Что делать? По мировым лекалам. Step by step. И никак иначе

21:17, 26 мая 2022
svg image
1584
svg image
0
image
Хави идет в печали

Сергей КАБЕЛЬСКИЙ не новичок в тренерской деятельности. В его профайле — работа в футболе Беларуси, России и неблизкой Португалии. Ныне специалист, летом покинувший красноярский “Енисей”, куда приходил дважды, трудится в академии БФФ. Видит нашу молодую поросль каждый день. И наверняка чувствует болевые точки не только детско-юношеской составляющей. Но говорили преимущественно о ней.

— На ваш взгляд, какие назревшие проблемы требуют безотлагательного решения?
— Усилия предпринимаются, и немалые. Если погрузиться в тему, то это будет очевидно каждому. Шаг за шагом дело движется. Если вы заметили, за последние два года произошло омоложение высшей лиги. Для такого процесса — срок короткий, поэтому все случилось резко.
Чтобы юнцы взрослели, набирались опыта на высоком уровне, нужно время. А если вернуться к вопросу, то одной проблемы, которая перевешивает все другие, нет. Многие говорят о вовлечении как можно большего числа детей в футбол. Массовость — основа построения всей вертикали. В нашей стране есть большой резерв для того, чтобы увеличить количество приходящих в секции и группы подготовки ребят. Начинаем с фундамента и дальше строим систему по мировым лекалам. Иного рецепта успеха, считаю, нам искать не стоит. Получается, импульс идет преимущественно от академий и клубных школ. Да, есть и частная инициатива, но в такие школы детей отводят родители, у них имеется желание, чтобы чадо занималось футболом. Считаю, пример Украины показателен: там давно в общеобразовательных учреждениях ввели обязательный урок футбола. Вот и результат: сборная молодая, а команда U-20 и вовсе выиграла чемпионат мира в 2019-м. Как сделать нечто похожее у нас? Надо ждать всходы брошенных в землю семян. Думаю, как минимум два-три года.

— Конкретнее: о каких шагах вы упомянули?
— По всей стране вводится единая российско-немецкая система подготовки футболистов с шести до семнадцати лет. В соответствии с ней будут работать академии и другие профильные заведения. Кажется, впервые в нашей истории принята такая, подчеркну, обязательная программа развития. Так что вижу в избранном подходе большое подспорье для взращивания высококлассных игроков. Да, всегда говорили, что так нужно работать, но раньше на словах все и заканчивалось. Пожалуй, лишь академия при федерации футбола придерживалась единых канонов. Выбирали систему (под нее подводились в том числе сборные соответствующих возрастов) и трудились, но общего унифицированного подхода в Беларуси не существовало. Такого, какой есть в других образцовых с точки зрения футбольной индустрии странах.

— Хорошо. Как же поднять интерес к виду спорта у молодого поколения?
— В той же Португалии, где довелось работать, шесть лиг: по три профессиональных и любительских. В Польше — тоже с полдюжины, причем именно с участием взрослых команд. Нам такой разветвленной соревновательной сети немного не хватает. Это ведь тоже срез, по которому можно судить о массовости в футболе. Подпитка клубов высшей лиги и сборных оставляет желать лучшего.

— Детям стало не так интересно гонять мяч, как в вашей юности. Тоже проблема…
— Понимаете, футбол — сложнокоординационный вид спорта. В частные школы приходят в 10-11 лет, но это уже поздно. Потому что сложился двигательный стереотип. Если ребенок не начал в семь лет (а бывает, что и в шесть), то о карьере вряд ли стоит грезить. Он позже понимает, чего хочет. Но, как говорится, поезд ушел. К тому же пропал дворовой футбол. В советское время постоянно играли, в каких-то хоккейных коробках… Чуть ли не день напролет. Правда, тогда и компьютеров не было в домах, а в телевизоре — три канала. Сейчас редко встретишь, когда забивают “пульку” дом на дом, такую популярную в былое время. Хорошо, если отец с семилетним сыном во двор пришли поиграть. Ребенок увидел, загорелся, пристрастился — и уже может понять, хочет он заниматься футболом или нет. Здесь важно не упустить время.

— Сейчас вы работаете в академии федерации и видите, чего не хватает самым одаренным ребятам, которые должны туда попадать априори…
— Самая серьезная проблема — физического толка. Одни — растут, другие — нет. Один парень вымахал до метр восемьдесят пять, другой — всего метр шестьдесят. Второй — да, техничный мальчик, но на поле его просто “топчут”. Такой вот дисбаланс… И кроме него, в академии нет ничего, что мешало бы развиваться всем парням одновременно. Может, это не бог весть какая сложность, но все же она присутствует. К слову, у нас собраны не все то лучшее, что есть в стране. Понятно, основу сборных составляют воспитанники академии, но ведь игроки приглашаются также из клубов. В том числе из-за вот этого дисбаланса в развитии. Те, кто не могут конкурировать, отсеиваются или же, если обладают уникальными способностями, ждут своего часа. Как тот же Модрич, выделявшийся техникой, но получивший прозвище Бумажный Лист. У нас то же самое: если видим талант, стараемся его держать здесь, сохраняя в футболе. Такое практикуется повсюду.
Мы недавно ездили играть в Москву со сверстниками из “Локомотива” и ЦСКА. В этих клубах собирают ребят-гренадеров со всей России — как еще говорят, переростков. Некоторые уже вымахали под сто девяносто! А это 2007 год рождения. Конечно, хочется, чтобы и у нас были все как на подбор атлетичные.

— Вы долго трудились в клубном футболе Беларуси, России, есть опыт работы в Португалии. Что можно было бы перенять у тех же пиренейцев?
— А у них академии при клубах. Функционирует институт сборных. Какой-то особенной изюминки я не подметил. Просто там в каждом дворе, в каждом поселке — площадка, где играют в футбол. Для них это религия, основополагающий вид спорта. Так у нас тоже создаются клубные академии, в других городах.

— До условий академии БФФ в регионах далеко…
— Время сейчас непростое. Чтобы быстро создать школу с хорошими полями, питанием и прочими атрибутами, нужны деньги и подпитка из районных центров, деревень. Та самая массовость, о чем я уже говорил. К нам в академию приходят тринадцатилетние парни. Программа же рассчитана на мальчиков шести лет. И здорово, если по ней каждое заведение будет работать хотя бы с семи-восьмилетнего возраста. Сюда, в Минск, не должны приезжать необученные пацаны. Они уже должны обладать определенными техническими навыками, знаниями об индивидуальной тактике. В реальности же оказывается, что все не так просто. Период обучения пропущен. Поэтому задача в том, чтобы программа, которая задаст вектор, выполнялась повсеместно. И уже в академии БФФ можно было развивать ребят дальше. Надо набраться терпения, чтобы прийти к пониманию и принятию такого подхода.

— Давеча главный тренер “молодежки” Сергей Ясинский высказался о нашем отставании в фундаментальном детском образовании в технике и индивидуальной тактике…
— Могу только с ним согласиться. И как раз все это и имею в виду. Без основы, базы — никуда. Бывает, появляются парни, которым техническая оснащенность дарована свыше. Вот только их единицы. В основном детей приходится обучать. Обучать тому, чем они должны были заниматься в десять лет. Возвращаться назад. И это фактор, который безусловно тормозит развитие футболиста.

— Кроме того, Ясинский подчеркнул важность соперничества со сверстниками из стран, где футбол традиционно на высоком уровне.
— Однозначно, но сейчас куда-то вывозить команды особенно тяжело. Вариться в собственном соку постоянно не есть хорошо. Только когда ты противостоишь другим сборным, участвуешь в международных турнирах — подтягиваешься до совсем другого уровня. Парни играют с условными испанцами и понимают, к чему надо стремиться. Или хотя бы в ту же Россию неплохо съездить. Сергей Михайлович ведь раньше работал в детской академии в Поставах и в то время часто возил команды за границу. Мы с ним много об этом беседовали. Сейчас, правда, такой возможности, к сожалению, нет.

— Пунктиром вы обозначили те нюансы, которые негативно сказываются на молодежном футболе. И этот переход во взрослый спорт бывает болезненным: даже способные парни зачастую в командах мастеров теряются… Проблема всегда была актуальной.
— Важно уметь конкурировать. Все это кроется в области психологии. Опять-таки обращусь к советскому прошлому. Тогда, бывало, на сборах в некоторых командах было шестьдесят игроков. Три, а то и более кандидата на одну позицию — выживал сильнейший. Умению не теряться, не бояться, а показывать себя, проявлять характер тоже надо учить. Причем с раннего возраста. У многих детей с этим наблюдаются проблемы. Хотя говорят, что характер или есть, или нет. Кто-то сдается, а кто-то на протяжении всей карьеры доказывает, доказывает и доказывает. Это важно. Однако в то же время тренеры должны изъясняться с подопечными в том числе и по поводу того, что есть конкуренция. Например, парень всегда в “лицензионном” возрасте был безоговорочно основным игроком, а попал в дубль — и остается на замене. Ведь редко кто сразу пробивается в основу. И в такой ситуации молодому человеку важно не растеряться, не сломаться. Тренерские навыки, умение убедительно говорить с воспитанником здесь выходят на первый план. Сможет достучаться или нет — вопрос иной, но, несомненно, это нужно делать. В конкурентной среде проявляются лидерские качества, умение доказать прежде всего себе, что ты чего-то стоишь. Есть некоторые особенности. Например, в той же Германии в академиях очень много футболистов. Их просто некуда девать. Если там заговоришь про лимит на молодых игроков, никто не поймет, о чем речь.

А все ли хорошо как раз с тренерским образованием? Пытаясь объяснить проблемы нашего футбола, часто пеняют именно на слабость кадров, коорые трудятся как с детьми, так и с профессионалами…
— Работая в академии, вижу, что постоянно проходят обучающие семинары и курсы для специалистов, занятых в различных направлениях. Тренеры получают лицензии разных категорий, вплоть до “PRO”, подготавливаясь по европейским стандартам. УЕФА процессы контролирует: приезжают инструкторы, следят за качеством обучения, сами проводят занятия. Материалы, которыми снабжают тренера в Беларуси, ничем не отличаются от тех, что используются в Словакии, Словении или Польше, то есть в Восточной Европе. Знания для наставника — это основа. Сейчас вообще у нас специалистов больше, чем команд. Вот в этом, кстати, вижу проблему, ведь им где-то нужно практиковать, воплощать в жизнь идеи.

— Смотря каких тренеров иметь в виду…
— Думаю, любой хочет трудиться в команде мастеров. Ведь все мы амбициозны, коль нашли себя в таком деле. Я не стал бы обобщать и говорить, что в стране нет хороших кадров. Единственное, хотелось бы больше взаимодействовать, обмениваться опытом, знакомиться с другим подходом. В Западной Европе это отлажено, люди из разных государств ездят и смотрят на работу коллег, налаживают коммуникацию.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?