Юрию Пышнику — 80! Второй отец
Виталий Кутузов, Антон Путило, Сергей Кисляк, Юрий Жевнов, Александр Алексейчиков, Вадим Скрипченко, Андрей Лаврик, Сергей Яромко, братья Солодовниковы, Виктор Гончаренко… И это далеко не полный список звездных белорусских игроков, прошедших школу Пышника. Некоторые до сих пор радуют нас мастерством, иные стали тренерами и продолжают дело Учителя, отмечающего сегодня 80-летний юбилей. Поздравляем!
— Юрий Антонович, как здоровье?
— В целом — нормальное, по возрасту.
— Выбираетесь на матчи или предпочитаете наблюдать за ними по телевизору?
— Сейчас уже реже хожу на стадион, чаще смотрю игры дома. Ноги побаливают. Шалит тазобедренный сустав. На одном в свое время сделали операцию, а теперь другой стал беспокоить. То, что в молодости было болячками, на которые не обращал внимания, в зрелом возрасте начинает напоминать о себе серьезными проблемами. Никуда от этого не денешься.
— Национальная сборная провела серию матчей Лиги наций с командами Словакии, Азербайджана и Казахстана. Ваши впечатления?
— Грустновато… Вижу, ребята стараются, никого не обвинишь, что филонит на поле. Но мастерства-то, необходимого на таком уровне, не хватает. Отсюда и результат, а он не радует. Очень многое зависит от тренера: подбор игроков на определенные роли, выбор тактики, организация игры. Что есть то есть. Омоложение сборной — важный аспект, команде необходима свежая кровь. Но, мне кажется, этим процессом чересчур увлеклись. Все омолаживаем и омолаживаем. Но если парень объективно не тянет, стоит ли его за уши тащить в сборную? Может, лучше довериться более опытному футболисту, способному закрыть позицию, сыграть надежно и продуктивно? Всегда считалось, что в национальной сборной должны играть самые сильные. Все-таки они защищают честь страны.
— Сказывается ли, что все матчи команде приходится играть фактически на выезде?
— Безусловно. Очень неприятно, что наша сборная подверглась подобным санкциям. Она изначально поставлена в неравные условия с соперниками по группе. Дома при своих болельщиках наверняка сыграла бы успешнее.
— По-тренерски сочувствуете Георгию Кондратьеву?
— Конечно. Понимаю, как ему тяжело. В принципе не только Георгию Петровичу — всем тренерам с нашей сборной сложно работать. Здесь нужен специалист, способный зажечь игроков, вытянуть из них в игре даже больше, чем они способны продемонстрировать. Как Эдуард Васильевич Малофеев, например. У Кондратьева так не получается. Характер не тот, харизма. Не всем дано…
— Похоже, вы предпочли бы видеть во главе сборной кого-то другого?
— А стоит ли мучить себя и игроков, если не получается? Еще немного, и сборная может свалиться в низший дивизион к футбольным карликам Лихтенштейну, Сан-Марино, Мальте. Ужас…
— Кого предложили бы взамен?
— Мне нравится Вадим Скрипченко. Почему бы не предоставить ему шанс? Он — грамотный, пытливый тренер. Живой, эмоциональный, уж точно сможет зажечь команду. Смотрите, как весело под его руководством играет “Минск”. А ведь там сильных мастеров — раз-два и обчелся. К тому же Вадим трудился в российской премьер-лиге, набрался опыта, проявил себя как довольно жесткий и требовательный тренер. Мне кажется, вполне созрел для работы со сборной. Слов нет, было бы здорово, если бы ее возглавил Гончаренко. Но это маловероятно: Виктору больше нравится повседневная работа в клубе.
— Острая проблема сборной — отсутствие нападающих. Почему отечественный футбол стал так беден на них?
— Многое упущено в плане их индивидуальной подготовки, поиске, развитии. Подменяется все системой, при которой в группе атаки не обязательно должен быть забивной форвард. Еще упущение — слабая физическая подготовка. Раньше нападающие были крепыши, мощные, а нынче какие-то легковесные — умный защитник “съест” такого без соли и перца. В прежние времена у нас в день были двухразовые тренировки, да еще часовая зарядка. Сейчас же о подобном даже не заикаются. Мол, переработаются, на игру сил не останется.
— Нападающий Артем Соловей в прошлом году был назван лучшим футболистом страны. Казалось бы, сборная в его лице должна иметь надежный фундамент. Но что-то он не особо впечатляет.
— Согласен, как-то потерялся в последнее время и в “Шахтере”, и в сборной. Может, поспешил с переходом в другую команду? Желаю ему успеха. Но опять же с его скромной фактурой сложно быть грозой защитников. Надо обладать большим набором других качеств, быть бойцом, не жалеющим ни себя, ни опекуна. Как, скажем, Артем Концевой. Теперь таких, к сожалению, мало. В основном ребята “памяркоўныя”.
— Виталий Лисакович не такой?
— У него характер что надо: боевой, колючий. А вот поступки… Как можно не помочь сборной?! Вероятно, причина кроется во взаимоотношениях “тренер — игрок”. Кто хочет — приезжает, кто не хочет — не приезжает. Подобного быть не должно. Сборная — это не только Кондратьев. Я когда-то постоянно был на связи с игроками молодежной сборной, разговаривал, в том числе с родителями, если надо — убеждал. А как иначе? Это неотъемлемая часть тренерской работы. И потому странно слышать объяснение неприезда капитана сборной: мы не дозвонились до футболиста, а он нам не перезвонил. Со стороны тренерского штаба это несерьезно. Характер? Так сильные футболисты все с характером. Что, просто было с Хацкевичем, Белькевичем, Кутузовым? Виталик всегда говорил: “Я не подарок”. Однако все безотказно приезжали в сборную.
— За чемпионатом страны внимательно следите?
— По мере возможности. Если откровенно, восторга он не вызывает. Многие игры проходят в медленном темпе, на малых оборотах, без огня и острой борьбы, монотонно.
— На первом месте “Энергетик”-БГУ — удивлены?
— Можно по-разному относиться к Анатолию Юревичу, но он профессионал высшей квалификации, тренер от бога. У него всегда были сильные, симпатичные команды. Достаточно вспомнить мозырский МПКЦ. Вот и в “Энергетике” Иваныч давит на нужные рычаги, выжимает из футболистов все что можно. А главное — грамотно и качественно готовит. Вспомните: все команды высшей лиги вышли из отпуска в середине января, а то и позже, а “Энергетик” уже месяц как тренировался. И когда другие только втягивались в подготовку, парни Юревича были на ходу, проделали большой объем работы. Причем в жестком режиме, что свойственно этому тренеру. Отсюда и успехи на старте сезона. А в этом году “Энергетик” после трети чемпионата и вовсе забрался на самый верх таблицы. Будет жаль, если в трансферном окне более богатые клубы снова расхватают лидеров “студентов”. Интересно было бы увидеть, где она могла оказаться на финише.
— На кого ставите в нынешнем первенстве?
— Если “Энергетик” понесет кадровые потери, то вряд ли удержится в тройке. По-моему, медалистами станут все те же — “Шахтер”, БАТЭ и минское “Динамо”. А в какой последовательности — не берусь предугадать. Все примерно одинаковы по силам.
— Перед стартом в еврокубках какие ожидания?
— В прошлом сезоне было стыдно: все быстро вылетели. Не хотелось бы, чтобы подобное повторилось. Ожидания больше пессимистические, чем оптимистические, учитывая, что на родных стадионах никому не придется играть. Давно мечтаем, чтобы кто-то добрался до группового раунда еврокубка. Чтобы мы могли увидеть сильные клубы, порадоваться тому, что наши парни оказывают грандам достойное сопротивление, а их начинают уважать и даже побаиваться, как это было в лучшие годы БАТЭ. Не думаю, что так случится в 2022 году. Хотя буду рад ошибиться.
— Никогда не жалели, что посвятили всю жизнь тренерской профессии?
— Наоборот, счастлив, что так все сложилось. Искренне благодарен людям, которые поверили в меня, помогли в становлении, делились профессиональными секретами, направляли на путь истинный. Особые слова благодарности моей супруге Регине Игнатьевне, с которой шестьдесят лет живем душа в душу. Она замечательный психолог. Здорово выстраивает отношения с молодежью — не зря три десятилетия работала директором баскетбольной школы. В этом плане ее советы были крайне ценными. Да и сама она воспринималась пацанами-футболистами в интернате, оторванными от семей, как вторая мама. И эти теплые отношения сохранились до сих пор, хотя у многих ребят уже свои взрослые дети.
— Гордитесь, что оба сына пошли по вашим стопам?
— Безусловно. И Сергей, и Андрей выбрали тренерский путь. Сложный, порой неблагодарный, но очень увлекательный и интересный. Рад за сыновей. С ними мне в жизни тоже повезло.
— Восемьдесят — серьезный возраст. Груз прожитых лет не давит?
— А мы с женой делим его на двоих — не давит…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь