Дмитрий Назарук: у нас в паре главного нет
Между прочим, дослужилась до статуса, который, помимо их, есть лишь у двух судейских тандемов в стране, что лучше всего свидетельствует об их квалификации и ее оценке со стороны Европейской федерации гандбола. Обслуживание полуфинального матча чемпионата Европы-2021 среди девушек (U-17) — и отличные перспективы постоянной работы на высоком уровне. Пока ее, правда, у нашего дуэта нет по известным причинам — вместе с клубами и сборными от международных соревнований отлучены и арбитры. Остается надеяться, ненадолго. Во всяком случае собеседник корреспондента “ПБ” присутствия духа не теряет и желает вернуться на площадку.
— Дмитрий, вы долгое время пробыли в Грузии. Неужто собрались переезжать?
— Нет. Просто давно хотели отдохнуть вместе с супругой, посмотреть эту страну. А у меня все не получалось из-за работы. Не столько из-за судейства, которое для меня — профессиональное хобби, сколько из-за параллельной занятости. В общем, не хватало времени, поэтому последние три года никуда не ездил, лишь отправлял жену с ребенком в Турцию. Ну а пару месяцев назад у компании, где работал, наметился кое-какой спад, перспективы стали туманными. Решил, это наилучшая возможность сменить обстановку, возможно, поменять сферу деятельности. Когда, если не сейчас? Вот поэтому отправились отдохнуть не на неделю, а сразу на пару месяцев.
— Что это была за работа?
— Работал заместителем директора в одной частной компании, которая занималась поставкой перегрузочного оборудования, подъемников, ворот и так далее. Вел переговоры с поставщиками, проектировщиками, строителями и клиентами, в общем, контролировал сделку от начала и до конца. Работа трудная, но интересная.
— Судейству это не препятствовало?
— Мне повезло с руководителем. Тем более увлекался обслуживанием гандбольных игр уже с 18 лет, так что научился распределять время. Да и в принципе, когда устраивался в компанию, на собеседовании оговаривал, чем еще занимаюсь и что иногда мне придется отсутствовать на рабочем месте. Проблем не было, имел относительно свободный график, сам планировал неделю. К тому же часто работал в дороге. Телефон даже на выезде рядом, а там все что нужно: почта, расчеты, общение с клиентом.
— Будучи гандбольным арбитром, можно заработать?
— Не могу отвечать за всех. У каждого человека свои потребности. Возможно, кому-то хватает. Но я всегда понимал, что судейство — скорее подработка. Впрочем, хотя нам и говорят, что это хобби, на самом деле не легче, чем целый день с 8 до 18 пахать в офисе. Поверьте, тоже тяжелый труд.
— Как у вас с английским? Его знание ведь наверняка требовалось для категории ЕГФ?
— Когда мы с Денисом ехали на сдачу экзаменов для получения категории, больше всего переживал как раз за “инглиш”. Тесты ведь сдать не сложно, хватает базовых знаний, трудно лишь поначалу. А вот как найти общий язык, когда рядом судьи из Словакии, Словении, Чехии, Эстонии, Фарерских Островов, — вопрос. Тем не менее, когда приехал, волнение ушло. Да, чувствовалось, что наш английский где-то чуть хуже, нежели у других ребят. У судей из Люксембурга, например, три языка, и они без проблем переключаются с одного на другой. Но в целом наших знаний хватало, чтобы общаться. Ну а на площадке диалог происходит преимущественно языком всем понятных жестов.
— На протяжении карьеры у вас было два партнера по судейству — Кирилл Корсик и Денис Тодорашко. С кем комфортнее работалось? И правильно ли понимаю, что желание бросить свисток у одного фактически может поставить крест на карьере другого, ведь найти напарника сравнимой квалификации очень сложно?
— Да. Благодаря Кириллу отчасти я и пришел в судейство. Несмотря на то что мой отец Леонид Петрович — известный в прошлом гандбольный рефери, идти по его стопам стремления не было. А с Кириллом по “юношам” выступали за одну команду, примерно в одно время и закончили, когда я поступил в БГЭУ на очное отделение. Спорт с обучением практически не сочетается, и в итоге сделал выбор не в пользу гандбола. Зато впервые в жизни оказалась занята только одна половина дня, не знал, куда себя деть. А однажды написал Кирилл: мол, планируется судейский семинар по гандболу. Подумал: а почему бы и нет? Начал готовиться. Отцу же об этом сказал в последний момент, поскольку надо было заплатить взнос, а на первом курсе какие могли быть деньги? В общем, признался ему, чем хочу заняться. Он был в легком шоке, предостерег, что судейство — не самое простое дело. В итоге мы с Кириллом пошли на семинар и стали лучшими среди молодых рефери, отлично сдав и физические тесты, и письменные. Причем мало кто поверил, что я пришел не по отцовскому настоянию. В любом случае мне повезло с ним: в судействе хватает непонятных моментов, особенно когда ты только берешь свисток в руки, хотя, казалось бы, все написано в книжке — бери и учи. Однако на практике сталкиваешься со многими нестандартными ситуациями. Когда же у человека огромный опыт за спиной, он может доступно все объяснить. А что касается напарников, то мне, считаю, повезло с обоими. Что с Кириллом, что с Денисом находил общий язык, и у нас было максимальное взаимопонимание. Чтобы пара состоялась, вам недостаточно уметь просто хорошо судить. Нужно, чтобы вы были люди примерно одних интересов, одного достатка, вплоть до одинакового уровня в юморе.
— Чем сейчас занимается отец?
— Уже на пенсии. Работает делегатом на матчах чемпионата Беларуси, параллельно обслуживает детские турниры в качестве главного судьи. Своего рода хобби.
— Почему расстались с Кириллом?
— Через пару лет — а мы с ним работали три-четыре года (в первый отсудили порядка 200 детских игр) — он сказал мне, что хочет поехать учиться в Европу. В итоге продолжил судить там, во второй австрийской бундеслиге. Как-то делился впечатлениями: уровень, может, и послабее, зато зрителей — огромное количество. После того как распался наш тандем, думал о завершении карьеры. Если начинаешь работать с новым партнером, вновь проходишь болезненный процесс притирки. Но мне повезло: примерно в тот же период напарник Дениса предпочел посвятить себя тренерству. И так вышло, что наши отцы, которые хорошо друг друга знают, созвонились и обсудили ситуацию. Вот и сошлись с Денисом. Кстати, буквально сразу у нас понимание возникло на ментальном уровне. Пусть он и более жесткий судья, а я — мягкий. При этом он старше и на тот момент имел чуть больший опыт. Хотя и я успел получить хорошую практику в нашем чемпионате.
— Первый опыт судейства припомните?
— Наверное, такие истории есть у каждого. Кажется, что все просто. Но как только берешь свисток, все происходит иначе. В первом матче с Кириллом судили школьников. Был уверен, что все получится. А в итоге в первом же эпизоде достаю желтую карточку и вместо того, чтобы предъявить ее игроку, указав на него другой рукой, делаю все наоборот. Потому что в голове еще не сложились эти автоматические движения. Нюансы, которые приобретаются с опытом. Самое главное — быть незаметным, но справедливым.
— Кто в вашей паре главный? Наверняка случается, что порой мнения расходятся. Не становится ли это поводом для конфликтов?
— Конечно, бывает, когда два арбитра по-разному смотрят на ситуацию. Это главная причина, почему нельзя поставить в одну пару судей, которые раньше никогда друг с другом не работали, пусть они и большие профессионалы. Должно быть взаимопонимание, ибо есть риск двойных свистков. Очень редко, но случалось пробовать себя в паре с незнакомым коллегой. И вроде бы чувствуешь, что должен свистнуть ты, а он уже вторгается в твою зону ответственности. Потому что в его паре обязанности распределены по-другому, и это нормально. Ведь гандбол с точки зрения судейства — очень сложный вид спорта. Кто-то приветствует контактную борьбу, кто-то нет. Все нарабатывается годами. В нашей паре главного нет. Или, вернее, есть два главных, и у каждого своя область.
— Если Денис более жесткий, значит, подход все же неодинаковый?
— Вначале мы были противоположностями. Разница в первый год была очевидна. Денис чересчур строгий, я — наоборот. Но начали друг к другу тянуться и отыскали золотую середину. Сейчас крайне редко бывает, чтобы мы не соглашались с решением друг друга. Вместе просматриваем практически все игры, которые отработали, чтобы можно было расти в профессиональном плане. Можем десять раз прокрутить эпизод. Нет такого, чтобы кто-то был прав — и точка. Изредка поговорим на повышенных тонах, однако всегда приходим к консенсусу. Ведь огрехи есть у всех. Но чем отличаются профессионалы от менее опытных рефери, так это тем, что именно в простых ситуациях они действуют предельно четко и безошибочно.
— Грубая ошибка — это что?
— Когда игрок идет на бросок, его чуть ли не убивают, а ты ничего не свистишь. Такое, поверьте, бывает. Видел подобное даже на чемпионате Европы среди девушек, где мы судили в 2021 году. Почему? Неопытность, стресс. В общем, факторов хватает. Благо мы сейчас начали пользоваться гарнитурой, что сильно упрощает дело. Отличная вещь. Не знаю, почему она до сих пор не практикуется в нашем чемпионате. Делегат ЕГФ Иржи Конечны нам говорил так: мы, судьи, — лицо федерации и, если приезжаем работать без переговорного устройства, выглядим непрофессионально. Оно нужно не для того, чтобы показать, какие мы крутые, а банально улучшает качество судейства. Хотя и свое неудобство есть: возможности выключить напарника нет, приходится слышать его дыхание. Правда, вскоре привыкаешь, потому что осознаешь: без гарнитуры — никуда. Простой пример: часто команда играет без вратаря, а ее противник перехватывает мяч и хочет забросить в пустые — его заваливают. Это чистые семь метров. Но судья в поле не всегда видит, есть ли кто-то в воротах.
— Европейская федерация давно внедрила подобную практику?
— А она не обязательна. Слышал, что со следующего сезона ЕГФ может обеспечить всех судей единой переговорной системой. Арбитрам потребуется компенсировать лишь какую-то минимальную стоимость.
— А в Беларуси она есть?
— У судей, имеющих категорию ЕГФ, — да. Таких в нашей стране три пары. Считаю, было бы неплохо, если бы ею обеспечены были все. Причем не обязательно гарнитуру дарить. Судьи могли бы приобрести ее за свои средства, ведь покупаешь наушники практически на всю жизнь. Конечно, 100 или 150 долларов для начинающих судей — немало. Но пока не попробуешь, не поймешь, насколько это удобная и нужная штука. Раньше был стереотип: купишь — попадется что-то некачественное, китайское, и смотреть на тебя будут косо. В общем, будет дискомфорт. На деле же, если хочешь расти и связать жизнь с гандбольной площадкой, нужно потратиться и позаботиться о гарнитуре. Это в любом случае окупится более высоким качеством судейства.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь