30 лет высшей лиге. Экскурс Стрельцова. “Жаль, первый турнир УЕФА не зачел...”

20:47, 18 апреля 2022
svg image
1132
svg image
0
image
Хави идет в печали

Кроме того, за весь чемпионат пропустили всего четырежды. Не пообщаться с отошедшим от футбольных дел 73-летним тренером в преддверии тридцатилетия высшей лиги было нельзя.

— Сказать, что в памяти хорошо отложился первый турнир, не могу. Утекло немало воды. Той футбольной премьере на заре нашего суверенитета не было суждено стать полноценной. Скорее, состоялся эдакий получемпионат, в котором каждый с каждым сыграл лишь по разу. А мотивация у федерации футбола поступить таким образом имелась: хотелось подстроиться под Европу. Поэтому, если помните, следующий турнир провели уже в два круга и по системе “осень-весна”. Причем начать его пришлось через месяц после подведения итогов дебютного.

— У вас в команде выступали два видных, по тогдашним меркам, нападающих — Олег Радушко и Виктор Наумов, в чемпионате-1992 отличившиеся скромной результативностью. На двоих — всего четыре гола. А у Андрея Скоробогатько — сразу одиннадцать…
— В этой статистике никакого парадокса нет. Андрей — атакующий полузащитник, действовавший из глубины. Через него в какой-то степени и строился тот “днепровский” футбол, поэтому все шло так, как и задумывалось. Команда забило приличное количество мячей — 28. Скоробогатько на то время был еще молодым футболистом, и его талант проявлялся очень ярко.

— А как вы реагировали на создание национальной белорусской высшей лиги?
— Не буду лукавить: мы этого ждали. И понимали, что такое развитий событий неизбежно, хотя некоторые коллеги-тренеры хотели поиграть в совместном с Россией турнире. Суверенный чемпионат открывал другие возможности — на горизонте маняще засияла перспектива участвовать в еврокубках. Кстати, то серебро-1992 “Днепру” не позволило попробовать силы на международной арене, поскольку УЕФА не зачел чемпионат в качестве официального.

— Только ли в еврокубках крылась такая приверженность большинства специалистов?
— Естественно, мы о них грезили. Своего рода мотивация — выезжать и соревноваться в Старом Свете. Но и не нужно забывать, что создание белорусского чемпионата послужило импульсом развития внутреннего футбола. Хотя и старых команд среди участников первого турнира хватало. Тем не менее решение делать свое виделось правильным. Да и чего греха таить, его принятие диктовало время.

— Помните ли поражения “Днепра” с минимальным счетом 0:1 от бобруйского “Трактора” и минского “Динамо”?
— Если честно, из памяти многое стерлось, в том числе и ряд матчей того года. А то, что тогда уступили динамовцам, понятно. Даже предсказуемо. Они — элита тогдашнего отечественного футбола, сохранившаяся в клубе после союзных времен.

— От чемпиона ваша команда отстала лишь на очко. В последнем туре “Днепр” дома победил БелАЗ, а “Динамо” принимало “Ведрич” и забило шесть раз, что предопределило судьбу золота. На то, что речичане отнимут очки у конкурента, надеялись?
— Куда там… Естественно, хотелось, чтобы результат минского матча оказался в нашу пользу. Но, откровенно говоря, в такой исход не верилось.

— Тем не менее осечки допускали и тогдашние подопечные Михаила Вергеенко, как то вышло в первом туре — домашние 0:0 с “Металлургом”.
— Такое случается со всеми. Сила “Динамо” была неоспорима, но “Днепр” пытался соперничать с ним на равных. Хотя кто знает, как бы все закончилось, если бы состоялся второй круг. Может, догнали бы или прилично отстали.

— В номере “ПБ” от 30 июня 1992 года сообщалось, что вам поступило предложение возглавить “Завишу” из Быдгоща…
— Все это неправда. О работе в Польше говорилось лишь в шуточной форме, дескать, может, ты когда-нибудь согласишься… Но с конкретикой ко мне из клуба тогда не обращались.

— С Вергеенко тренерское соперничество на заре суверенитета присутствовало?
— Могли, конечно, во время матчей проявлять эмоции, но чего-то такого принципиального не припомню. После 1982-го “Днепр” вышел в первую союзную лигу и считался второй командой республики. С ней стали считаться и в Минске. Повторюсь, в Могилеве на заре суверенитета подобрался хороший коллектив. Ни с Михаилом Никифоровичем, ни с кем другим я не конфликтовал — наоборот, относился с уважением. Могли и чашку чая выпить после игры.

— Если положить на весы серебро-1992 и золото-1998…
— Совсем не стоит этого делать, что вы! Медали получемпионата, хоть и первого, и победа в полноценном турнире не подлежат сравнению. Понятно, были довольны и в первом случае, радовались, но все же эмоциональный окрас совсем другой.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?