Плеяда восточной столицы. Подстрелов, Концевой и Краснов одновременно играли за дубль и на дворовой детской площадке
Клуб никогда не купался в деньгах, оттого звездочки постоянно ехали искать лучшей доли.
Взор корреспондента “ПБ” не мог не остановиться на любопытной генерации игроков 1998-1999 годов рождения. Все они воспитывались в городской СДЮШОР-7 — той самой, откуда вышел единственный олимпийский чемпион по футболу из Беларуси Сергей Горлукович. Павел Павлюченко, Дмитрий Подстрелов, Денис Гречихо, Артем Концевой, Евгений Краснов, Владислав Федосов, Данила Нечаев, Илья Болтрушевич. Чуть старше — Денис Левицкий, маложе — Олег Никифоренко. Откуда произрастают корни успеха плеяды ребят, появившейся в одном месте и в одно время, востребованных на самом высоком уровне? (Вскорости, думается, некоторые из названных станут претендентами на роль лидеров национальной сборной.) Об этом беседа с тренером-преподавателем той самой школы — ныне обособленным структурным подразделенем СДЮШОР футбольного клуба “Днепр” — Михаилом ЮРКЕВИЧЕМ.
— Верно, что все эти парни начали заниматься не у одного тренера?
— Денис Левицкий родом из деревни Мокрое Быховского района, приехал к нам поздновато — в 14 лет. Уже в Могилеве с ним работал Геннадий Феоктистов, подтянул его к лицензионному возрасту. Денис отличался нестандартным мышлением на поле, неплохо работал с мячом. Паша Павлюченко долгое время занимался у Валерия Чаплыгина. 15-летнего воспитанника он передал все под ту же “лицензию”. Кстати, Павел сначала играл в команде с ребятами на год старше. Дима Подстрелов и Женя Краснов начинали у Бориса Соловьева, позже оказались под присмотром Ивана Туркова. Как раз я с Иваном Антоновичем в свое время собирал ребят 1998 года рождения. Артем Концевой тоже начинал футбольный путь у Туркова, а позже перешел к Виктору Голенкову. Он обладал рано проявившимися лидерскими качествами. В этом возрасте, надо сказать, лидеров хватало. Тот же Коля Прудников, который сейчас выступает в “Оренбурге”. Он ведь, родившийся в Шкловском районе, рано уехал в известную московскую школу “Чертаново”. С характером и Подстрелов.
Кстати, он мог вообще не появиться в большом футболе. Часто в тот период с ним, совсем еще юнцом, я встречался и разговаривал. Живу в микрорайоне Казимировка по соседству с его родителями, а также Концевого и Краснова. Так вот Дима вдруг перестал посещать тренировки. Стал выяснять, что случилось. Все банально: конфликт с Прудниковым. Захандрил паренек… Но впоследствии все стало на свои места — вернулся к занятиям.
— Федосов? Гречихо? Нечаев?
— Влад был у Святослава Гаврилина и, кстати, тогда тренировался с пацанами на два года старше. Денис с Данилой начинали обучение у Якова Рыжавского — в 14 лет он передал их на лицензионный возраст, который тогда вели Евгений Капов и Виктор Голенков. К слову, выступающий за “Ислочь” Олег Никифоренко (он моложе, 2001 года рождения) — тоже воспитанник Якова Гдальевича. Да, действительно, немало ребят “выстрелили”, но ведь многие не состоялись в профессиональном футболе. Таких случаев и не бывает, чтобы каждый занимающийся в группе проторил себе дорогу в профессиональный спорт.
— Некоторые ведь привлекались в сборные своих возрастов.
— Да, Павлюченко и Прудников вызывались Михаилом Мархелем в юношескую команду. Чуть позже подтянулся и Подстрелов. Помню еще, парни летали на отборочный турнир чемпионата Европы в Англию.
— Только лишь стечением обстоятельств можно объяснить то, что столько игроков одной генерации, из одного города, мягко говоря, не затерялись в большом футболе?
— Подстрелов, Концевой и Краснов играли во дворе, внимание, в 16 лет! То есть были в дубле “Днепра”, но рубились “2 на 2” на детской площадке между жилыми домами. Согласись, это о многом говорит. Там ведь важно не только соперника обыграть, но и в дерево не врезаться. (Улыбается.) Позже стали подтягивать к этим баталиям моего Федю (защитник Федор Юркевич заявлен на чемпионат могилевским “Днепром”. — “ПБ”.) и Никиту Краснова, младшего брата Жени. По человеческим качествам к Диме, Артему и Жене никогда не было вопросов. Знаешь, другие совсем не прочь молодежь “поддушить”, а они, напротив, брали под такую своеобразную опеку. Или вот еще более красноречивый пример. В декабре прошлого года в Могилеве в манеже проводился детский турнир на призы Ивана Туркова, нашего заслуженного тренера. Так вот Подстрелов, Концевой, Краснов и Миша Козлов — игрок минского “Динамо” и тоже воспитанник Антоновича — полностью взяли на себя расходную часть. Оплатили все, вплоть до работы судей. А потом провели дружеский матч: игроки 1998 года рождения против парней 1991 года рождения (из еще играющих — Павел Марков и Володя Журов). Жаль только, Паша Павлюченко не смог приехать — как раз улаживал контрактные формальности с польской “Нецечей”. Ему было неловко, но ситуация сложилась так, ничего не поделаешь. Все же остальные были, за что им большой респект.
— Связь поддерживаете? Ведь почти все они росли на ваших глазах…
— С кем-то больше, с кем-то меньше. К сожалению, не удалось уговорить Влада Федосова остаться в “Днепре” перед сезоном. Хотел играть в высшей лиге, а на тот момент наша команда еще была среди участников второго дивизиона. Поехал в чемпионат Кыргызстана, в “Нефтчи”. Кстати, надо с ним связаться — узнать, как дела.
Возвращаясь к предыдущему вопросу, нужно сказать: тогда среди ребят именно 1998 и 1999 годов рождения в Могилеве была большая конкуренция. Чтобы попасть в состав лицензионной команды по 1999 году, все рыли землю! Виктор Голенков собирал коллектив из всех школ города, а помогал ему в тренировочном процессе Евгений Капов. Представь: на занятии — по 25 человек!
— Все равно не понимаю, как так получилось…
— Слушай, мы ведь тогда часто выезжали на турниры. Понятно, посильную помощь в этом оказывали родители, но по-другому никак. Все хотели играть. Бывает ведь ситуация иная — вообще не знаешь, как и кем закрывать возраст. А тогда в команде не было только Павлюченко, который уже играл за “Днепр” в первой лиге у Александра Седнева. Все остальные рвались в бой. К тому же, увы, не заиграл хороший парень Никита Савченко, центральный защитник. Влад Казаков пробовал зарекомендовать себя в “Днепре” — Седнев немного его подпускал к команде. Сейчас трудится тренером в нашей клубной школе. В команде 1998-1999 годов рождения в последний год бок о бок выступали Подстрелов, Гречихо, Концевой, Краснов, Федосов, Нечаев… Компания сложилась мощная, ротация была будь здоров.
— Бог каждого в темечко поцеловал?
— В любом случае ни одного из них бесталанным не назовешь. Подстрелов, Концевой, Женя Краснов обладают нетипичной техникой. И все это благодаря двору. Оттачивали пацаны вот так умение работать с мячом, с утра до вечера. Мало того, в то время, выступая за дубль, еще и по всей Казимировке носились в казаки-разбойники. Единственное, в психологическом плане некоторые проблемы имелись у Жени Краснова. Благо с прошлого года он заиграл в “Витебске”. Одаренный футболист видит поле, но мешало чрезмерное волнение. Концевой и Подстрелов — другие, смелее. Хотя после первого вояжа в Европу Артема, когда пытался закрепиться в венгерском “Мезекевешде”, беседовали, и он говорил: там реально было очень тяжело. Признался, что к такой крутой перемене в карьере оказался не готов. В отнюдь не бедный клуб приехали много качественных, немало поигравших украинских футболистов возрастом 26-27 лет. Уровень серьезный. Сейчас вот тоже вмешались обстоятельства, не позволившие продлить рабочую визу в Чехии. Вроде в СМИ муссировалась тема российского вектора продолжения карьеры Концевым. Давно его не видел, не в курсе, где окажется.
— В общем, формулы, по которой можно было поставить процесс массового воспитания футболистов хорошего уровня и одного возраста, нет?
— Если бы знали какой-то секрет, или, как ты выразился, формулу, — естественно, применяли бы постоянно. А здесь, наверное, сыграло роль благоприятное стечение обстоятельств. Задатки, неуемное желание ребят прогрессировать — главные слагаемые успеха.
Еще вот что надо отметить. Когда закончил карьеру Вова Шунейко и пришел работать тренером, парней 1998 года рождения передал ему. Все-таки взгляд замыливается, да и, чего греха таить, появляются любимчики. От этого не уйти, все-таки с Иваном Антоновичем многих набирали, когда им всего по восемь лет исполнилось. Стараешься быть объективным, но все равно душа к кому-то больше лежит. А Володя — хороший защитник, поигравший в чемпионате России, в национальной сборной. Поэтому он тоже привнес в становление этих игроков свою лепту. Думаю, то, что они развивались под началом нескольких тренеров, имело благотворный эффект.
— Каждый наставник силен по-своему.
— К примеру, Яков Рыжавский отлично ставит технику. Дети тренировались у него в неотапливаемом зале металлургического завода, но при минусовой температуре не пропустили ни одной тренировки. Если на улице, то им нипочем ни снег, ни дождь. Все, о ком сейчас говорим, — индивидуально сильные игроки. И трудяги. Вспоминаю случай. Женьке Краснову девять лет, а он приехал в холодину в джинсовой курточке. Думаю: как он в такой одежде вышел из дома? При том, что семья у него хорошая, три сына. Просто родители были на работе, а он как смог, так и оделся. Как тренер такие моменты понимаешь.
— У кого из названных футболистов есть большой потенциал для роста?
— Считаю, Концевой еще должен сказать свое слово. Его мышление, природные качества позволяют играть на хорошем уровне — в той же российской премьер-лиге. Импонирует Гречихо, который в минском “Динамо” неплохо проявил себя. Посмотри, ведь когда его не было в матче с “Ислочью”, команда вчистую проиграла середину поля. Хочется, чтобы громче о себе заявил Женька Краснов. Хотя, возможно, он из разряда “поздних” футболистов. Помню, еще в те годы Турков говорил, что нужно ждать, пока парень расцветет. Про него тоже есть интересная история, характеризующая парня. Приехали с турнира, а у него телевизионщик хотел взять интервью, Женя капитаном был. И тот так перед камерой растерялся, что расплакался.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь