Персона. Софья Великая. Фехтование как жизнь
Двукратная олимпийская чемпионка в командных состязаниях саблисток — ориентир для огромного количества атлетов из разных стран и любимица многочисленной армии болельщиков — приехала в Минск, где приняла участие в совместном заседании комиссий спортсменов НОКа Беларуси и ОКР, а также провела мастер-класс для юных мастеров аристократического вида единоборств, некогда составлявшего славу отечественного спорта.
Об эмоциях от посещения белорусской столицы, секретах спортивного долголетия и многом другом выдающуюся спортсменку расспросил корреспондент “ПБ”.
— Приходилось ли вам раньше бывать в Минске, и какова цель нынешнего визита?
— В ваш город я приехала впервые по инициативе Национальных олимпийских комитетов России и Беларуси. В сегодняшней непростой ситуации очень важен обмен опытом и взаимодействие с комиссией спортсменов НОКа вашей страны. Познакомились с коллегами очно, обсудили сложившееся положение. Сейчас планируем ряд проектов, которые будут поддерживать атлетов всех возрастов. Плюс медийная составляющая.
У детей в разных уголках мира не всегда есть возможность воочию увидеть выдающихся людей, которые выигрывают медали на Олимпиадах, чемпионатах мира и других международных стартах. Поэтому параллельно было решено провести мастер-классы, во время которых они получили возможность пообщаться, сфотографироваться со своими кумирами, получить от них наставления, взять автографы.
— Если говорить о белорусском фехтовании, то громкие успехи его представителей стали достоянием истории. Российская же школа на подъеме…
— Ситуация сложилась так, что мы должны быть сплоченными во всех сферах деятельности. Поддерживать друг друга как в спорте высших достижений, так и на уровне молодежных, юношеских соревнований, студенческих турниров. Это все взаимосвязано. Чемпионы вырастают из детей, которые приходят в секции, находят мотивацию, интерес и желание продолжать получать удовольствие от занятий любимым видом спорта.
Что касается уровня белорусских фехтовальщиков, то у вас произошла смена поколений, как и во многих других странах. Такие же проблемы были и там. У нас также идет этот процесс. Мы понимаем, что если сейчас не будем развивать кадетов, юниоров и молодежь, то в дальнейшем могут начаться проблемы. Поэтому необходимо проводить совместные соревнования, привлекать команды из других стран. Это даст развитие и будет очень полезно для белорусских спортсменов. Например, недавно мы проводили совместные сборы перед чемпионатом России в Сочи.
— Несмотря на то что вы впервые в столице Беларуси, знакомых, судя по всему, у вас хватает?
— Действительно. С кем-то из них удалось увидится. С кем-то, к сожалению, нет. Знаете, когда с человеком видишься один-два раза в год, приятельские отношения сохраняются. Но времени для общения мало. Период подготовки и участие в чемпионате России, который прошел в столице Игр-2014, нас сблизил. Дал больше времени на общение, обмен знаниями и способствовал росту в профессиональной сфере.
— Вы трижды пробовали покорить вершину олимпийского пьедестала, но каждый раз выигрывали серебро. Будут ли следующие попытки? Тем более что два золота Игр в командных состязаниях — результат более чем достойный.
— Я действующая спортсменка. Недавно участвовала в чемпионате России, стала серебряным призером. В командном турнире заняла третье место. Сейчас в графики и соревновательные календари вносятся изменения. Приоритеты, в каких турнирах выступать, также будут меняться. В зависимости от этого течения и направления станет понятно, буду я продолжать спортивную карьеру, и какая ее конечная цель: Париж-2024 или Лос-Анджелес-2028, если говорить об Олимпиадах. Если мы кардинально меняем систему российско-белорусского спорта, значит, будет другая цель. На это нужно время. Но решения о завершении карьеры я еще не принимала.
— Что мотивировало продолжать выступления и радовать болельщиков своим мастерством?
— После Игр в Японии действительно подумывала заканчивать, но мне очень понравилось мое состояние, ощущение спортивной формы. Кроме того, чувствовала поддержку со стороны. Вдохновение, которым смогла поделиться с детьми, занимающимися нашим видом спорта, простыми болельщиками, открывшими для себя фехтование. Это дало какую-то дополнительную энергию. Решила, почему бы и не продолжать. Ведь я занимаюсь полезным, правильным, нужным делом. И меня это не напрягает.
— Несмотря на такое решение, наверняка можете оглянуться и подвести какие-то предварительные итоги?
— В моем случае все шло по нарастающей. Меня мотивировали победы. Они давали стимул для новых достижений. Было такое, как на Олимпиадах в Рио и Токио. Удавалось выиграть золото в командных соревнованиях и в то же время были поражения, серебро в личных стартах. Тогда эмоции преобладали разные. Но они, без сомнения, также вдохновляли и мотивировали. Путь, который я прошла, чтобы достичь такого результата, очень ценен. Далеко не каждый спортсмен может заявить, что едет на Игры за золотом. Для этого нужны определенная смелость, уверенность в своих силах.
— В какой обстановке легче фехтовать на Олимпиаде, когда публика отчаянно болеет, не жалея эмоций, как это было на арене “Кариока 3” в Рио, или в камерной обстановке зала “Макухари Мессе” в Тибе?
— Когда предстоит старт на Олимпиаде, спортсмен по понятным причинам волнуется. Ведь неизвестно, чем все закончится. Можно как выиграть, так и получить травматичный, болезненный опыт, который больше не захочется повторять. Напряжение можно понять, поскольку соревнования очень ответственные. В каждом из упомянутых случаев свои сложности.
Так, в Рио была поддержка родственников, которые приехали за нас поболеть. Кроме того, в зале присутствовала делегация из трехсот человек российских любителей фехтования. Это были не какие- то посторонние люди: ты их знаешь, они за тебя переживают, следят за карьерой. Конечно, это добавляло ответственности.
Что касается Токио, то там пришлось приспосабливаться к различным ограничениям. Но мы же о них узнали не в последний момент. Привыкая к ним, становились только сильнее. На многое потом уже просто не обращали внимания. Главное — результат. Есть шанс, надо его показать. Тем самым расставляешь все точки над “i”.
— За долгие годы спортивной карьеры наверняка у вас были неудобные соперницы…
— Очень непросто было фехтовать с Ребеккой Уорд из США. У нее специфическая техника. Доставляла немало хлопот китаянка Тан Сюэ, вице-чемпионка Игр-2004. Она весьма одаренная, с хорошим чувством дистанции. Была удивлена, когда в четвертьфинале Олимпиады в Пекине выиграла у нее со счетом 15:9. Сейчас не очень комфортно фехтовать с Ольгой Никитиной. У нее своеобразный ритм. Соня Позднякова физически более резкая, взрывная.
Важно понимать, что это не приговор, и готовиться к поединкам с такими соперницами. Проработать тактику, варианты развития событий, сделать работу над ошибками — и все будет в порядке.
— Важное место в жизни каждого спортсмена имеют не только победы, но и умение переживать неудачи…
— Да, и мои достижения были построены на поражениях. Желании оставить их позади, преодолев трудности. Ведь на одну из Олимпиад вообще не попала. Чтобы пройти отбор, не хватило одного очка. Потом поехала на Игры в Пекин, где заняла четвертое место, хотя сумела выиграть у самой сильной конкурентки из Китая. Затем было серебро. Потом завоевала две медали, золотую и серебряную, на Играх в Рио. Через четыре года в Токио повторно сделала дубль. Причем в условиях ковидных ограничений.
— Как справляться с предстартовым волнением? Сказывается ли на вашем настрое многолетнее нахождение в числе лучших саблисток мира?
— Находиться столько лет в топе… Осознаю, что это тяжело. Жить с этим и заявлять, что поеду на свою пятую Олимпиаду за золотом, — своего рода игра психосоматики.
Волнение — это абсолютно нормально. Нужно научиться снижать высокое психологическое давление и физическое от страха. Кому-то нужно больше разминаться, чтобы пропотеть и обогатить свою кровь кислородом. Кому-то необходимо послушать музыку. С кем-то поговорить, чтобы отвлечься. Все сугубо индивидуально. Нужно искать. В этом должен помочь тренер, да и сам спортсмен не прочь бы разобраться. Чтобы не бояться, не психовать и не впадать в депрессию, что не получилось, а наоборот.
— При всех регалиях вы стремитесь заявить о себе не только в спорте?
— Для меня это целый процесс, который идет рядом с основной деятельностью. Если все правильно организовать, построить расписание и соблюдать дисциплину, все возможно. Особенно если есть поддержка от семьи, тренеров, руководства. Это требует больших усилий.
— Вы активно участвуете в различных телевизионных проектах. Хотя бытует мнение, что это мешает спорту…
— Действительно, многие считают, что это отвлекает от тренировок. Однако, на мой взгляд, больше должно беспокоить влияние на спортсменов социальных сетей, а не живое общение и участие в различных проектах, полезных для развития родного вида спорта.
Вы знаете, я одна из первых, кто начал активно взаимодействовать со СМИ, участвовать в программах, давать интервью, чтобы популяризировать фехтование. И я справлялась. Давно сотрудничаю со средствами массовой информации, причем в различных форматах. Это необходимо в современном мире. Другой вопрос, что нужно учить молодежь правильно это использовать и дозированно к этому подходить. Но вообще это сугубо индивидуальное дело каждого спортсмена.
— Судя по результатам фехтовальщиков, аристократический вид единоборств в России должен находиться в числе самых популярных.
— Все познается в сравнении. Что касается медийности и распространенности нашего вида спорта в России, то они действительно растут с каждым годом. За две Олимпиады мы сделали большой прорыв в этом направлении.
С другой стороны, если сравнивать с той же греко-римской борьбой или хоккеем и футболом, это совершенно разные миры. Но наш прогресс очевиден. Это показывает растущее количество детей, которые приходят в наши секции, клубы, спортивные школы. Их количество также заметно увеличилось. Задача спортсменов — вдохновлять, радовать своими выступлениями и мотивировать подрастающее поколение.
— Приходилось не раз слышать, что ваш вид единоборств — это шахматы на фехтовальной дорожке.
— Конечно. Есть тактика, стратегия. Начальная логическая схема поведения в бою. Два соперника. У каждого свои сильные и слабые стороны. Много факторов, и на этом строится поединок. Сегодня один спортсмен чувствует себя замечательно, завтра нет.
Вообще фехтование — это целая жизнь. Все складывается также. Взаимодействие с людьми, ошибки, победы и поражения. Принятие решений, реализация планов. Все один к одному, только на дорожке это происходит гораздо быстрее.
— В какой стране вам больше всего нравится организация турниров?
— Для меня такой образец отношения к делу — старт во французском Орлеане. Там небольшой город, родина Жанны д»Арк. Организаторы очень давно проводят соревнования. С каждым годом делают его все интереснее. За действиями спортсменок может наблюдать десять тысяч человек.
Вообще-то умеют проводить турниры и в других странах. Сейчас это регулируется регламентом, где четко сформулированы требования к организаторам и нужно соответствовать определенным стандартам. Так что сейчас уровень проведения турниров растет, и везде они проходят на высоком уровне.
— Как вам последние тенденции развития фехтования? Особенно сабельного, где порой затруднительно без повтора уследить, кто кому нанес удар…
— В фехтовании, как и в других видах спорта, есть своя специфика. Чтобы публика могла разбираться в тонкостях, необходимо развивать его медиавосприятие зрителями на экранах телевизоров или мониторах компьютера. Порой операторы не понимают, что снимать. Прямо во время поединка могут обратить внимание на судью или на экипировку спортсменов, поведение кого-то из болельщиков.
Наверное, стоит подумать, чтобы были консультанты, владеющие этой темой. Они объясняли бы, что надо сделать, чтобы успеть все оперативно снять и добавить визуальных эффектов. Нужно понимать, что в каждом виде спорта есть своя специфика.
Ну, и конечно, важно ходить на соревнования. Когда вживую наблюдаешь за состязаниями, они смотрятся значительно интереснее.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь