ПЛАВАНИЕ. БУРЯ В БАССЕЙНЕ. ЗАГОВОРили...

15:47, 31 марта 2006
svg image
2528
svg image
0
image
Хави идет в печали

Первой реакцией, напомним, было открытое письмо-обращение ведущих тренеров к главе государства (“ПБ” N 4 от 12.01.2006). Последовал ответ чиновника Анатолия Иванова (“ПБ” N 15 от 7.02.2006), который не удовлетворил главу столичной федерации Юрия Певного (“ПБ” N 30 от 3.03.2006). В свою очередь возмущение заслуженного специалиста вызвало гнев со стороны главного антигероя его статьи Михаила Чугуева и его подопечной Анны Копачени (“ПБ” N 31 от 7.03.2006). Вослед мы опубликовали письмо специалиста из Гродно Юрия Комова, также не согласившегося с позицией Минспорта, но обратившего наконечник своего критического копья в сторону гостренера Сергея Матвеенко (“ПБ” N 34 от 16.03.2006). И вот новая волна возмущения…

Наверное, настало время подытожить все то, что за последние месяцы было опубликовано в прессе по поводу как белорусского плавания, так и меня лично.
Да, я не согласен с теми решениями — “экспериментом” над национальной командой по плаванию, которые приняло на аттестации в декабре 2005 года руководство Министерства спорта и туризма, проигнорировав мнения федерации плавания, главного тренерского совета и меня как государственного тренера.
В должности государственного тренера по плаванию работаю с января 1997 года. Поэтому, уважаемый Ю. Г. Комов, за одну только Вашу фразу о том, как под моим руководством олимпийская чемпионка 1992 года Елена Рудковская опустилась в 1996-м до 32-33-го мест в мире, я могу подать в суд за клевету и, естественно, его выиграю. Прежде чем браться за перо, изучите факты. Я как чиновник вплотную работал с Вами, Юрий Гаврилович, как с тренером с 1997 по 1998 год. С 1999 по 2003 год Вы являлись директором бассейна “ФОК” в Гродно, и федерация, считая Вас профессионалом, надеялась, что этот бассейн станет хорошей базой для подготовки членов национальной команды. Однако за эти годы Вы умудрились довести объект до критического состояния, вплоть до запуска туда дельфинов, после чего были переведены на другое место: с 2004 года и по настоящее время Вы работаете тренером отделения плавания ГРУОР. Ваши ученики за эти годы в чемпионатах Европы среди юниоров, чемпионатах Европы и мира, не говоря уже об Олимпиадах, не участвовали. Ваша жена — заслуженный тренер Республики Беларусь Н. А. Кузьмина (кстати, среди ее учеников призеров и финалистов Игр, как писала газета “Спортивная панорама”, не было) — вообще с 1997 по 2000 год трудилась на благо польского плавания, а свою нынешнюю ученицу Инну Капишину получила от тренеров из Бобруйска Л. Ломейко и Т. Швед. И я в свое время приложил немало усилий для включения ее в состав национальной команды для подготовки к афинской Олимпиаде-2004. Имея все условия для качественной работы на зарубежных сборах с одной ученицей, Н.А.Кузьмина, однако, не смогла сделать самого главного — Инна Капишина была дисквалифицирована в полуфинале Игр за нарушение техники плавания на основной дистанции. Так, может быть, это тоже моя вина? Как и все остальное, в чем меня рьяно обвиняет без малейших на то оснований эта семейная пара.
Обратите внимание: плавание уже два года не сходит со страниц газет. Начало этого “пиара” совпало с вынужденным уходом с поста главного тренера сборной Н.В.Шоломицкой. И дело не в том, что этот вид спорта хуже других выглядит на международной арене (на одних только этапах Кубка мира-2006 было завоевано 11 медалей, и это явно заслуга не назначенного за 15 дней до этого М.Чугуева) или его раздирают распри. Во многих видах спорта, имеющих результаты намного слабее, в федерации нормальная обстановка, работа идет своим чередом — там нет людей, прикладывающих максимум усилий для того, чтобы все выглядело как можно хуже, причем исключительно в личных целях. Мы нормально работали ровно до того момента, когда в связи со смертью заслуженного тренера Республики Беларусь А. А. Коваленко на должность главного тренера сборной была назначена по моей рекомендации Н. В. Шоломицкая, о чем я сейчас сожалею. Считаю, что это явилось моей основной ошибкой и как государственного тренера, и как председателя федерации, и просто как человека. Не буду повторять то, что уже неоднократно писалось о ее работе на данной должности. Остановлюсь сразу на главном — отъезде во Францию и смене гражданства чемпионкой мира и финалисткой Олимпийских игр Еленой Попченко. Так, может быть, чтобы ответить на вопрос “Кто виноват?”, мы зададим его все-таки самой Лене? А она на него ответила в интервью газете “Прессбол” от 9 августа 2005 года.
“Осенью 2001-го, несмотря на хорошее выступление на Играх доброй воли, я сделала вывод, что дальше вместе (с личным тренером Н.В.Шоломицкой. — С.М.) идти нам нельзя. Просто почувствовала, как наступил предел — страшный психологический дискомфорт, и если бы не подвернувшийся контракт во Франции, то, вероятнее всего, с плаванием завязала бы окончательно” — это по поводу отъезда.
“Наталья Валентиновна Шоломицкая, возглавлявшая на тот момент сборную, ответила однозначно: “Фредерик Верню иностранец. Контракт ему не положен. Я узнавала об этом в министерстве. Поэтому пиши в графе “личный тренер” меня” — а это по поводу того, кто же отказал Ф. Верню в контракте. Что же касается отношений с федерацией: “Я никогда никому не говорила, что вышла замуж за французского гражданина по причине несогласия с позицией руководства Белорусской федерации плавания… С кем меня хотели столкнуть?.. Мы вполне цивилизованно решаем все вопросы”. Более того, после опубликования в газете “Прессбол” от 12.01.2006 года открытого письма заслуженных тренеров Республики Беларусь по плаванию Александру Григорьевичу Лукашенко от Лены пришел е-мейл (кто сомневается, может проверить): “…Я с этим письмом согласна, т.к. это правда”. Так с чьих же слов и в чьих интересах тогда дал этому оценку в интервью газете “Спортивная панорама” заместитель министра Д. Я. Шичко? Несложно догадаться!
Кстати, опубликованное письмо нашло поддержку у большинства представителей плавательной общественности республики.
Теперь мне хотелось бы поговорить о самой роли и должности государственного тренера. В устах руководства это очень красиво звучит: “Министр вида спорта”, а на самом деле это в основном исполнитель воли главного тренера. Я как государственный служащий имею свои принципы и видение того, куда и как должны расходоваться государственные средства, выделенные на вид спорта. Глядя на то, с какой легкостью ими швыряются направо и налево, создается впечатление, что они вообще ничего не стоят, хотя идут из государственного бюджета и зарабатываются всеобщим трудом. Я согласен с тем, что основные средства должны тратиться на элиту нашего спорта, на спортсменов, реально претендующих на завоевание наград для страны как сейчас, так и в будущем. Но у нас творится нечто невообразимое: стоит кому-либо пообещать медаль, денежный поток начинает литься на него рекой. И не имеет значения, что в прошлом он уже обещал и не выполнил! Или на Играх в Пекине шестое место в плавании будет считаться успехом? Да и медаль-то планируется пока только для А. Герасимени, а уже за два года до Олимпиады на 70-дневные сборы за рубеж почему-то отправились четыре спортсменки, из них И. Нефедова и А.Копаченя ни на какие медали, естественно, не претендуют. Это неважно, что половина женской команды осталась в Беларуси. И, если вспомнить об эстафетах, о которых так много пишет М. Чугуев и в которых на предстоящем чемпионате Европы в Будапеште не поплывут ни Герасименя, ни Хохлова, непонятно, почему Нефедова и Копаченя должны готовиться к ним за границей, а остальные члены эстафет — здесь. О спортивном принципе отбора речь вообще не идет. Все просто и понятно: за границей хорошие суточные и спокойная жизнь. Вместо всей женской сборной М. Чугуев будет работать с одной ученицей — А. Копаченей (в мировом рейтинге на основной дистанции 100 м баттерфляем она не попадает в число 150 сильнейших), ведь трех других курирует старший тренер национальной команды Е. Климова. Но тогда при чем здесь радение за белорусское плавание? Дальше — еще лучше! На сбор в Китай перед чемпионатом мира по служебной записке М. Чугуева на 11 дней посылаются А. Бас для завоевания 16-го места и И. Капишина — 8-16-го мест с личными тренерами. Мое мнение в данном случае никого не интересовало. Нынешний главный тренер женской сборной М. Чугуев решал все вопросы лично с Д. Я. Шичко, я лишь получал указания в письменном виде: “Внести в приказ”, хотя был против. В личной беседе Д.Я.Шичко рассказывал мне, что этот сбор необходим для изучения сроков акклиматизации в Китае. Позвольте, если мы хотим изучать акклиматизацию, то прежде всего для тех, кто опять-таки претендует на медали, а для этого нужны медицина и наука, чтобы по приезде дать качественные рекомендации. Поэтому этот сбор — пустая трата государственных денег!
Положение гостренера вообще крайне интересно. Он должен за все отвечать, оказывается, в первую очередь, но многие вопросы решаются просто через его голову. А уж когда раздаются почести, тут гостренер вообще ни при чем. До тех пор пока с мнением гостренера не будет считаться руководство Минспорта, не стоит ни называть его “министром вида спорта”, ни спрашивать с него за все грехи.
Меня обвиняют в том, что я не пробивал в 2005 году для национальной сборной заграничные сборы. Но, извините, за какие заслуги команда, неудачно выступившая на Играх и получившая на этапе предолимпийской подготовки все сполна, будет иметь приличное финансирование? Мы имеем то, что заслужили. Это надо понимать. Поэтому и подготовка к чемпионату мира в Монреале в 2005 году велась совсем не так, как хотелось бы. Кстати, никто медаль в Монреале и не планировал. И почему-то пятое место Е.Попченко в 2001 году было успехом, а шестое С. Хохловой в 2005-м — провалом. И давайте сравним результаты всех членов команды тогда и сейчас. В 2005 году — ничуть не хуже. И когда Д. Я. Шичко говорит о “провале” пловцов на чемпионате Европы на “короткой воде” в 2005-м, это не так. По плану подготовки сборной, утвержденному министерством, медаль, завоеванная там А.Герасименей, не планировалась, так что выступление, естественно, признано федерацией удовлетворительным.
Свою слабость я действительно вижу в том, что четко и жестко не настаивал на соблюдении утвержденных нормативов отбора для выезда на международные соревнования. Но в чьих интересах? Мы шли навстречу спортсменам и тренерам, давая возможность выезда тем, кто максимально приближался к этим нормативам: Д.Коптуру (тренер Э. Чаус), П.Лагуну (тренер М. Закутнев), И.Капишиной (тренер Н. Кузьмина) и многим другим в разные годы. Теперь вижу — ни одно доброе дело не остается безнаказанным!
Что касается реконструкции и строительства спортивных плавательных баз, то все это осуществляется при участии специалистов федерации и меня лично — и база в Уручье, в Пинске, Бресте, Гомеле, Жлобине. Но если об этом не кричится на каждом углу, это не значит, что этого нет. Работа идет спокойно и профессионально.
Уважаемые читатели “Прессбола”! Да, с 1997 по 2005 год я совмещал посты государственного тренера и председателя ОО “БФП”. Но я никого не заставлял выбирать меня на эту должность! И не надо считать тренеров, директоров ДЮСШ и СДЮШОР, заслуженных людей безликими и покорными, готовыми подчиниться любому моему слову. Если меня выбирали, то считали достойным! И никто не мешал ни Вам, Юрий Гаврилович, ни кому-либо еще выдвинуть свою кандидатуру на этот пост. И если Н. В. Шоломицкая, проработав главным тренером три года, не добилась уважения и доверия у большинства членов президиума федерации и тренеров, чтобы быть при дважды проведенном тайном голосовании рекомендованной на следующий срок, так же как и М. Чугуев год назад, — то это не моя вина. Если Вам не доверяют люди, надо искать причину в себе, а не поливать грязью окружающих! Я никогда не писал подобных писем, никогда не выносил сор из избы, так как считал это ниже своего достоинства. Но данная ситуация переполнила чашу моего терпения.
При сложившихся обстоятельствах прекрасно понимаю, что контракт со мной как с государственным тренером не будет продлен. Как говорится, нет человека — нет проблем! “Штормовая ситуация” в белорусском плавании создана не мной и явно требует разрешения, но не силовыми методами, а с учетом мнений руководства федерации, тренеров, общественности — всех тех, кому дорого белорусское плавание и кто много сил и знаний отдал для его развития.
Сергей МАТВЕЕНКО, гостренер Республики Беларусь по плаванию, зампредседателя ОО “БФП”, член техкома Европейской лиги плавания

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?