Игорь Каныгин. Устанавливать барьеры проще
Есть в его коллекции награды и с других представительных стартов. Однако вершиной спортивной карьеры стало серебро Игр-1980. У Каныгина был отличный шанс стать чемпионом на следующей Олимпиаде. Ведь четыре года после стартов в Москве воспитанник Владимира Изопольского практически не знал поражений, ловко управляясь с самыми опасными соперниками. Однако в Лос-Анджелес спортсмен из Витебска тогда так и не отправился. В судьбу атлетов вмешалась большая политика. Сославшись на грубые нарушения американцами Олимпийской хартии и отсутствие должных мер безопасности для делегации СССР, правительство страны приняло решение о нецелесообразности выступления на Играх-1984 в США.
Сейчас, когда МОК отстранил спортсменов России и Беларуси от участия в международных стартах, именитый в прошлом борец рассказал корреспонденту “ПБ” об отношении к нынешней ситуации. Беседу мы начали с небольшого экскурса в прошлое.
— Игорь Владимирович, в свое время вы были одним из тех спортсменов, которые далеко не по своей воле пропустили Игры-1984. Какие эмоции испытывали тогда?
— До сих пор помню то ощущение: готовишься выступать, тренируешься, не жалея сил, а тебе говорят: “Нет, вы никуда не поедете, мы организуем другие мероприятия, на которых будете бороться”. Тогда услышать такое от спортивных чиновников незадолго до Олимпиады в Лос-Анджелесе было очень неприятно. Сами понимаете, мы посвятили жизнь спорту, а нас из-за политики лишили шансов выиграть олимпийские награды. Для кого-то это был единственный шанс выступить на главных стартах четырехлетия. Мое разочарование тогда было также очень велико. После серебра на Играх в Москве шел к заветной цели. Чтобы стать олимпийским чемпионом, не проигрывал соперникам, и шансы на обретение золота Лос-Анджелеса были весьма неплохими. Вместо этого участвовали в соревнованиях “Дружба-1984”, которые в середине июля принимала столица Венгрии.
— Кто были вашими соперниками в Будапеште?
— Представители стран социалистического лагеря, которые так же, как и СССР, бойкотировали Игры-1984. Однако это не сказалось на уровне конкуренции. Все же именно спортсмены, принадлежащие к этой части мира, были законодателями мод, и по уровню участников борцовский турнир “классиков” ничем не уступал Олимпиаде в Лос-Анджелесе. Тем не менее преодолел сопротивление конкурентов и выиграл.
— Сейчас происходит нечто похожее?
— К сожалению, политика вновь вмешалась в спортивные дела. Только на сей раз инициатива о фактической изоляции исходит не от нашей страны, а от международных структур, которые так фактически демонстрируют свою слабость. Нас вплетают в эту “косичку”, и очень серьезно. Все это происходит, несмотря на то что многие иностранные спортсмены от нас не отворачиваются. Ведь в нашей среде, в отличие от политики, все гораздо проще и честнее.
— Тем не менее запрет от МОКа взяли на вооружение многие структуры, в их числе и Международная федерация борьбы. Ожидали такой реакции на события на Украине?
— Честно говоря, все это было вполне предсказуемо. Жаль, что доводы о спорте вне политики на Западе не были услышаны. Им не нравится наша система. Все, что происходит, они видят лишь в одном цвете, черном. Знаете, есть борьба честная, спортивная со своими правилами и принципами, а есть закулисная. К сожалению, вторая в политике международных спортивных структур пока преобладает. В какой-то степени это свидетельство их слабости. Устанавливать барьеры и вводить ограничения всегда проще, чем находить какие-то другие, более приемлемые, варианты.
— Как считаете, почему было принято столь суровое решение о запрете участия в международных стартах белорусов и россиян?
— Понимаете, во время соревнований люди не только выходят бороться друг с другом. Они общаются, обогащаются новыми знаниями. Конечно, технологии сделали большой шаг вперед, но по-настоящему дружить ведь можно лишь с тем, кого слышишь и видишь воочию. Если нет прямого диалога между людьми, то в лучшем случае на тебя будут смотреть как на какую-то экзотику.
— В советское время все было иначе?
— Помню, сборная СССР по греко-римской борьбе принимала участие в состязаниях на территории США. Наш визит вызвал большой интерес в этой стране. Особенно среди журналистов. Один из них захотел узнать, почему мы хотим войны. Честно говоря, такая постановка вопроса вызвала недоумение. Естественно, лично у меня и моих товарищей по команде ничего такого в мыслях не было. Это я и объяснил представителям СМИ. Тогда нас приняли очень хорошо. Пообщавшись с нами, американцы увидели, что мы были далеко не столь страшны, как это рисовала их пропаганда долгие годы.
— Как считаете, насколько реален вариант с недопуском белорусов на Олимпийские игры в Париже?
— Не удивлюсь, если в итоге так и случится. Поэтому стоит нашему внешнеполитическому ведомству, другим структурам не молчать, а говорить о неправомерности принятия такого решения. Пусть знают и видят, что мы не проглатываем молча эту несправедливость. Те, кто компетентен принять такое решение, будут рады молчанию белорусов и россиян. Если мы ничего не говорим, им же легче. Значит, все хорошо и идет по плану. Нас просто хотят забыть. В ответ на это важно демонстрировать свою позицию, рассказывать о ней.
Говорят, что агрессия хороша лишь на ковре, а в жизни такое поведение неприемлемо. Так вот, в данном случае надо действовать именно так. Не сидеть молча за занавесом — ведь могут пройти мимо и даже не оглянуться.
— Почему вы в этом уверены?
— Такое ощущение, что это их главная цель. Чем меньше давать знать о себе, тем быстрее о тебе забудут. Надо рекламировать создание новой лиги, громко заявлять о своих намерениях, чтобы это была не одиночная акция, а целая серия турниров. Только так можно донести до остального мира нашу позицию, что мы только на ковре боремся жестко, а в жизни друг друга поддерживаем.
— Ответом на санкции стало создание профессиональной борцовской лиги Poddubny Wrestling League. Считаете, это действительно поможет избежать изоляции?
— Конечно. Очень правильное решение со стороны Федерации спортивной борьбы России. Если ничего не предпринимать и тихо ждать, когда международные спортивные организации сменят гнев на милость и позовут вновь участвовать в соревнованиях под их эгидой, этого может и не случиться.
Трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин прав, когда говорит, что нужно не оглядываться на других, а создавать свой продукт. Тот, который будет конкурентоспособен на международной арене и привлечет зрителей со всего мира. Чтобы атлеты из других стран считали за честь выступить на вновь образованных соревнованиях.
Уверен, за этим проектом большое будущее. Иначе зачем его затевать? Даже если санкции в отношении белорусских и российских спортсменов отменят, он должен будет продолжать свою историю. Задумка действительно очень хорошая. Думаю, у россиян достаточно ресурсов, чтобы воплотить ее в жизнь на самом высоком уровне.
— Есть мнение, что маркетинговая составляющая на нынешнем этапе будет в тени мастерства спортсменов…
— Вы знаете, сразу все действительно может и не получиться. Если так произойдет, важно не разочароваться в идее, отложив ее реализацию в долгий ящик. Во времена Ивана Поддубного из борьбы ведь умели делать шоу. Читая книги о нравах того поколения атлетов, понимаешь, что люди приходили не только затем, чтобы поглазеть на великанов, демонстрирующих свою силу, но и прочувствовать праздничную атмосферу. Думаю, организаторы современной борцовской лиги вполне способны перенести тот опыт, осовременить его и подарить публике настоящее зрелище.
— Насколько велика вероятность, что в состязаниях Poddubny Wrestling League примут участие не только российские и белорусские атлеты?
— Уверен, что спрос со стороны международного борцовского сообщества есть. Наши страны в древнейшем виде единоборств находятся на лидерских позициях, а спортсмены и тренеры из России и Беларуси пользуются заслуженным авторитетом. Уверен, чтобы стать лучшим, необходимо соревноваться с теми, кто действительно силен.
Ведь спорт — это продолжение дипломатии. Мы ездили на соревнования по всему миру. Когда красивые, подтянутые ребята выигрывали, показывая классную борьбу, рукоплескали даже самые отъявленные недоброжелатели.
Как-то в Болгарии, на Кубке мира, атмосфера была не самая дружелюбная. Но когда балканские спортсмены, выступавшие в роли хозяев, не смогли взять ни одного балла у сборной СССР, болельщики аплодировали стоя. Помню, у нас проходили старты, на которых совершенно спокойно общались армянские и азербайджанские атлеты — и это несмотря на межгосударственный конфликт. Спорт людей объединяет.
— Есть мнение, что не стоит акцентировать внимание лишь на проведении взрослых турниров.
— Безусловно, важно проводить такие старты не только среди уже состоявшихся мастеров, но и больше вовлекать в соревнования юных спортсменов. Именно за ними будущее нашего вида спорта. Вырастают звезды, на которых потом хотят равняться уже их последователи.
Поэтому важно уделять молодежи особое внимание. Очень хорошо, когда парни регулярно посещают тренировки, внимательно слушают наставников, соблюдают режим, не нарушают дисциплину. Но без участия в соревнованиях о росте мастерства можно забыть.
— Первой ласточкой в направлении сотрудничества с российской стороной в греко-римской борьбе стал мастер-класс двукратного олимпийского чемпиона Романа Власова…
— Такие мероприятия очень полезны. Ведь детей важно и нужно заинтересовать, вселить уверенность в правильности выбранного пути. А кто это может сделать лучше титулованного спортсмена, который служит для них примером?
С другой стороны, это хорошо, когда спортсмен не просто почивает на лаврах, вспоминая о былых успехах, но и может доходчиво объяснить подросткам, как прийти к успеху. Показать какие-то приемы. Если мастер уходит просто так, с ним уходит и его искусство борьбы. Надо идти на публику, делать так, чтобы все было красочно, интересно. Другой вопрос, что хотелось бы видеть такие мастер-классы, во-первых, чаще, а во-вторых, не только в столице. Ведь не секрет, что сейчас наш вид спорта популярен отнюдь не среди мальчиков из больших городов, где хватает развлечений. Как правило, более восприимчивы парни из глубинки. У них светятся глаза, когда они видят борьбу, и каждая встреча с кумиром становится значимым событием в жизни.
— Одни из стартов, где можно продемонстрировать новый подход к делу, — соревнования на ваши призы, которые уже долгие годы проходят в Витебске…
— Действительно, ситуация располагает к тому, чтобы турнир прошел на качественно новом уровне. Конечно, это потребует дополнительных финансовых средств, но ради популяризации родного вида спорта стоит постараться. Сделаем попытку возобновить связи с борцами разных стран. Раньше ведь в турнире участвовали белорусы, россияне, литовцы, датчане, представители других стран. Стоит подумать над тем, чтобы география участников расширилась еще больше. Уверен, что посетившие нашу страну гости будут потом по-другому смотреть на многие вещи, не скатываясь к кем-то навязанным клише.
Ко мне в гости часто приезжали не только спортсмены из России, но и атлеты Украины, стран Балтии, Казахстана. Мы всегда с удовольствием общались, вспоминая минувшие дни и строя планы на будущее. Приятно вместе с товарищами по борцовскому ремеслу возвращаться в памяти к тем временам, когда мы одной командой защищали честь большой страны на международных турнирах. Надеюсь, что нынешнее поколение белорусских и российских атлетов также вскоре сможет участвовать в турнирах и приносить медали своим странам.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь