Интересный собеседник. Как закапывали у нас в стране лыжников

21:40, 3 марта 2022
svg image
1581
svg image
0
image
Хави идет в печали

Последние соревнования в выходные в финском Лахти — отставания от 13 до 26 секунд в спринтерских гонках на двух километрах. Каменный век просто…
Но были и другие времена. Сергей Долидович боролся за медали Игр. Леонид Корнеенко выиграл серебро чемпионата мира. Женская четверка финишировала пятой на Олимпиаде-2002 в эстафете. На фоне нынешних “успехов” — просто космос. У тех достижений и автор имелся. Главным тренером сборной тогда был Владимир МАРКАШАНСКИЙ. Удивительный человек и интересная личность. Он и сейчас в свои 71 не сидит на месте. Руководит частным лыжным клубом “Виктория” (единственным в стране), каждую неделю проводит соревнования в столичной Веснянке, пишет стихи, в курсе всех новинок в любимых лыжах. Сегодня его увлекательный рассказ от первого лица о своей судьбе, лучших учениках, прошедшей Олимпиаде.

ДЕТСТВО
Родился в Могилеве. Отец, кстати, тоже выходец из тех мест. Он из деревни Павловка, что в пяти километрах от города. В семье было 13 детей! Семеро умерли в раннем возрасте. Папа прошел всю Великую Отечественную войну в качестве штурмана. Награжден четырьмя орденами (в том числе Боевого Красного Знамени) и десятком медалей. Его даже к званию Героя Советского Союза представляли. После войны испытывал в Ужгороде бомбардировщики. Однажды во время сильного тумана сумел посадить и спасти самолет, хотя поступил приказ катапультироваться. Получил травму. Демобилизовался. Стал директором Могилевского мелькомбината (производство комбикормов). Затем последовало назначение руководителем механизированной транспортной станции в деревне Гановка Климовичского района. Отец — интересная личность. До сих пор перед глазами стоит один случай. 1953 год, смерть Сталина. Он держит меня на руках и рыдает во весь голос. Вот какое время было. Меня все в школе с первого дня звали летчиком.
Мать — потомственная кубанская казачка. У нее в семье было шестеро детей. Пятеро умерли от тифа, она чудом осталась жива. Тоже воевала. Спуску не давала никому. Я ее до десятого класса называл только на вы.
Дома была отличная библиотека. Начал читать с пяти лет. Родители укладывали спать, а я с фонариком забирался под одеяло и поглощал Золя, Мопассана, Льва Толстого. Сейчас и то меньше читаю. Но тогда других развлечений не было. Только книга и радио. Первый телевизор у нас появился в 1962 году.
Папа умер рано. Матери пришлось воспитывать нас одной. Я до пятого класса рос скорее неблагополучным ребенком. Вредные привычки были, чего греха таить. Мама заметила, выпорола. “Быстро в спорт”, — скомандовала. Начал заниматься волейболом. В восьмом классе настал час футбола. В соседней Родне создали команду “Колосок”. Выиграли районные и областные соревнования на призы клуба “Кожаный мяч”. Потом — легкая атлетика, ведь физподготовка была на уровне. До судиловской средней школы, где обучался, нужно было каждый день пять километров в одну сторону пройти. Зимой, если замело дорогу, добирался на лыжах. В пятом классе впервые попробовал участвовать в районных соревнованиях, занял второе место. В десятом и вовсе победил. Без всякой подготовки. Тренер из Климовичей Виктор Шапоров (он трудится до сих пор) предложил пойти к нему в секцию. А как мне до города добираться? Шестнадцать километров как-никак. В итоге договорились о двух занятиях в неделю, ездил на велосипеде. Но это принесло свои плоды. Выиграл первенство области, завоевал серебро на соревнованиях ЦС “Урожай”.

ТОЛЬКО ТРЕНЕР
Решил поступать после школы в институт физкультуры в Минске. Сначала уверенно сдал кросс, но совсем оказался не готов к экзамену по имитации лыжного хода. Недобрал один балл. Вернулся домой. Благо в соседнем колхозе председателем работал легендарный Василий Старовойтов, дважды Герой Социалистического Труда. Затем он возглавил лучший в СССР колхоз “Рассвет”. Я к нему комсоргом пошел. Заодно ездил на соревнования в Смоленск. Там предложили поступать в местный институт физкультуры. Посмотрел на город, его архитектуру, памятники и влюбился в него. Конечно, отправился учиться туда. Поступил, выиграл на Универсиаде две гонки. Сначала была мечта стать мастером спорта СССР, пробиться в сборную республики. Удалось. Но понимал, что начал заниматься лыжами слишком поздно — только в институте стал серьезно тренироваться. Поэтому успехи пришли не так скоро. В 28 попробовал ступить на тренерскую стезю. Конспекты вел, посещал занятия более опытных коллег, что-то подмечал полезное. Поэтому проблема добиться чего-то лично не стояла. Хотя и пробегал до 34 лет. Утром тренировался сам, вечером работал с детьми.

СТОЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ
В следующем году у меня сразу несколько юбилеев. Пятьдесят лет как работаю тренером. И сто лет совместной жизни с Тамарой. Чего у тебя глаза округлились? У нее со мной год за два идет… Познакомились мы в Смоленске. Я оканчивал институт, она только поступила. Мы на правах старшекурсников посетили одно из занятий. Приглянулась мне она. Когда уехал работать в Витебск, стали переписываться. Все закончилось женитьбой. В марте свадьба, а уже через месяц она уехала на чемпионат СССР, где выиграла несколько медалей.
По “юниоркам” Тамара была постоянно в тройке лучших в Союзе. Такая же картина и во взрослом спорте. Побеждала и была призером чемпионатов СССР, 29 раз выигрывала первенство и Кубок БССР. Но в главную команду страны ее все не брали. Пока не стала первой на знаменитой тогда “Красногорской лыжне”. Примерила костюм союзной сборной в 26 лет — поздновато. В сборной БССР ее и вовсе не видели. Только когда победила на празднике Севера в 28 лет. Тамара — лидер в чемпионате Союза, в республиканскую команду не попадала. Парадокс. К тому времени я сам ее тренировал.
На Олимпийские игры 1984 года в Сараево отправились вместе. Я как личный тренер, она в качестве спортсменки. Были свидетелями уникального перехода с “классики” на “конек”. Гунде Сван и Томас Вассберг первыми применили этот способ хода. Через год так передвигались уже все.
Но это я забежал вперед. На той Олимпиаде советские лыжницы (я отвечал за подготовку инвентаря) должны были только побеждать, как это было и раньше. Однако в дело вмешались не совсем спортивные факторы. Там не главный тренер определял, кого выпускать на трассу. Вот конкретный случай. У Тамары тогда любимой дистанцией была “десятка”. На всех трех отборах она показывала хорошие результаты. В Сыктывкаре стала второй, в Бакуриани выиграла. То есть уж третьим и тем более четвертым номером в заявку команды попадала. Главный тренер сборной СССР Иванов так и поступил. В заявку на десять километров были две представительницы “Урожая” Сметанина и Маркашанская, Зимятова из ЦСКА и Бурлакова из “Труда”. Все строго по спортивному принципу. Но… Наставника вызывает глава Спорткомитета Советского Союза Павлов. Так, мол, и так, а почему две “урожаевки” и ни одной динамовки? Мне только что министр МВД звонил… Так Тамара оказалась без любимой гонки. Для заявки на пятикилометровую дистанцию сделали контрольный старт. Она врезалась в ратрак, который готовил трассу, и проиграла динамовке Васильченко. Тоже мимо Игр. На “двадцатку” ее все-таки заявили. Она первую часть дистанции прошла в одни ноги с победительницей Кирвисниеми. Но затем просто дал сбой организм. Еле доползла до финиша — 13-й результат.
А советская эстафета впервые за последние годы осталась без медали. Что все было сделано неправильно, подтвердил следовавший после Сараево этап Кубка мира в Холменколлене. Тамара там заняла третье, четвертое и пятое места в индивидуальных видах! В эстафете вместе со Сметаниной и Зимятовой выиграли золото, опередив норвежек! Король после гонки пригласил в свою ложу, поцеловал руку в знак почтения. В общем зачете Кубка мира она стала тогда восьмой. Выше из наших была только Сметанина.

БЕЛАРУСЬ И ЭЛИТА
Когда предложили стать главным тренером сборной Беларуси, ни секунды не сомневался. Было очень интересно. Тем более что на горизонте маячила первая суверенная Олимпиада. Приходилось тяжело. Ездили на этапы на своих машинах, лыжи доставали по знакомству. Состав в мужской команде подобрался хороший: Камоцкий, Плаксунов, Горбачев, Обухов. Все четверо — мастера спорта международного класса. Приглашались в сборные СССР разных возрастов.
Почему не добыли медалей? Для этого надо было сделать определенные шаги. Еще когда принял команду, пригласили в Минспорта на разговор. Что надо сделать, чтобы пришли победы? Я честно отвечаю: нужны в команде свой врач, диетолог, два массажиста, сервисмен, старшие тренеры на мужскую и женскую команды. На меня посмотрели как на инопланетянина. Мол, ты дай результат, тогда все и придет.
Ребята, откуда такие замашки? Союз остался в прошлом. Там серебряным медалям не радовались. Сметанина в Сараево завоевала два серебра, так никто из руководства не поздравил, все стояли с каменными лицами.
В Лиллехаммере не получилось вообще ничего. Лучшие результаты — в эстафетах. Мужчины двенадцатые, женщины четырнадцатые. Лучшее место в индивидуальных гонках — 21-е.
А вот вторая моя Олимпиада в 2002 году получилась на порядок успешнее. Женская эстафета во главе с Нагейкиной стала пятой. Сама Светлана заняла такое же место в женской гонке. Роман Виролайнен показал десятый и одиннадцатый результаты. Долидович — пятнадцатый. За те результаты не стыдно. Но ушел, потому что понял: с такими шараханьями из стороны в сторону ничего не добьюсь. У нас ведь как: построил сосед красивый дом, а другие черной завистью исходят. А почему не сделать свое строение? Еще краше, лучше. За спиной пошли интриги. Собственно, именно с того времени лыжный спорт начал разваливаться, свидетельством чему последняя Олимпиада. У меня сердце кровью обливается за любимый вид. Всего четыре человека пробились на Игры, когда мы возили четырнадцать. Ни очка в Кубке мира.

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Давно говорил: нужно приглашать хороших профессиональных тренеров. Создать структуру сборных: юноши — юниоры — молодежь — взрослые. Все должны работать по одной методике. Ничего же нового в мире не изобретено. Я почти каждую неделю на связи с тренером российской сборной Юрием Бородавко, чей ученик выиграл три золота в Пекине. Так и он подтверждает, что по-прежнему работает по советской системе. Суть ее — большой объем и силовая выносливость. Прибавилась разве что работа после тренировок с максимальными весами на тренажерах. Общая сила плюс специальная мощь. Вот они и рвут всех.
Помню разговор с одним прославленным норвежцем. Мы после успеха Сергея Долидовича на Кубке мира пересеклись. Он мне сделал комплимент, что у нас появился такой способный парень. Я же в ответ удивился: мол, откуда в Норвегии столько талантов? Он засмеялся: работаем по вашей советской методике. Тренировки по пять часов, из трех задач состоящие. Все четко.
А мы много теряем на переходном этапе из юниоров во взрослые. Ведь как получается: из штанишек юношеской команды мальчишка уже вырос, а здесь уже никому не нужен, у взрослых не востребован. А жить на что? Тренироваться где? Вот и уходят ребята в другие сферы деньги зарабатывать.
Сейчас нужен очень глубокий анализ. Пример — выступление биатлонисток в Пекине. Я вам еще перед Играми говорил, что получиться должно у Алимбековой. Но… Объясню почему. Так как досконально изучил ситуацию такой подготовки. Надо было белорусам отказываться от последнего перед Играми этапа Кубка мира и провести полноценный сбор в среднегорье в Италии или Австрии. 21 день. Так сделали норвежцы, шведы, россияне. Скандинавы вообще мудро поступили, жили на высоте 1800 метров, тренировались на 1600. Отзанимались — и сразу в отель. Перепад в 200 метров, восстановление идет быстрее. И все эти команды выстрелили!
А вот знаменитый Клебо решил всех перехитрить. После высокогорного сбора не спустился со всеми, а убыл на частном самолете домой, четыре дня провел в Норвегии, затем прилетел в Китай. В итоге — реакклиматизация и полный провал в дуатлоне. Девять минут проигрыша Большунову.
Наши биатлонистки выступили хорошо в первой гонке. А потом их накрыло. На последних стартах на девушек больно было смотреть. Вы скажете, что гонку преследования та же Сола пробежала отлично. Так, когда стартуешь далеко от лидеров, над тобой ничего не довлеет, бежишь на расслабоне. И тем более что стрельбу она так и не поправила. Она у нее развалилась из-за отсутствия восстановления.
Мы так с Вадимом Сашуриным, когда он тренировал биатлонную сборную, делали. После сбора в Италии привезли с Универсиады семь медалей! С Корнеенко пробовали такой вариант. Серебро чемпионата мира и проигрыш ногами Долидовичу на “тридцатке” всего пять секунд. Вот как работает эта система!
А кого наши повезли в Пекин в лыжах ? Например, в Витебске есть способная девочка Давыденко. Но ее на Олимпиаду не взяли. По словам руководства, нечего везти “туристов”. А кого туда отправили? Не “туристов”? А она бы уже на следующих Играх могла бы за двадцатку бороться при правильном подходе.
Правильный подход — основополагающий принцип. А мы последние двадцать лет идем вниз. Начал все один известный специалист. Он из здоровых в Беларуси сделал инвалидов. Сейчас трудится в Китае и из инвалидов пытается создать чемпионов. Без фамилии обойдемся, его все знают. Второй помощник нынче на кладбище работает, зарывает могилы. Вот эти два человека закопали лыжный спорт у нас в стране.
Из команды, в которой было восемь мастеров спорта международного класса, не осталось ни одного. Их принцип работы был такой: кто не с нами, тот против нас.

МОЯ “ВИКТОРИЯ”
Семь лет назад с друзьями создали первый в стране частный клуб “Виктория”. Взяли пример с Германии, где, как и во всей Европе, спорт существует через частные клубы. Хотя большинство из них не ставит задач завоевать медали на Олимпиадах. Цель — воспитание здорового человека, который просто любил бы определенную дисциплину. Причем в клубах занимаются как дети, так и взрослые. Юристы, банкиры, слесари… Рад, что нашел взаимопонимание с бывшими лыжниками, которые состоялись в бизнесе. Они помогают нам развиваться. Со мной рядом работает Корнеенко. Он тоже начал карьеру с детей, набрал группу, расписал план тренировок, но в школе не оказалось главного — лыж. Все разбежались. Предложил Леониду поработать у нас. Он согласился. У нас в стране созданы все условия, чтобы развивать лыжи и делать это на высочайшем уровне. Нужно только наладить грамотную работу. Надеюсь, в будущем воспитанники нашего клуба будут стоять на олимпийском пьедестале. Если не будет этого, но ребята и девчата вырастут достойными гражданами своей страны, тоже буду счастлив.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?