дети там, возможно, даже чуть больше живут футболом, потому что их спектр развлечений не так широк. Давай посмотрим на наши юношеские сборные — подавляющее большинство ребят из крупных городов. Очень много детей теряются из-за этого.
— Это можно как-то исправить?
— Приведу пример из Германии. Там строятся центры подготовки между мелкими населенными пунктами в радиусе 40-50 километров. Детям удобно ездить тренироваться, таким образом увеличивается количество потенциальных талантов, улучшается выбор — результат налицо. Но опять же, чтобы создать такой центр, нужны финансы. Что бы ни говорили в свое время о брестском “Динамо”, мол, бред, просто заманивают детей и так далее… Так если детям предоставляются в условной “Александрии” все условия для жилья, тренировок и учебы — это же шикарно! Взять Минскую область. Есть Крупки, Березино — это все небольшие города. Но в них только местные ДЮСШ, да и то с небольшим выхлопом. Представим: ребенок пришел после школы домой и ему нужно ехать за 60 километров на тренировку в город побольше — не все на это пойдут. Хотя у меня есть такой пример. Раньше ребенок ездил из деревни тренироваться в Борисов, а теперь играет в минском филиале БАТЭ 2010 года рождения и занимается в столице. Это нагрузка на ребенка. Может, стоило бы организовать автобус, который возил бы детей из таких населенных пунктов на тренировки. И снова все упирается в деньги…
— Что в таком случае помогло нашей молодежной сборной в 2011 году взять бронзу молодежного чемпионата Европы? Тогда условия были еще хуже, ведь так?
— Так и есть. Но футбол не стоит на месте. То, что прокатывало еще десять лет назад — сейчас бессмысленно. Не стоит на месте наука, медицина, психология. Сейчас все настолько серьезно… Вот мы говорим о Бельгии. Так ведь там начали работать над детским футболом примерно в 2000 году. И только к 2016-му виден результат на всех уровнях. Тогда они поняли, что нужно менять все аспекты, а выхлоп случился намного позже. Так же и в Беларуси — у нас есть хорошие тренеры, качественные моменты подготовки. Вот только уровень конкуренции взлетел так стремительно, что очень трудно за некоторыми странами угнаться. Где-то футбольные функционеры оказались более дальновидными — теперь мы видим итог. Еще один вопрос, что, несмотря на не самые хорошие условия для тренировок лет пятнадцать назад, дети тогда больше любили футбол. Они готовы были играть на песке, на асфальте, босиком, в разорванных кедах. Сейчас сталкиваюсь с тем, что детям интереснее посмотреть ютьюб-ролики с известными блогерами, посмеяться над плоскими шутками. Раньше у нас спрашивали, зачем мы пришли на тренировку? Каким ты ни был — талантливым или не очень, — ответ был четким: “Хочу стать футболистом”. А сейчас на этот вопрос не все ребята смогут сформулировать свой ответ. Изменились авторитеты. Основываясь на личном опыте, могу говорить, что дети сейчас хотят быть похожими на героев видеороликов с миллионом подписчиков. Понятно, что мотивировать детей выйти на улицу намного сложнее. Малыши хотят, чтобы их с комфортом привезли на машине, потом забрали, помыли и спать уложили. Здесь мы возвращаемся к вопросу о массовости. Нужно думать, как привлечь детей к футболу. Может, нужно придумать какие-то уроки футбола, фестивали.
— Если не ошибаюсь, ты работаешь в футбольном классе одной из борисовских школ. Расскажи о нем.
— Да, на базе школы был создан такой класс. Во-первых, у этих детей нет уроков физкультуры и труда. То есть их учебный процесс заканчивается раньше обычного. Примерно в 13.00 они обедают, в 14.30 — тренировка. Пока позволяет погода, ходим тренироваться на поле ДЮСШ. Общественный транспорт нам не нужен — дорога занимает минут 10-15. Тренировка закончилась, возвращаемся в школу. Да, это не совсем удобно, нужно таскать с собой школьную форму. Поэтому иногда мы занимаемся на базе школы. Все условия для этого предоставлены — душевые, раздевалки, классы с мониторами для теоретических занятий. Да и в зимний период нам помогают со школьным искусственным полем — при содействии ДЮСШ и ФК БАТЭ, который по соглашению может забирать к себе наших лучших ребят, рабочий процесс приносит удовольствие.
— И набор в такой спецкласс есть, правильно?
— Нужно учитывать, что это дети седьмых-восьмых классов. Они уже не первый день занимаются футболом, знают, чего хотят. Более того, осведомлены и их родители, которые и приводят своих парней. К тому же мамы и папы в курсе, что я, к примеру, очень ответственно отношусь к учебе парней. Делаю так, чтобы футбол не влиял пагубно на их интеллектуальное развитие.
— У нас с раннего возраста закладывают в голову футбол, при котором невозможно побеждать на высоком уровне. Почему так?
— Эта тема уже набила оскомину… Чтобы было проще понять, приведу пример. Я занимался с малышами семи-восьми лет и почти месяц отрабатывал с ними момент дриблинга и финтов. Потом мы едем на турнир и я хочу увидеть результат своей работы. Но! Не результат на табло, а финты и дрибблинг в разных ситуациях. Я последнему защитнику разрешал идти в обводку, не боясь ошибаться. Потеряешь мяч, забьют тебе — ничего страшного. Цель нашей поездки — закрепить изученное за прошедший месяц. Как итог — на том турнире мы заняли пятое или шестое место. А выиграла команда, которая максимально упростила свой футбол передачами на “столба” и “толканием” мяча в ворота. Здесь еще и момент с родителями. Они могут давить на ребенка и давать ему установки, которые различаются с теми, что предлагает тренер. А все потому, что родители хотят видеть медали и кубки у своего ребенка, а уж каким путем они будут завоеваны — не столь важно. Пытаюсь объяснять мамам и папам свое видение, и многие соглашаются с ним, но не все. Видел и примеры, когда детские тренеры с бровки оскорбляют детей. Понятно, это все не доходило до нецензурщины, но если ты просто повышаешь голос на играющего ребенка — о какой психологической стабильности идет речь? У нас некоторые школы не чураются этого принципа. Результат любой ценой приводит к тому, что родители видят: ага, ребенок возвращается с медалями, с кубками, значит, тренер там отличный, я продолжу нести туда деньги, если школа частная.
— А если сразу предупреждать родителей: мол, на ближайшем турнире не ждите медалей, но я дам вам отчет об успехах вашего ребенка в определенном аспекте. Сработает?
— Если с первого дня вести диалог с родителями таким образом — да, наверняка сработает. Но есть дети, которые приходят к тебе от другого тренера, и они ни слухом ни духом о правильной организации игры. Необходимо объяснить, для того чтобы забить гол, нужно пройти три фазы: начало, развитие и завершение атаки. И тут диссонанс: как они могут поверить новому тренеру, если с предыдущим все было проще и давало результат в виде призовых мест. Но ведь если работать с младшими детьми правильно — к 13-14-летнему возрасту желаемые результаты придут. Тем более никто не отрицает психологическое влияние побед на становление характера футболиста. А для наших школ зачастую неважно, как развивается атака, как мыслят игроки при продвижении мяча к воротам. Есть победа — будет повышена категория тренера и зарплата соответственно.
— Есть выход из этой ситуации?
— Еще раз говорю: нужно начать с массовости и привлечения детей к игре. Ради примера вспомню, как в Бельгии организовываются турниры для маленьких футболистов. Каждое соревнование — это праздник. Красочный фестиваль с развлечениями, призами, вниманием к каждому ребенку. Если у нас получится зацепить детей из маленьких городов, наладить там инфраструктуру, освободить тренеров от оков “результат любой ценой” — результат появится.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь