Детско-юношеский футбол. Проблема. Нашей СДЮШОР руководил учитель биологии!
Тогда, прошлой осенью, мы говорили с тренерами, которые задействованы в школах БАТЭ и минского “Динамо”. Но в этот раз зайдем немного дальше. Проблемы с развитием способностей детей на периферии отличаются от городских, о чем поведал первый тренер лучшего футболиста страны-2021 Андрея Соловья Юрий ТЮШКЕВИЧ.
— Расскажите о себе, о карьере. Вы в свое время успели потренировать и детей, и взрослых…
— Все началось с того, что с 1993 по 1999 год я совмещал игроцкую карьеру в “Березе” с работой начальником команды. Считаю тот период самым интересным в моей жизни. В 1995 году мы вышли в первую лигу, а в 1997-м заняли в ней четвертое место. В городе был футбольный бум, на матчи собирались по несколько тысяч человек. В 1999 году, так сложились обстоятельства, я начал работать тренером в березовской ДЮСШ, и когда увидел первые плоды своего труда, всерьез заинтересовался работой с детьми. В 2005-м меня назначили главным тренером сборной Брестской области ребят 1990 года рождения — мы стали чемпионами страны на Спартакиаде школьников в Минске. Интересно, что в составе той сборной было девять ребят из Березы. В 2013-14 годах работал тренером в Ивацевичской СДЮШОР и клубе “Ивацевичи”, при этом, можно сказать, я стоял у истоков этой команды, которая до сих пор с переменным успехом выступает во второй лиге. В 2019-м вернулся в ДЮСШ, где и работаю по сей день.
— Что вам дал опыт в “Березе”? Некоторые критиковали вас за этот период работы, ведь клуб не показывал ожидаемых результатов. Критика по делу? Как думаете, почему не вышло?
— Если вы говорите о моем втором приходе в “Березу” в 2006 году уже в качестве главного тренера, то да, не все получилось. Тогда я согласился возглавить эту команду, совмещая с работой в ДЮСШ, по одной причине: у меня подрастала сильная молодежь, которую стоило обкатать в полевых условиях. И я хотел собрать состав своей мечты из местных воспитанников и дойти до высшей лиги. Красивая идея, согласитесь! Хотя многие считали эти мысли утопией, время показало, что все реально! Сейчас, когда смотрю, на какой уровень вышли мои воспитанники Дима Герман, Артем и Андрей Соловьи, Илья Колпачук, Саша Новик, братья Чижи, Виталий Шуляк, Максим Хутко, Михаил Тупалов и другие, убеждаюсь, что проделал качественную работу. Но не получилось добиться чего-то большего, ведь во втором круге в 2006-м команда осталась без какого-либо финансирования. В 2007-08 годах мы играли, имея в составе 17-19-летних местных ребят. Им нужно было время, чтобы окрепнуть, набраться опыта, а его у нас не было. Те люди, которые критиковали, после этого собрались и выдали “ожидаемый” результат в 2020 году — ФСК “Кречет” занял девятое место из десяти в чемпионате Брестской области! И в 2021-м они этот результат повторили — имея все условия для работы!
— Юрий Николаевич, в чем заключается ваш подход к воспитанию футболистов? Многие детские тренеры говорят, что самое важное в становлении игрока — индивидуальный подход, пусть даже в ущерб командному результату. Так ли это?
— Важно провести качественный отбор, привить ребятам любовь к футболу и научить их трудиться! Считаю, что это умение работать над собой — уже талант! В маленьких городах отбора как такового нет, проходит набор, работаем с теми, кто есть, дорожим каждым ребенком. Стараюсь выявить у детей в первую очередь необходимые качества для будущего футболиста: быстроту мышления, скорость, координацию, интеллект. Говорю иногда своим ребятам: “Чтобы хорошо играть в футбол, нужно думать, как мяч, нужно стать мячом!” Индивидуальный подход также очень важен.
— В детско-юношеском футболе важную роль играет резкое развитие в психологическом и физическом плане. Ребенок, который еще год назад показывал посредственный футбол, сейчас может быть намного сильнее сверстников. Как не упустить момент и разглядеть потенциал?
— Считаю, если налажен непрерывный учебно-тренировочный процесс, если работа ведется от простого к сложному, то со временем сформируются и определенные навыки. Во время тренировок происходит развитие любых двигательных качеств. Исключение составляет только скорость: она или есть, или ее нет! А вот будущий уровень игрока зависит от его одаренности и от того, что тренер заложит ему в голову! Кому дано заиграть — тот заиграет, но должны сойтись множество факторов. Как бы это ни было элементарно, но так и есть.
— Чему отдаете приоритет? Психологическому развитию или физическому?
— Психологию всегда ставил на первое место. Футболист должен быть уверенным в своих силах: “слабый станет сильным, медленный станет быстрым” и наоборот! Чтобы раскрепостить ребят перед матчем или в перерыве, могу запросто предложить кому-нибудь из своих игроков спеть или станцевать! Для преодоления комплексов периферии стараюсь почаще вывозить воспитанников на турниры в другие города, сам организовываю соревнования в Березе. Из личного опыта знаю, что поздние (те, что родились в октябре-декабре) дети более перспективные, ведь им больше приходится думать в противостоянии с ранними, физически более сильными ребятами. Потом, когда они физически выравниваются, в голове одного уже больше, чем у другого! Я “поздним” детям разрешил бы играть за младших.
— В областных центрах и столице дети зачастую отдают предпочтение чему угодно, но не футболу: видеоигры, походы в кино и мероприятия другого рода. На периферии этот выбор не так богат. Помогает ли это ребятам сосредоточиться на футболе?
— Понятно, что в судьбе детей, особенно на раннем этапе, все решают родители, вот и приходится с ними проводить разъяснительную работу: говорить, что футбол — это хорошо, это круто, дети могут развиваться в социуме, плюс это здоровый образ жизни и многое другое. Стараюсь всесторонне развивать будущих звезд: помимо футбола, занимаюсь с ними гимнастикой, акробатикой, вожу в бассейн. Рассказываю родителям, что футбол может стать скоростным социальным лифтом. Пример того же Андрея Соловья: парень из маленького города при серьезном отношении к делу смог высоко взлететь и стать лучшим футболистом страны. Стараюсь, чтобы ребятам было интересно на тренировках. Все это в комплексе помогает детям сосредоточиться на футболе.
— В областных центрах и столице ситуация с вмешательством родителей в работу тренеров часто обострена. Как с этим на периферии?
— Все зависит от тренера. Как он себя поставит перед взрослыми, как выстроит коммуникацию с родителями, такие плоды и придется пожинать. Опять же должна существовать дистанция между тренером и папами-мамами детей. Провожу беседы с родителями, сбрасываю через мессенджеры различные статьи о развитии футболистов — ведь основная и главная часть воспитания в любом случае происходит в семье. Ну и, конечно, смартфоны — это большая проблема молодых игроков. Дети буквально не выпускают их из рук! Мне, к примеру, приходится забирать у них гаджеты в дни игр, во время поездок на матчи.
— В топ-школах с инвентарем обычно проблем нет. Как справляется “Береза”, и справляется ли? Как выкручиваетесь?
— Если у кого-то в маленьких городах с этим, может, и нет проблем, то у нас они довольно серьезные. Представьте: у меня сразу у двух групп детей, 2013 и 2015 годов рождения, нет мячей третьего размера (меньше стандартных “четверок”. — “ПБ”.) Мне выдали три таких мяча три года назад! Сами понимаете, в каком состоянии они сейчас… Приходится выкручиваться, искать деньги, подключать родителей.
— БФФ, как известно, работает над тем, чтобы уложить как можно больше синтетических полей. Как вы к этому относитесь, на чем приходится тренировать ребят?
— В этом плане у нас лучше, чем с инвентарем — есть две площадки с синтетикой, которые выручают на раннем этапе развития футболиста. Плюс у нас есть возможность заниматься в спортзале. Два стандартных полноразмерных поля в черте города тоже доступны. То есть места для тренировок есть — остается только поддерживать их в надлежащем состоянии, следить за качеством газона. Ну и потребность в увеличении количества больших полей на синтетике никуда не пропала.
— Топ ваших причин того, что мы тормозим в футбольном развитии. Поможет ли новая немецкая система методик работы детских тренеров, которую ввела БФФ?
— По-моему, нужна система соревнований для детей примерно с восьми лет, достойные условия для работы, такие как инвентарь, поля, транспорт для команд. Не скрою, нужна и достойная зарплата тренерам. Хотелось бы привлекать для работы с детьми бывших футболистов, которые могут передавать свой бесценный опыт, нужно разработать систему поощрения наставников при передаче игроков в высшее звено и переходах из команды в команду, при попадании в сборные страны. Материальный стимул никто не отменял. Новая футбольная программа мне понравилась. Это хорошо, когда есть от чего оттолкнуться, куда заглянуть, освежить знания, там все систематизировано. Необходимость в новой программе назрела, она поможет в работе. Но тренер еще должен иметь и свое видение — тогда его индивидуальность вкупе с алгоритмом методики даст результат.
— Не думаете ли вы, что именно в таких, не самых хороших, условиях у вас получилось воспитать квалифицированных футболистов? И если бы условия были лучше — не вышло бы условного Соловья?
— Вы хотите сказать: “Чем хуже — тем лучше”? Я всегда подбадривал ребят, что нашу “Березу” не сломать, мы можем гнуться, но не ломаться, потому что у нас есть стальной стержень! Сила духа все решает! И, возможно, она воспитывается в условиях, далеких от идеальных. Работа тренера — это творческий процесс, и важно отношение специалиста к своему делу. Хотелось бы, чтобы у каждого наставника была своя, индивидуальная философия футбола. Да, несмотря на все трудности, нам удается вырастить хороших футболистов, но будь условия получше — были бы и игроки посильнее! Есть много составляющих итогового успеха, например, для меня важна психологическая атмосфера в школе. Мне нужно, чтобы никто не препятствовал, не вмешивался в мою работу. И своих известных футболистов я воспитал именно в такой обстановке. А вот сейчас совсем не так, она в нашей школе, мягко говоря, нервная.
— Чем было обусловлено появление такого поколения игроков, как Глебы, Калачев, Кутузов, Корниленко, и почему мы не можем вырастить футболистов, которые смогли бы играть в Европе или российской премьер-лиге?
— В первую очередь нужно отдать должное первым тренерам, которые сумели воспитать таких сильных игроков, заложили в них бойцовский характер. Когда происходило их становление, еще не было компьютеров и мобильных телефонов, ребята жили футболом, помимо тренировок, в свое удовольствие играли во дворах. Сейчас такое, к сожалению, редко встречается. Но главное — они вовремя ушли в сильные европейские и российский чемпионаты. Почему мы не можем вырастить таких футболистов, которые будут конкурировать с россиянами или того больше — с игроками из топ-чемпионатов? Можно долго рассуждать на эту тему, но, думаю, нужно сравнить условия подготовки ребят, уровень оплаты труда тренеров, отношение к детско-юношескому футболу в нашей стране и за рубежом — тогда все станет понятно!
— Что мы можем сделать ныне, чтобы в ближайшие годы улучшить ситуацию в детско-юношеском футболе на периферии?
— Считаю, что отделения футбола необходимо преобразовать в клубы — по примеру областных центров. И уже есть острая необходимость внести изменения в Положение о ДЮСШ, Закон о физической культуре и спорту на предмет того, чтобы школы, где есть отделения футбола, могли заявляться во вторую лигу, с условием, например, чтобы играли 80 процентов воспитанников этой школы. Это очень помогло бы молодым игроком безболезненно перейти на взрослый уровень, это жизненно важно для нашего футбола, ведь в этот период мы теряем очень много ребят. Самая главная проблема в детско-юношеском спорте на периферии — это руководители футбольных школ. На такие должности, на мой взгляд, следует назначать людей, которые прошли все ступеньки в спорте, сами были спортсменами, много лет проработали тренером. Ведь директор какой-то системы — это уже пик карьеры, когда человек должен понимать все нюансы и тонкости этой профессии! На практике все совсем не так! Далеко ходить не стану: в Березе с 2013 по 2019 год СДЮШОР руководил учитель биологии, после него вообще назначили председателя профкома одного из заводов города, в Барановичах много лет футбольную ДЮСШ возглавлял велосипедист, и этот список можно продолжать очень долго! Перед ДЮСШ и СДЮШОР стоят серьезные задачи — подготовка резерва для сборных, и от руководителя очень многое зависит, а тут порой такие удивительные назначения, при этом согласованные областным управлением и Минспорта… Что-то здесь не так, вы так не считаете? Я как-то читал статью по экономике, в которой говорилось, что пятнадцать самых успешных предприятий в США — компании, которые возглавляют выходцы с этих предприятий, они прошли весь карьерный путь — от простого рабочего до директора! Так же и в спорте надо делать, возможно, тогда результаты станут лучше.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь