Дети. “Нам нужна система”
Этот специалист сейчас занимается с детьми 2009 года рождения, работает инструктором БФФ для тренеров лицензий “C” и “B”. Именно в столичном клубе Николай начал с упорядоченной системы обучения детей.
— Расскажите о сути философии детского футбола в “Динамо”.
— В ней есть несколько аспектов. Первое: когда мы говорим о результате, очень тяжело объективно оценить работу детского тренера. У нас нет и никогда не было серьезных критериев оценки деятельности специалиста. Когда тренер работает со взрослой командой, он готовит ее к игре. Победил — значит, результат есть, проиграл — нужно делать какие-то выводы. Его усилия в лучшем случае будут видны лет через десять. Но, к сожалению, система в стране работает так, что класс тренера оценивается по результатам на чемпионате города и различных турнирах. Если они есть — специалисту выплачиваются определенные бонусы. Это весомый фактор, который, мне кажется, следовало бы исправить в нашем футболе.
— Что именно не так с этой системой?
— Назовем это проблемой результатов. Он придет, если мы хорошо работаем, добиваемся каких-то определенных задач в обучении и при этом побеждаем. Тогда к нам вопросов нет. Ну а если мы не обучаем детей, не закладываем какие-то технические навыки, не развиваем их как личностей, как спортсменов и при этом строим игру на “бей-беги”, что обычно делается в детском футболе, то, конечно же, это приводит к тому, что дети не развиваются. Посыл такой, что парня, который отзанимался десять-двенадцать лет, выиграл уйму турниров, берут в основную команду, а он потом не соответствует уровню, потому что не умеет правильно открываться, технично принимать мяч, не может обыграть игрока один в один. А ведь тренеры во взрослом футболе хотят, чтобы к ним приходил обученный спортсмен.
— И это происходит из-за того, что тренеры пытаются добиться результата любой ценой?
— Здесь много факторов. Это очень объемный вопрос и сказать, что конкретно есть только один момент, который влияет на проблемы развития детей, очень сложно. У нас отсутствует система работы, определенная ее философия. Все это тоже влияет, потому что у нас много грамотных и образованных тренеров и достаточно талантливых детей. Но работа не упорядочена.
— Что делает “Динамо”, чтобы это исправить?
— В академии мы пытаемся организовать работу, выстроить определенную философию в клубе, отталкиваться от одних принципов, чтобы у тренеров было единое понимание футбола. Процесс сейчас разбит на три этапа: группа начальной подготовки с шести до девяти лет, с девяти до тринадцати — учебно-тренировочная группа, средний возраст. И основа академии — это старшие дети. Есть специализация тренеров, ориентированная на каждую стадию, они не ведут детей на протяжении всей детской карьеры, а передают с этапа на этап. Пока мы в начале пути, только начали это делать, но для того чтобы добиться каких-то реальных сдвигов и результатов, начало положено.
— Суть в передаче одной и той же мысли от одного детского тренера к другому, чтобы дети определенного возраста, переходя от одного к другому, усваивали ту же информацию от нового наставника, правильно?
— Плюс-минус так и есть. Созданы единая философия, единое понимание того футбола, которому мы хотим научить ребенка. Определенные принципы игры, которые мы хотим заложить в ребенка. Конечно, на каждом этапе есть своя специфика. Если у маленьких детей задача развить ловкость, заложить базовую технику, то на втором этапе работа ведется с развитием скоростных данных, продолжается улучшение ловкости, упражнения с базовой техникой. Здесь начинается закладывание основных тактических понятий. А уже во взрослом футболе, когда дети переходят на последний этап, понятно, что в большей степени идет обучение тактическим моментам, развитие физических качеств: выносливости, силы и так далее. Все постепенно. При этом мы должны придерживаться каких-то базовых принципов в игре и натренировывать какие-то общие базовые упражнения, чтобы дети, переходя с этапа на этап, не чувствовали дискомфорта и непонимания.
— В чем замысел именно этой философии? Она основана на бесконечной атаке по воротам соперника, большом количестве ударов, обводок, тактических построениях?
— Исходя из собственного опыта, мне очень импонирует философия тотального футбола, который сейчас предлагает Гвардьола, а еще раньше — Круифф. В такой футбол играют Марсело Бьелса, в какой-то мере — Клопп. От их идей и отталкиваемся. Во-первых, стараться доминировать на мяче, переходить в прессинг при потере. Задействуем всех игроков и в атаке, и в обороне, меняем функции футболистов в зависимости от ситуации на поле. Прибегаем к частым сменам позиций и так далее.
— Как вы думаете, можно ли привить это нашим белорусским детям?
— Дети везде одинаковые. Вопрос не в том, можно или нельзя. Если подходить к вопросу системно, идти шаг за шагом к этой цели, то в принципе все возможно. Для такого футбола нужны развитые игроки в плане выносливости и скорости. Нам в “Динамо” в этом смысле везет, потому что мы можем отобрать хороших детей. Важно: не набор, а отбор, мы все-таки “Динамо”. Дальше надо технически подготовить игрока. По крайней мере у меня есть набор определенных упражнений, который мы с детьми регулярно отрабатываем, он дает возможность развиваться в техническом плане. В арсенале есть большое количество различных мини-игр, где решаются тактические задачи по обучению детей. Это дает определенный результат. Считаю, юноши, с которыми я работаю, двигаются в нужном направлении в плане “философии”.
— Допустим, они перейдут на следующий этап к другому тренеру. Вы можете быть уверены, что он продолжит закладывать те же мысли вплоть до перехода к лицензионному этапу?
— Не так давно мы занялись выстраиванием единой системы работы, но, тем не менее, постепенно, шаг за шагом к этому идем. Поэтому, конечно же, хотелось бы, чтобы это было так.
— Про отбор в “Динамо”. Вы говорили, что дети отбираются, а не выбираются и часто такое происходит, что от девяти до двенадцати лет они могут теряться за счет того, что не подошли по параметрам. Но в таком возрасте детская анатомия предполагает резкий рывок и в физическом, и в умственном плане. Хватает ли у нас других частных школ, куда он мог бы пойти и вырасти как футболист?
— Вопрос опять же к системе и оценке труда детского тренера, которая завязана на результате. Плюс бессистемность нашей работы. Я могу сравнить это с системой образования в стране. Предположим, дети у нас получают среднее образование, и мы знаем, что выпускники школ умеют, грубо говоря, читать, писать, решать задачи и тому подобное. Все готовы к поступлению в училища, вузы. То есть мы можем говорить, что они образованы. К сожалению, в футболе такого не существует. Если бы в каждом виде спорта было такое же базовое образование, было бы намного проще. Условно — все дети приходят в футбол и получают одно и то же образование а потом через 10 лет мы понимаем, что они умеют выполнять определенный набор задач. И тогда уже можно было бы говорить, что в 15-16 лет мы выбираем профессионалов по их физическим и психологическим качествам, по их отношению к этому спорту. Очень тяжело в восемь-девять лет понять, хочет ли ребенок быть профессионалом в этой сфере. Но мы никогда не ставим крест на детях. Понятно, что если сейчас он не подходит, это не значит, что не сможет прийти к нам через два-три года. Иногда возникают ситуации, в которых по физическим качествам мы отбираем ребенка, но у него нет желания развиваться, заниматься, он остановился на определенном уровне.
— Но в нашей высшей лиге бывает такое, что игрок не может отдать передачу на три-четыре метра. Как такое возможно?
— Нужно понимать, что есть такие понятия, как “умение” и “навык”. Умение сначала вырабатывается у детей, а потом, со временем, через игровые упражнения это переходит в навык. Тут вопрос в том, что в нашем чемпионате навыки футболистов вот на таком уровне. Скорости и плотность нашего футбола позволяют игроку одну-две секунды подумать над игровой ситуацией. В Европе футболисту на это “обдумывание” остается доля секунды. Есть же разница? Очень много нюансов, на которые можно обращать внимание, чтобы говорить, что именно мешает нашим мастерам.
— Можем ли мы позволить себе чаще проводить спарринги с зарубежными сильными командами, чтобы научиться такому игровому мышлению?
— Если говорить о детях, есть такая методика игровой подготовки: 20-60-20. 20 процентов выделенного времени — играем с очень сильными командами, 60 процентов — с равными соперниками и 20 процентов — со слабыми, чтобы подопечные воспитывали уверенность в себе. Очень важно ездить на международные турниры хорошего уровня, чтобы выступать против тех, кто выше нас на голову, чтобы дети развивались и росли.
— Эта методика соблюдается?
— Сейчас выехать на турнир в ту же Россию — непростая задача, не всегда это удается. Но раньше мы ездили на хорошие международные соревнования, играли с европейскими грандами, тянулись к их уровню.
— Как выглядели наши дети на их фоне?
— У детей есть определенные проблемы и огрехи в технике и понимании игры, но мы никогда не выглядели мальчиками для битья, и это важно.
— Существуют такие стереотипы, что бразильцы очень техничные, у испанцев врожденная культура паса. Мы же не можем сказать, что белорусы — это не футбольная нация, что мы на генном уровне не можем играть в футбол красиво и хорошо?
— У нас дети ничуть не хуже, чем в той же Англии, Франции, Германии. В среднем мы на определенное количество детей воспитываем столько же талантов, сколько есть в Европе. Проблема в том, что мы не можем их системно развивать. Вроде как имеем достаточное количество и детей талантливых, и хороших тренеров, но возникают проблемы в работе системы. Когда будет четко выстроенная программа и все будут действовать сообща, все получится. В Эстонии несколько лет назад задались этим вопросом, разработали план действий, а недавно их национальная сборная обыграла нашу. Вот вам и результат.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь